Георгий Осипов - «Все объекты разбомбили мы дотла!» Летчик-бомбардировщик вспоминает

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "«Все объекты разбомбили мы дотла!» Летчик-бомбардировщик вспоминает"
Описание и краткое содержание "«Все объекты разбомбили мы дотла!» Летчик-бомбардировщик вспоминает" читать бесплатно онлайн.
Приняв боевое крещение еще над Халхин-Голом, в годы Великой Отечественной Георгий Осипов совершил 124 боевых вылета в качестве ведущего эскадрильи и полка — сначала на отечественном бомбардировщике СБ, затем на ленд-лизовском Douglas А-20 «Бостон». Таких, как он — прошедших всю войну «от звонка до звонка», с лета 1941 года до Дня Победы, — среди летчиков-бомбардировщиков выжили единицы: «Оглядываюсь и вижу, как все девять самолетов второй эскадрильи летят в четком строю и горят. Так, горящие, они дошли до цели, сбросили бомбы по фашистским танкам — и только после этого боевой порядок нарушился, бомбардировщики стали отворачивать влево и вправо, а экипажи прыгать с парашютами…» «Очередь хлестнула по моему самолету. Разбита приборная доска. Брызги стекол от боковой форточки кабины осыпали лицо. Запахло спиртом. Жданов доложил, что огнем истребителя разворотило левый бок фюзеляжа, пробита гидросистема, затем выстрелил еще несколько очередей и сообщил, что патроны кончились…»
В ответ на внимание командования летный состав рвался в бой.
С 1 по 9 сентября наши бомбардировщики вели напряженные бои, поддерживая с воздуха наступление войск Центрального фронта на нежинском направлении, обеспечивая овладение городами Конотоп и Бахмач.
Когда из дивизии поступило боевое распоряжение разрушить переправу немцев через реку Сейм, юго-западнее Путивля, я вызвал на командный пункт для постановки боевой задачи командира эскадрильи Кондрашова с его штурманом Чернышовым. За минувшие два месяца боев они зарекомендовали себя самой высокой меткостью бомбардировочных ударов, нестандартным тактическим мышлением и мужеством.
Капитану Илье Васильевичу Кондрашову было тридцать четыре года. Лицо степняка с цепкими глазами под выгоревшими на солнце бровями. Уроженец города Уральска, он окончил военную школу летчиков в Сталинграде и служил в частях бомбардировочной авиации. Орден Красного Знамени носил за смелость и отвагу, проявленные в советско-финляндской войне. Высокий авторитет у летного состава Кондрашов завоевал в боях, возглавляя эскадрилью. Мужественно преодолевая противодействие истребителей и зенитной артиллерии, Кондрашов всегда настойчиво прорывался к заданной цели и умело управлял эскадрильей в воздухе и на земле.
Третья эскадрилья после сформирования воевала только два месяца, но во всем коллективе уже чувствовалась боевая сплоченность и высокая ответственность. Сравнивая командиров наших эскадрилий, я отдавал предпочтение Кондрашову. У него в эскадрилье была лучшая организованность и лучше налажен контроль за выполнением приказов. Он чутко заботился о летном и техническом составе, и они платили ему активностью и дружбой.
Штурман эскадрильи старший лейтенант Сергей Петрович Чернышов был на двенадцать лет моложе своего командира. Внешне Чернышов был ему полной противоположностью. Юная стройная фигура. Интеллигентное лицо. Живые приветливые глаза. Ходил и делал все быстро. При взгляде на лицо Чернышова внимание привлекали твердый подбородок и энергичные губы. Держался он уверенно, каждым движением подчеркивая кипучую энергию. Окончив в 1940 году Мелитопольское училище штурманов, Чернышов воевал с начала войны. В нашей части он совершил более ста боевых вылетов и за короткий срок выдвинулся до штурмана эскадрильи. От других его отличали глубокое понимание наземной и воздушной обстановки, точное ориентирование и меткое поражение цели. В полете Чернышов, не надоедая, информировал своего командира об ориентировке и наземной обстановке, освещая ее своим пониманием в тактическом смысле.
— Товарищ майор, капитан Кондрашов для получения боевой задачи прибыл!
Пригласив Кондрашова и Чернышова сесть, я поставил их эскадрилье задачу разрушить переправу через реку Сейм, указав, что переправа прикрывается двумя батареями зенитной артиллерии. Приятно было наблюдать, как быстро и точно, без суеты, они нанесли цель и уточнения линии фронта на карты. На Кондрашове — видавший виды черный кожаный реглан. Карандаш в наторевших на штурвале руках выглядел маленьким. Закаленное на солнце и ветрах лицо сливалось по цвету с регланом. Волевой характер подчеркивал цепкий взгляд неморгающих глаз.
— Задача ясна, разрешите выполнять! — доложил Кондратов.
Я спросил, как они собираются наносить удар.
— Если истребители противника перед целью нас не атакуют, удар будем наносить в боевом порядке «колонна звеньев», а если атакуют, то бить по переправе будем в боевом порядке «клин звеньев», — ответил Кондрашов.
Утвердив это решение, я отпустил их на стоянку. Вскоре третья эскадрилья взлетела и взяла курс в район боевых действий. Не встретив противодействия, Кондрашов перед целью перестроил эскадрилью в колонну звеньев. Используя для достижения внезапности солнце и кучевые облака, эскадрилья вышла на цель на высоте тысяча триста метров под углом пятнадцать градусов к переправе и нанесла бомбардировочный удар. В результате прямыми попаданиями бомб мост был разрушен и подожжен. Одновременно были уничтожены фашистские автомашины и повозки, находящиеся на переправе и на подходах к ней[181].
Зенитная артиллерия обстреляла группу бомбардировщиков только при отходе ее от цели. Высокую меткость удара по переправе, кроме Чернышова, показали штурманы Полетаев и Журавлев.
За успешный удар по переправе командир 221-й бомбардировочной авиационной дивизии объявил благодарность личному составу эскадрильи[182].
Авиация противника ударами по передовым частям наших войск противодействовала их наступлению. В целях борьбы с вражеской авиацией нам приказали 3 сентября под прикрытием двадцати истребителей Як-1 уничтожить самолеты противника на аэродроме Конотоп. В боевом распоряжении указывалось, что контроль за результатами нашего удара будет произведен экипажем летчика Патрина из 745-го бомбардировочного полка.
Командир полка решил выполнить эту задачу двумя эскадрильями во главе с Кондрашовым. Замыкающую девятку возглавили Помазовский с Желонкиным. Понимая, что успех этого удара будет во многом зависеть от внезапности выхода на аэродром, я рекомендовал Кондрашову и Чернышову для достижения внезапности при полете к цели использовать кучевые облака.
И вот обе эскадрильи в воздухе. Встретившись с истребителями, Кондрашов повел общий боевой порядок группы за облака. Обойдя Конотоп с севера, Кондратов снизился под облака и с запада завел обе эскадрильи на цель. Перед сбрасыванием бомб с аэродрома успели взлететь три истребителя противника.
Сбросив около двухсот бомб на стоянки фашистских самолетов, бомбардировщики уничтожили двенадцать самолетов и пять повредили, в том числе шесть ФВ-190, один Ме-109, два Ю-87, два Ю-52 и один Хе-111[183]. Зенитная артиллерия противника открыла огонь по самолетам с опозданием.
Взлетевшие с аэродрома истребители противника атаковать наши бомбардировщики не решились. Но когда для контроля результатов удара над аэродромом появился самолет летчика Патрина, фашистские истребители набросились на него, и в неравном бою самолет Патрина был сбит.
Командующий 16-й воздушной армией в телеграмме командиру 221-й бомбардировочной дивизии высоко оценил удар нашего полка: «Командиру 221-й бад. Поставленная мной задача уничтожить материальную часть самолетов противника на аэродроме Конотоп выполнена на „отлично“. От лица службы объявляю благодарность летному составу, участвовавшему в налете. Командующий 16-й воздушной армией генерал-лейтенант авиации Руденко. 4 сентября 1943 года. 15 ч. 10 мин.».
Удары нашего полка по переправе через реку Сейм и по аэродрому Конотоп были высоко оценены командующим ВВС Красной Армии. Управление ВВС, оценивая эти удары как мастерские, большой эффективности, описало их в «Информационных листках» № 20 и № 21, изданных в ноябре 1943 года[184].
5 сентября на полетных картах мы отметили, что наши войска овладели важными узлами сопротивления противника Середина Буда и Хутор Михайловский. Это было в ста двадцати километрах от рубежа, с которого начиналось наступление под Севском. Противник оказывал ожесточенное сопротивление нашим наступающим войскам юго-восточнее Конотопа.
По телефону нам поставили задачу немедленно всеми силами уничтожить скопление автомашин, артиллерии, танков и живой силы противника юго-восточнее Конотопа и Бобрика. На выполнение задачи вылетели тремя эскадрильями в составе двадцати трех бомбардировщиков. Преодолев противодействие противника, первая и вторая эскадрильи нанесли удар по скоплению автомашин и танков юго-восточнее Конотопа, а третья нанесла удар по резервам противника в Бобрике. Всего было уничтожено один танк, три артиллерийских орудия и пятнадцать автомашин противника[185].
6 сентября войска 60-й армии овладели Конотопом и продолжали наступать на Бахмач. В этот день мы наносили бомбардировочные удары по отходящим гитлеровским войскам и узлам сопротивления на бахмачском направлении.
В результате быстрого продвижения войск Центрального фронта на запад образовались открытые фланги. Командованию фронта и воздушной армии нужны были данные о наземных войсках, перевозках и авиации противника как на направлении наступления, так и на флангах.
7 сентября поступило распоряжение в течение дня вести разведку войск, укреплений и переправ на Десне и в районе Бахмача, перевозок от Гомеля и Киева на Бахмач и аэродромов Чернигов, Городня, Зябровка, Злынка и Борисполь. Для ведения разведки я назначил экипажи Архангельского, Муратова, Плахова и свой экипаж.
Экипажу Плахова была поставлена задача разведать войска, оборонительные сооружения и переправы на реке Десне от Новогород-Северского до Вересочь и войска противника в районе Бахмача.
Экипажу Архангельского предстояло добыть сведения о перевозках противника от Гомеля на Бахмач и установить количество и типы самолетов на аэродромах Гомель, Злынка, Зябровка и Чернигов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "«Все объекты разбомбили мы дотла!» Летчик-бомбардировщик вспоминает"
Книги похожие на "«Все объекты разбомбили мы дотла!» Летчик-бомбардировщик вспоминает" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георгий Осипов - «Все объекты разбомбили мы дотла!» Летчик-бомбардировщик вспоминает"
Отзывы читателей о книге "«Все объекты разбомбили мы дотла!» Летчик-бомбардировщик вспоминает", комментарии и мнения людей о произведении.