Национальный эпос армянского народа - Давид Сасунский

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Давид Сасунский"
Описание и краткое содержание "Давид Сасунский" читать бесплатно онлайн.
Переложение одного из вариантов эпоса в прозе, созданное поэтом и прозаиком Наири Зарьяном и переведенное на русский язык Н. М. Любимовым в 60-х года XX века.
Наелись ягнята и козлята. Давид загнал их в пещеру, а сам лег у подножья отвесной скалы и уснул.
Много ли, мало ли спал Давид, неизвестно. Проснулся, глядь-поглядь – пещера пуста. Посмотрел Давид туда – нет ягнят, посмотрел сюда – нет козлят, исчезли бесследно. Вскарабкался Давид на вершину скалы, крикнул:
– Эй вы, горы, Сасунские горы! Где мои ягнята? Где мои козлята?..
От Давидова рева гром пошел по горам и ущельям. Лисицы, зайцы, куницы – все, сколько их ни было, – кто из-под камня, кто из-под куста выскочили – и бежать!
Удивился Давид:
– Ну и ну! Как резво бегают мои козлята!
Припустился он за ними вдогонку, всех словил – кого под камнем, кого под кустом, – словил, пригнал, в пещеру загнал вместе с ягнятами.
Горлан Оган принес Давиду поесть, смотрит: стальные сапоги у него стоптаны, стальной посох у него сбит.
– Давид, родной ты мой! – молвил дядя. – Что же это такое? Если мы каждый день будем тебе стальные сапоги изготовлять и стальной посох выковывать, то весь твой заработок только на это уйдет. Какая же нам-то от этого польза?
– Ах, дядя! – со вздохом сказал Давид. – Нынче я так много бегал, что стоптал сапоги. Завтра я не стану ягнят пасти.
– Что, Давид? Как видно, стадо-то пасти не сладко?
– Сладко, дядя, клянусь тебе богом, сладко. Бурые ягнята и черные козлята – тихие, смирные. С ними я хорошо справляюсь. Но рыжие, пышнохвостые, длинноухие всю душу мне вымотали: бегут, бегут – никак их не остановишь.
Удивился Горлан Оган.
– А разве есть у тебя, Давид, рыжие, пышнохвостые, длинноухие козлята?
– Есть, дядя, есть, да еще как много!
– Неужто? – изумился Горлан Оган. – Ну-ка выгони ягнят из пещеры – я на них погляжу.
Вошел Давид в пещеру да как стукнет посохом об этот камень, об тот, да как крикнет – все куницы, зайцы, лисицы повыскочили и удрали.
Вышел Давид из пещеры.
– Эй, дядя! – молвил он. – Что ж ты козлят моих упустил?
– Чудной ты, Давид! – молвил Горлан Оган. – Какие же это козлята? Это – зверье, пусть себе бегут!
Давид рассердился:
– Ай-ай-ай!.. Упустил ты моих козлят! Хозяева спросят, где их козлята, что я им отвечу?
Опять помчался Давид по горам и ущельям догонять удиравших зверей. И до того он их загонял, до того он их заморил, что они языки повысунули от усталости. Давид всех переловил, привел и сбил в одно стадо с ягнятами.
– С этими дохлыми тварями не отдохнешь, куска хлеба не съешь, – сказал он.
Вечером Давид погнал ягнят и козлят к городу и, дойдя до окраины, крикнул:
Забирайте скорее ягнят и козлят!
Я замучился с ними, я жизни не рад.
У кого был один – тем я десять пригнал,
У кого было десять – тем двадцать пригнал.
Горожане отовсюду набежали, ягнят и козлят своих забрали, увели, да еще каждый в придачу, кто сколько мог, куниц, зайцев, лисиц с собой утащил. Зайцев порезали, съели, из лисиц и куниц шубы сшили, шубы на себя надели.
С той поры сасунцы приучились охотиться за зайцами, мясо их в пищу употреблять, а из шкур лисиц и куниц шили себе шубы.
Вечером Горлан Оган созвал отцов города.
– Плохо дело, – сказал он им. – Давид козлов от зайцев не отличает, все время гоняется за зверьем, за день пару стальных сапог изнашивает. Прошу вас, подыщите Давиду другое занятие.
Подумали отцы города и говорят:
– Да, джаным. Не оставил он в горах ни зайцев, ни лисиц. Всю дичь перевел.
– Так что же нам делать с Давидом?
– Пусть пасет буйволов и коров.
Утром Оган пошел к кузнецу, заказал Давиду стальные сапоги и стальной посох. Давид вышел на окраину.
– Эй вы, владельцы коров и буйволов! – крикнул он. – Гоните скотину сюда, а я ее на пастбище погоню. Я не буду больше пасти ягнят и козлят. Гоните буйволов и корой!
Горожане пригнали скот.
Давид выгнал стадо в поле.
Стадо он пустил пастись, а сам растянулся под обломком скалы и уснул. Много ли, мало ли спал Давид, неизвестно. Проснулся, глядь-поглядь – нет стада. Пока он спал, буйволы и коровы взобрались на гору и разбрелись по нагорному лесу да по теснинам, Давид -- туда-сюда, наконец влез на высокую скалу и во всю мочь крикнул:
– Эй вы, горы, Сасунские горы! Где мое стадо?
От Давидова рева гром пошел по горам и ущельям. На этот раз из берлог, из логовищ выскочило видимо-невидимо волков, медведей, тигров и львов.
– Ах, чтоб их черт побрал! Опять удирают!..
Припустил Давид за зверями и так долго бегал, так долги за ними гонялся, что они языки повысунули от усталости и остановились. Давид волков словил под кустами, медведей в пещерах, тигров на горах, львов во рвах, поймал и смешал со своим стадом. А тем временем буйволы и коровы уже наелись, спустились с горы в поле, воды в реке напились и разлеглись на берегу.
Все поле усеяно было зверями. Друг друга они не трогали, – Давида боялись. Чуть только кто кого укусит – Давид схватит обидчика и с такой силой швырнет, что тот сквозь землю провалится.
В полдень дядя принес Давиду поесть, смотрит – поле дикими зверями усеяно. У Горлана Огана желчный пузырь лопнул от страха.
– Давид! Что ты наделал? – еще издали крикнул Оган. А Давид как ни в чем не бывало ему ответил:
– Я стадо на водопой пригнал, дядя Оган. Проголодался. Ты мне поесть принес?
– Подойди ко мне и возьми. Я ближе не подойду.
– Почему, дядя?
– Чудак человек! Ты тигров и львов, сколько их ни есть, пригнал, со стадом смешал и еще спрашиваешь, почему я не подхожу?
Давид подошел, взял еду и вернулся к своему стаду. А Горлан Оган скорым шагом пустился назад и, дойдя до Сасуна, вскричал:
– Эй, сасунцы! Запирайте городские ворота, запирайте двери ваших домов! Давид всех волков, медведей, тигров и львов, сколько их ни есть, поймал, со стадом смешал, вечером в город пригонит. Запирайте двери, спасайтесь!
Вечером Давид погнал стадо к городу и, придя на окраину, крикнул:
Я на гору взбирался, спускался в ров -
Все искал ваших буйволов и коров.
У кого был один – тем я десять пригнал,
У кого было десять – тем двадцать пригнал.
Никто не идет за скотиной. Давид снова позвал, снова закричал во всю мочь, но город был нем, городские ворота были на запоре.
– Придете за скотом – добро пожаловать! – сам с собой заговорил Давид. – Не придете – пошли вы ко всем чертям!.. Вот и делай людям добро! Я им с гор и из ущелий пригнал столько крупных коров, а они ворота захлопнули перед самым моим носом, не идут за стадом, а мне домой из-за них не уйти, не поспать…
Сказавши это, Давид лег прямо наземь, шапку под голову положил, уснул и проспал до утра.
Раным-рано проснулся, видит: дикие звери убежали в горы, остались коровы да буйволы. Давид вновь кликнул клич. Горожане встали, дрожа от страха, отворили двери, пошли за своими буйволами и коровами и пригнали их домой.
– Э-эх! Чудные вы люди! – промолвил Давид. – Вовремя не пришли – тучные коровы успели удрать, остались лишь тощие.
Пошел Давид к хромому попу, весь день псалмы читал, вечером пришел домой и завалился спать, с тем чтобы на заре снова выгнать стадо на пастбище.
Отцы города пришли к Горлану Огану.
– Брат наш Оган! – сказали они. – Опять Бог знает что вышло.
Ваш Давид и впрямь дурачок – коров от медведей не отличает. По его милости нас растерзают тигры и львы. Наши жены и дети от страха умрут.
Речи эти дошли до слуха Давида. Рассердился Давид:
– К чертям ваше стадо! Больше я вам не пастух. А Горлан Оган ему на это сказал:
– Когда так, я тебя больше не стану кормить. Иди на все четыре стороны!
Обиделся Давид. Вышел из города, лег под большим камнем, призадумался и незаметно уснул.
Утром Кери-Торос пришел в город, спросил:
– Где мальчик наш? Где Давид?
В городе все мужчины Давида бранили, все женщины проклинали.
Пошел Кери-Торос Давида искать. Вышел из города, смотрит – спит мальчик под камнем; ни подушки под головой, ни одеяла сверху. Кери-Торос так пнул его ногой, что будь то не Давид, а кто-нибудь еще, ушел бы он в землю на семь кангунов, уж вы мне поверьте!
Пробудился Давид.
– Эй, Кери-Торос! – молвил он. – За что ты меня ударил?
– А что ты наделал, безумец?
– Ей-Богу, я не виноват. Лохматые коровы бросились бежать со всех ног, и я их побил. Горожане осерчали и отняли у меня стадо.
– Эх ты, блажной! Сумасброд ты сасунский, вот ты кто! Слушай, мой мальчик. Те, что со всех ног удирают, пусть бегут себе в горы, а тех, что не резво бегут, собирай и гони впереди себя в город. Понял?
А ну вставай, вставай, идем! Я уговорил отцов города, чтобы они опять взяли тебя в пастухи.
– Нет, Кери-Торос, – молвил Давид. – Я в этом городе не останусь. Укажи мне какой-нибудь другой город, туда я и пойду.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Давид Сасунский"
Книги похожие на "Давид Сасунский" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Национальный эпос армянского народа - Давид Сасунский"
Отзывы читателей о книге "Давид Сасунский", комментарии и мнения людей о произведении.