Национальный эпос армянского народа - Давид Сасунский

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Давид Сасунский"
Описание и краткое содержание "Давид Сасунский" читать бесплатно онлайн.
Переложение одного из вариантов эпоса в прозе, созданное поэтом и прозаиком Наири Зарьяном и переведенное на русский язык Н. М. Любимовым в 60-х года XX века.
Кто на ковре разлегся и спит, кто на зурне играет, кто свою палицу чинит.
Завращал глазами Давид, огляделся по сторонам, повернулся, пошел прочь от пещеры. Схватил огромный утес, тем утесом завалил вход в пещеру, чтобы дэвы не вышли, не убежали, и закричал грозным голосом. Крик его на дэвов ужас навел. Старший дэв сказал:
– Ой, беда! Это Мгеров сын, Давид Сасунский. Вставайте, поклонитесь ему, в верности поклянитесь, а не то он нас всех перебьет!
Дэвы стали по одному выходить. Давид всем им шеи свернул, головы пооторвал, побросал. Всем сорока уши поотрезал, в одну яму швырнул, а сам в пещеру вошел. Одна комната в этой пещере была полна золота, другая полна серебра, в третьей высились горы драгоценных камней. С тех пор как скончался Мгер, дэвы много раз на Сасун нападали, грабили его, добычу свозили сюда и сваливали в этой пещере.
– Ой-ой-ой!.. – молвил Давид. – Это же все наше, сасунское добро!
Прошел он еще в одну комнату, а там был привязан красивый жеребенок.
– Хорош! – сказал Давид; остановился, оглядел жеребенка, мысленно распределил добычу, пастушескую свою суму наполнил золотом, вышел из пещеры, продел дубинку в ушки котла, котел взвалил на спину и пошел туда, где варили харису. Там он вдоволь наелся харисы, собрал селян из семи сел и обратился к ним с такими словами:
– Тише! Слушайте, что я вам скажу! Этот большой котел я даю вам взамен малого вашего котла. Возьмите золото и распределите между собой – это вам возмещение за коров, которых дэвы угнали и зарезали. А вот вам шкуры сорока ваших коров. Но только вы эти шкуры себе не берите! Отдайте их бедным – пусть обувь себе из них сделают, пусть носят и молятся за упокой души моего отца. Горе вам, – добавил Давид, – если вы у братьев моих, пастухов, отымете хоть одну горсть проса, которое им причитается за работу, – Давид разрушит ваши дома!
Селяне в один голос ему ответили:
– Да что ты, Бог с тобой! Не обидим мы твоих братьев, иди себе с миром!
…Давид пошел к пастухам, отделил свое стадо, пригнал его в Дашту-Падриал.
– Забирайте скотину! Больше я вам не пастух! – крикнул он. Хозяева разобрали скот, а Давид отправился в Сасун, пошел прямок Кери-Торосу и спросил:
– Кери-Торос! Сколько мужчин у нас в доме?
– Вместе с тобой, если и тебя за мужчину считать, будет сорок мужчин, – отвечал Кери-Торос.
– А сколько чувалов у нас?
– Вместе с твоим, если и твой чувал чувалом считать, будет сорок чувалов.
– Кери-джан! – молвил Давид. – Ты только не сердись. Созови всех мужчин, мы возьмем сорок чувалов и пойдем за золотом.
– А, пошел ты, собачий сын! – прикрикнул на Давида Кери-Торос. – Ты горсточки проса домой не принес, где же ты возьмешь сорок чувалов золота?
– Кери! – молвил Давид. – Я столько золота принесу, что ты и сам будешь жить не тужить, и семь нисходящих колен твоих будут жить в свое удовольствие. Да и потом, до каких пор мне в пастухах-то ходить?
Рассердился Кери-Торос.
– Полно тебе, малый, вздор городить! – сказал Кери-Торос. Разгневался Давид. Развязал пастушескую свою суму и высыпал золото к ногам дяди.
Диву дался Кери-Торос.
– Ой, Давид, свет очей моих! Неужто ты сорок дэвов убил?
– Вот ей-Богу, убил! – отвечал Давид.
Все сорок мужчин взяли сорок чувалов, вывели из стойл сорок мулов и пошли. Вел, вел сасунцев Давид, перевалил через гору Сехансар и привел к пещере дэвов. И тут все увидели мертвых дэвов. Распухли дэвы и стали похожи на Похский холм.
Пачкун Верго вывел своего мула из каравана и дал тягу. Вслед за ним и другие, как увидели мертвых дэвов, собрались было дунуть, но Давид остановил их:
– Куда вы, дурачье? Я от живых дэвов не убежал, а вы от мертвецов удираете? Не бойтесь! Я их всех до одного уложил. Коли не верите, поглядите на их отрезанные уши!
Беглецы повернули назад и увидели: глубокая яма доверху набита отрезанными ушами сорока давов.
Тут все приободрились и погнали мулов к пещере. Давид отвалил от входа в пещеру утес, взял с собой Кери-Тороса, Горлана Огана, Пачкуна Верго и вошел в пещеру. Как увидели Давидовы спутники груды золота, ошалели от радости, ног под собою не чуют. Забрали все, сколько там его ни было, золото, серебро, драгоценные камни, набили чувалы, навьючили мулов и возвратились в Сасун.
Теперь сундуки у сасунцев ломились от сокровищ.
В море золота плавал Сасун.
А Давид, кроме жеребенка, ничего в добычу себе не взял.
Часть третья
ДАВИД-ОХОТНИК. САРЬЯ И САСУНСКАЯ СТАРУХА
С той поры как Давид перебил дэвов, стал он любимцем всего Сасуна. Горлан Оган достал для него лучшего сокола.
– Сыну Мгера не подобает стадо пасти, – сказал он. – Езди-ка, мальчик, на охоту!
Давид сокола взял и начал ездить в поля на охоту, убивал куропаток, перепелов, воробьев.
Жила в Сасуне старуха-ведунья. Был у старухи клочок земли, и на нем она сеяла просо. На старухином поле было видимо-невидимо куропаток, перепелов, воробьев. Вот как-то раз пошла старуха просо свое поглядеть, и что же она видит? Давид с соколом на руке на резвоногом коньке за птицами охотится, просо топчет.
– Давид! – сказала она. – Что ты делаешь? Ты мое просо вытоптал.
Чтоб ты пропал! Неужто ты будешь сыт воробьями? Кой тебе прок от воробьиного мяса? Коли ты охотник, так иди в горы. Разве мало там оленей, диких баранов? Убивай и питайся их мясом.
– Нанэ! – молвил Давид. – Ну хорошо, поеду я в горы, а как я дикого барана убью? Нет у меня хорошего лука.
– А разве у славного отца твоего не было лука и стрел? – спросила старуха. – Возьми отцовский лук и стрелы и иди на охоту.
– А у кого хранятся отцовский лук и стрелы?
– Спроси у своей тетки, у жены Огана, – отвечала старуха. Давид воротился домой и спросил:
– Тетя! Где отцовский лук и стрелы?
– Ей-Богу, не знаю, – отвечала Сарья. Давид к старухе пошел.
– Нанэ! – сказал он. – Не знает тетка, где отцовский лук и стрелы.
– Знает! – молвила старуха. – Знает, сынок, да только не сказывает.
Возьми измором Сарью, и в конце концов она откроет тебе, где спрятаны отцовские стрелы и лук.
– Как же ее измором взять?
– Ступай раздроби камень, на огне накали и скажи Сарье: «Или съешь каменную эту крупу, или укажи, где отцовские стрелы и лук!»
Давид пришел домой, раздробил камень, каменную крупу на огне накалил, позвал Сарью и сказал:
– Тетя! Дай мне руку.
Давид был парень пригожий. Сарья-ханум давно на него заглядывалась.
И сейчас она охотно протянула Давиду руку. Давид схватил ее руку и сказал:
– Говори: где отцовские стрелы и лук?
– Давид, ненаглядный ты мой, я знать не знаю, ведать не ведаю, про то знает твой дядя.
– И ты тоже знаешь, – не отставал от нее Давид. – Говори!
– Не скажу!
Взял Давид горсть раскаленной каменной крупы, высыпал ее Сарье на ладонь, сжал ей пальцы в кулак и сказал:
– Говори!
– Ой-ой-ой, Давид! – закричала Сарья. – Ой как жжет! Пусти, скажу!
Отпустил ее руку Давид, а Сарья:
– Не скажу!
Тогда он опять схватил ее руку, высыпал на ладонь каменную крупу, сжал ей пальцы в кулак.
– Ой-ой-ой, Давид! – закричала Сарья. – Скажу, скажу!.. Иди в сарай – там висят лук и стрелы твоего отца. Сходи за ними. Коль сумеешь натянуть тетиву, бери себе лук и ходи с ним на охоту, а коль не сумеешь, пускай лук висит там, где висел.
Принес Давид из сарая и стрелы и лук и в мгновение ока натянул тетиву. Подивилась Сарья.
– Мгер целый час мучился, прежде чем тетиву натянуть, – сказала она. – А ты только рукой шевельнул – и тетива уже натянулась.
Ты сильнее отца, Давид, Возьми отцовский лук и отцовские стрелы – ты достойный сын своего отца!
Обрадовался Давид, взял отцовский лук со стрелами и пошел. И теперь он каждый день ходил на охоту.
Давид был юный красивый пахлеван. Жена Горлана Огана сохла по нем. Как-то раз не вытерпела она и сказала:
– Давид! Я хочу родить от тебя сына-богатыря. Опешил Давид.
– Что ты, тетя? – сказал он. – Ты мне мать, я тебе сын. Стала думать Сарья: «Как же мне быть?..»
Нагрела Сарья воды, унесла горячую воду в сарай, позвала Давида и попросила, чтоб он ей воду на голову лил.
Давид одной рукой воду льет, а другой рукой глаза закрывает, чтобы на нее не глядеть.
Вот вымыла Сарья голову, смотрит – Давид зажмурился. Распалилась на него гневом Сарья, заголосила, стала на себе волосы рвать, лицо себе в кровь расцарапала, пошла домой и села у себя в горнице.
Пришел Горлан Оган.
– Эй, жена! Что-нибудь случилось? – спросил он.
– Как же не случиться! – отвечала Сарья. – Я думала, ты сына мне в дом привел, не знала я, что ты мужа мне в дом привел.
– Что ты говоришь, жена?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Давид Сасунский"
Книги похожие на "Давид Сасунский" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Национальный эпос армянского народа - Давид Сасунский"
Отзывы читателей о книге "Давид Сасунский", комментарии и мнения людей о произведении.