» » » » Леонид Левитин - Узбекистан на историческом повороте


Авторские права

Леонид Левитин - Узбекистан на историческом повороте

Здесь можно скачать бесплатно "Леонид Левитин - Узбекистан на историческом повороте" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Узбекистан на историческом повороте
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Узбекистан на историческом повороте"

Описание и краткое содержание "Узбекистан на историческом повороте" читать бесплатно онлайн.








Эта победа арабов имела не только политическое, но и огромное культурно-историческое значение. Они захватили вместе с обозом китайцев и их бумажную мануфактуру. Производство бумаги в то время осуществлялось в Самарканде. Затем эта монополия была нарушена, секрет изготовления бумаги попал в Багдад, и в скором времени бумага вытеснила папирус и пергамент. Свершилась техническая революция, значение которой для цивилизации трудно переоценить.

Арабское завоевание способствовало мировому признанию великих ученых, живших и творивших в то время на земле Узбекистана. Короткий рассказ о них в порядке хронологии.

Аль-Фергани (аль-Фаргани, латиниз. Альфраганус) - Ахмед ибн Мухаммед ибн Кассир, ок. 785-ок. 861, выдающийся астроном. Он родился в районе Кувы в Ферганской долине. Вместе с двором аль-Мамуна переехал в Багдад. Всемирно известны восемь трудов аль-Фергани. Главный из них "Книга о небесных движениях... или Элементы астрономии" - энциклопедия астрономических знаний того времени. В переводе на латинский и другие европейские языки этот труд был широко распространен в Европе в XIV-XV вв. Великий немецкий астроном и математик Иоганн Мюллер, 1436-1476 (латиниз. Региомантанус), основавший одну из первых астрономических лабораторий в Европе (Нюрнберг, 1471 г.), автор первых печатных астрономических таблиц (1474 г.), которыми пользовались Колумб, Васко да Гама и другие мореплаватели, почитал аль-Фергани как своего учителя и широко ссылался на его труды в исследованиях и университетских лекциях.

Мухаммед бен Муса аль-Хорезми (787ок.-850), великий ученый из Хорезма, написавший трактат по арифметике с индийскими цифрами, которые после этого стали называться арабскими. Аль-Хорезми не изобретал этих цифр, но он способствовал их распространению по всему миру. Он описал в своем трактате, переведенном в Испании в XII в. на латинский язык, вычислительные операции, схожие со сложением или умножением, которые и по сей день имеют большое значение в математике и называются алгоритмами, отлатинизированного имени аль-Хорезми. Слово "алгебра", латинизированное арабское слово "аль-джебр" ("восстановление"), введено в научный оборот и во все мировые языки тоже аль-Хорезми в его книге "Китаб аль-джебр валь-мукабала" ("Книга о восстановлении и противопоставлении").

Имам аль-Бухари - Мухаммед ибн Исмаил аль-Джуфи (810-870) - мусульманский деятель, сыгравший значительную роль в составлении исламского священного предания - "Сунны" (араб. - "обыкновение", "образ действия", "поведение"), изложенной в хадисах (араб. - "сообщение", "рассказ"). Аль-Бухари тщательно изучил и перепроверил, как отмечено в источниках, 600 тыс. хадисов и кроме того лично записал у своих учителей и информаторов еще 200 тыс. хадисов. Из этого громадного количества он отобрал 7563, которые составили свод достоверных хадисов.

"Аль-Джами ас-Сахих", часто называемый "Сахих" аль-Бухари. Это был первый сборник хадисов, составленный по принципу мусаннаф, то есть с классификацией хадисов по сюжетам. "Сахих" аль-Бухари уже его современниками был признан выдающимся руководством по фикху (мусульманской юриспруденции). Он по праву считается второй книгой после Корана. К "Сахиху" аль-Бухари, переведенному на многие языки, написано свыше ста комментариев. Кроме своего главного труда, аль-Бухари оставил большое научное наследие. Его перу принадлежат более двадцати сочинений религиозного и глубоко этического содержания.

Фараби (аль-Фараби) - Абу Наср ибн Мухаммед. Родился в 870 г. в городе Фарабе на Сырдарье, умер в 950 г. в Дамаске. Философ, ученый-энциклопедист, один из главных представителей восточного аристотелизма, переплетающегося у Фараби с неоплатонизмом, комментатор Аристотеля, имевший почетное прозвище "Второй учитель" (то есть второй после Аристотеля). Сочинения: "Геммы премудрости", "Большая книга о музыке", "О взглядах жителей добродетельного города", философские, логические, математические трактаты, трактат о классификации наук. Аль-Фараби оказал большое влияние на Ибн Сину, Ибн Баджу, Ибн Туфайля, Ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы.

Насколько же обогнал тогда Узбекистан Европу! В буквальном смысле слова дух захватывает, когда подумаешь об этом. Не с Саманидов началось интеллектуальное величие Средней Азии, хотя их выдающееся значение, естественно, нельзя недооценивать.

Именно при Саманидах (875-999 гг.) Мавераннахр приобретает свою индивидуальную неповторимость в составе Багдадского халифата. Основатель династии Саман-худат, иранский аристократ, выходец из Балха (района Термеза), став наместником Мерва, принял ислам. Четверо его внуков служили у багдадского халифа аль-Мамуна наместниками Герата, Самарканда, Ферганы и Чача (Ташкента). Сын одного из них, Наср ибн Ахмад, в 875 г. получил титул эмира - военного командующего всего Мавераннахра.

В этот период происходит интеграция местной аристократии в верхние слои арабско-исламской империи. При дворе в Бухаре иранский язык, теперь уже в своей новоперсидской форме, вновь становится языком поэзии. Наряду с поэтами Рудаки и Дакики, при Саманидах начал свое творчество великий Фирдоуси, создатель персидского национального эпоса "Шахнаме" ("Книга о царях") с 600 тысячами двустиший.

При Саманидах жили и творили также двое выдающихся ученых. В 980 г. недалеко от Бухары в селении Афшана родился Ибн Сина, по-латински Авиценна (ум. в 1037), ученый, философ, врач, музыкант.

Он учился в Бухаре при саманидском эмире Нуха II ибн Мансуре (976-997). Из его воспоминаний известно, что тогдашнему книжному базару в Бухаре не было равных. Молодой ученый имел доступ к библиотеке бухарского правителя, состоящей из нескольких помещений, каждое из которых было посвящено какой-то отдельной отрасли знаний. Главный научный труд Ибн Сины "Канон врачебной науки", в котором обобщены взгляды и опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, издавался на Западе на латинском языке более тридцати раз и являлся вплоть до XVII в. одним из основополагающих трудов по медицине. В философии Ибн Сина продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма.

Другой великий ученый этой эпохи аль-Бируни (973-ок. 1050) родился в Кате в Хорезме, недалеко от сегодняшнего Ургенча. Труды аль-Бируни, свободно владевшего санскритом, прекрасно знавшего историю, духовный мир и науку Индии, являются неисчерпаемым источником знаний об этом субконтиненте (Barthold W. Turkestan Down to the Mongol Invasion.-London. 1958; Bosworth C.E. The Medieval History of Iran// Afghanistan and Central Asia.-London. 1977).

He могу не добавить еще, что Саманиды лояльно относились ко всем религиям, исповедуемым их подданными. При них не испытывали никаких притеснений и евреи.

Мавераннахр стал первой из исламских стран, оказавшейся на пути вторжения монголов. К началу 1220 г. Чингисхан со своей армией пересек Сырдарью. В марте ему открыла ворота Бухара, вскоре после этого последовали Самарканд, Ходжент, Гургандж. Монгольское господство, продолжавшееся здесь более ста лет, оставило в регионе один неизгладимый след. Поскольку войска завоевателей состояли не только из монголов, но и тюрок, ускорился начавшийся еще в доисламский период переход от иранского к тюркским языкам. Персидский язык сохранялся среди жителей крупных городов и в качестве письменного языка. Однако тюркский, так называемый чагатайский, стал не только письменным, но даже литературным языком.

ТИМУР И ТИМУРИДЫ

Всадник на боевом коне

Одним из тюркоязычных правителей - беков на территории Узбекистана был эмир Шахр-и-Сабза (Зеленого города) Тарагай. Сыну Тарагая Тимуру (1336-1405) удалось сделать территорию нынешнего Узбекистана метрополией, а Самарканд столицей огромной империи.

В начале девяностых в центре Ташкента Эмиру Тимуру был установлен памятник. Всадник на боевом коне, протягивающий вперед руку, как бы соединяя прошлое с будущим. На пьедестале высечены слова Тимура "Сила в справедливости".

Собственно говоря, с этого памятника и началась канонизация Тимура в независимом Узбекистане как персонифицированной национальной идеи, как ключевой личности национальной истории. Мне уже приходилось писать на эту тему несколько лет назад. Сегодня могу повторить: в героизации прошлого народа, его исторических фигур должно быть соблюдено чувство меры, непременно должен присутствовать, я бы сказал, исторический такт. А уж об исторической правде и говорить не приходится. Если она отсутствует, рано или поздно наступит общественное отторжение идеала. Примеров этому в мировой истории немало.

Государство, созданное Тимуром, - это совершенное образование, с достаточно отработанной по меркам того времени системой законов. При нем проводились гигантские оросительные работы, расцвели ремесла и торговля, строительство и архитектура. Построенные по его указанию мечеть Биби-Ханым и мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, дворец Ак-Сарай в Шахрисабзе, мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави в Туркестане были и остаются архитектурными шедеврами всемирного значения. По решению ЮНЕСКО в 1996 г. отмечалось 660-летие Тимура. К юбилею были приурочины, проведенная в Париже научная конференция и выставка на тему: "Расцвет науки, культуры и образования в эпоху Тимуридов".


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Узбекистан на историческом повороте"

Книги похожие на "Узбекистан на историческом повороте" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Левитин

Леонид Левитин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Левитин - Узбекистан на историческом повороте"

Отзывы читателей о книге "Узбекистан на историческом повороте", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.