Бронюс Яунишкис - От Альп до Гималаев
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "От Альп до Гималаев"
Описание и краткое содержание "От Альп до Гималаев" читать бесплатно онлайн.
Эта книга — документальная повесть о литовском юноше, для которого религиозные родители избрали путь монаха-миссионера. Юноша был направлен для работы в одну из католических миссий в Индии. Смутные сомнения в правильности избранного им пути постепенно перерастают в протест против фарисейства христианских миссионеров. Он порывает с церковью и возвращается на родину уже убежденным атеистом.
— Почему - впустую? Конечно, ты много пережил, однако многому и научился. Если бы не учился, еще не известно, стал бы ты атеистом или нет. Слышал я, что лекции сейчас на антирелигиозные темы читаешь, многим помог покончить с суевериями. Это много, очень много!..
— Может быть, твоя правда, — согласился Викторас. — Но чертовски жаль юности, растраченной в монастырских стенах. А тебе, скажи, разве тяжелее было? Ты ведь тоже был монахом.
— Да, был, но попал к ним с большим трудом. Стучал в двери различных монастырей, писал, ездил, искал протекции. Просителем быть тяжелее, чем приглашенным. Был я и у этих самых салезианцев, но таких мук, как ты, не испытал.
— Разве у вас не было «ангелов-хранителей»? — поинтересовался Викторас.
— Были, но не слишком себя проявляли.
— А группы мучеников?
— О мучениках я лишь от тебя узнал.
— Вот видишь, поэтому тебе трудно меня понять. Ведь монастырь - это подлинная тюрьма, на которую ты сам себя обрек, — с глубокой убежденностью продолжал Заука. — Можно идти на муки, если это имеет смысл. А здесь? Сплошная бессмыслица.
Некоторое время мы молчали.
— А ты не был в Италии? — спросил Викторас.
— Собирался. И если бы поехал туда, то скорее всего пошел бы по твоему пути, — ответил я.
— Жаль, что ты не видел Италию, - огорчился Викторас. -Такая интересная страна.
— Я побывал там совсем недавно. И в Неаполе, и в Генуе, и даже на Сицилии. Там, в Катании, я заглянул к салезианцам.
— И впустили тебя? — поинтересовался Викторас. — Пригласили погостить. Было в самом деле интересно!
— Как они там сейчас живут?
— Как и раньше. У них ремесленное училище, воскресная оратория. Ребят там полно. Забивают .им головы сказками о вечной жизни.
— Ничего другого они и не могут придумать, — махнул рукой Викторас и встал. — Ну, мне пора.
— А об Индии? Когда же ты расскажешь о ней?..
— Как нибудь в другой раз, — пообещал он, посматривая на часы. — Вот внучку должен привести из садика.
— Внучку? - поразился я. - Стало быть, и жена есть?..
— Какой же мужчина без жены!
— Ты что же, привез ее из миссии?..
— Угадал.
— Индуска?
— Расскажу в другой раз. Хорошо? Теперь чаще будем встречаться. Позвони.
— Обязательно!
Часть 2
1
Мы долго не встречались с Викторасом. Все как-то не было подходящего случая. Но однажды я позвонил ему, и мы договорились о встрече. В старый город я пришел несколько раньше назначенного времени. Именно отсюда началась одиссея Виктораса, в которую его втянул миссионер Скелтис.
Я подошел к месту впадения Нерис в Неман, постоял, полюбовался видом, потом побрел дальше. Не заметил и сам, как оказался у костела Витовта. Я вошел в костел. Шла служба, торжественно звучал орган, несколько пожилых людей молились, перебирая четки. Над главным алтарем бросалась в глаза большая картина: Мария возносится на небо, а ее провожает взглядом, став на одно колено, князь Витовт. Он в кольчуге, вид у него весьма достойный. Изображение Витовта в алтаре! Неужто он святой?.. Поразительно! Скорее всего духовенство решило, что его имя укрепит величие церкви. Воистину неисповедимы пути господни. Зато замысел людской понятен.
Я вышел из костела, смотрю, идет Викторас.
— Ты уже здесь? — удивился он.
— Я пришел чуть пораньше и зашел от нечего делать
в костел.
— А ты знаешь, — он на минуту задумался, — уезжая в Италию, мы дали обет Скелтису именно перед изображением Витовта. Он нам объяснил, что Витовт — креститель Литвы, первый литовский миссионер.
— Когда церковникам выгодно, кого угодно сделают святыми, — невольно вырвалось у меня.
— Да, если чувствуют в этом необходимость или пользу, — поддержал меня Викторас. — Так куда же пойдем?
— Может, в какой-нибудь кабачок — в «Гильдию» или «Музу»?
— Давай лучше пойдем к Неману. Я сегодня целый день хожу по городу. Был и в ратуше, и в магазины заходил. Хотелось бы побыть на природе.
Беседуя, мы спустились вниз, к Неману, отыскали укромное местечко, уселись и некоторое время помолчали, каждый углубившись в свои думы. Но вот Викторас начал свой рассказ — неторопливо, с паузами, заново переживая минувшее.
2
Я и духовник Джовани де Бартолини приехали в Геную поездом. В порту у причала чуть покачивался пришвартованный толстыми канатами белый, словно лебедь, красавец пароход «Виктория». На его верхней палубе развевалось множество разноцветных флажков. Из толстенной закопченной трубы вырывались клубы черного дыма. Пароход готовился к отплытию.
Держась за веревочные поручни, мы медленно взошли на судно по металлическому трапу, истертому до блеска множеством ног. Немного оглядевшись, поднялись на палубу с каютами первого класса и отыскали свою. Она была для двоих тесноватой. У одной стены — двухэтажная койка, у окна столик, напротив него — вешалка. Сквозь толстое стекло иллюминатора пробивался мутный свет. Неприветливые сумерки бередили сердце. Плыву куда-то на край света. Вернусь ли? Меня охватил ужас. Мысленно я все время повторял: «Господи, куда ты меня забрасываешь. Увижу ли когда-нибудь свои родные края?»
— Пойду в корабельную часовню, — сказал я Бартолини. — Сосредоточусь, может быть, успокоюсь...
— Ступай, сын мой, помолись и за мои душевные терзания. Да снизойдет на тебя успокоение, — перекрестил он меня. — Я очень устал в поезде, так что прилягу отдохнуть. Потом и я приду в часовню возблагодарить господа за счастливое путешествие. Ступай.
Пестрая толпа пассажиров все еще заполняла палубу. Женщины тащили детей, мужчины несли тяжелые чемоданы. Некоторые шли с пустыми руками, словно собрались на прогулку, — их поклажу отнесли в каюты носильщики.
Мое внимание привлекла панорама города, полукругом опоясавшего порт. Дома с красными крышами поднимались террасами в гору. Выше крыш виднелись верхушки осокорей и пиний. Город гудел, а залив дышал покоем.
Опершись о бортовые поручни, я восхищенно смотрел на голубую воду внизу. Вокруг шныряли парусные яхты, тихо покачивались небольшие лодочки.
Движение на палубе постепенно замирало. Басовито проревел гудок. Внизу у причала взмахнули платками провожающие. Наш пароход тронулся. Медленно он удалялся от пристани, направляясь в открытое море.
Я так и не пошел в часовню. Не мог налюбоваться видом удаляющегося города и открывающимся перед нами морским простором. Человеку необходимо иногда одиночество, лишь тогда он может сосредоточиться и отдохнуть.
На следующий день словно со дна морского выросли силуэт вулкана и густо поросший деревьями большой остров. Это была Сицилия с вулканом Этной. Мне вспомнились слова из прочитанной в детстве книги под названием «Ад»: «На Этне находится огнедышащая пещера. Это адова печная труба». А сейчас я сам ее вижу, и мне ни капельки не страшно.
О «вратах ада» на Этне я за все время учебы в семинарии так ни разу и не услышал. Считалось, что место ада - в человеческом сердце. А в самом деле, где же находится ад? Может быть, он и впрямь только в сердце человека? Я быстро отогнал греховные мысли.
Мы миновали Александрию, широко разветвленную дельту Нила, Порт-Саид, вошли в Суэцкий канал. Появились песчаные дюны и голые скалы, опаленные зноем. Впереди было Красное море. Однажды, выйдя на палубу, я заметил, что люди оглядываются в сторону востока. Заинтригованный этим, и я стал глядеть туда же. Вдали - а может быть, только в моем воображении — появилась знаменитая священная Синайская гора. Чтя святое место, я снял шляпу и преклонил голову. Смотря на эти священные места, я ощущал большой душевный подъем. Мне казалось, что я удостоился божьей благодати.
Подошел Бартолини и уставился на меня недовольным взглядом:
— Дорогой сын, я не застал тебя в часовне. Вероятно, палуба парохода тебе дороже дома божьего?..
— Простите, синьор, но я здесь общался с господом, — отвечал я с достоинством.
— Как это прикажете понимать? — накинулся на меня Бартолини.
— Только что мы проплыли мимо Синайской горы!..
— Синайской горы?! Быть этого не может!
— Все, кто был на палубе, смотрели и видели...
— Господи, прости меня! - духовник снял шляпу и перекрестился. - Я так мечтал увидеть Синай и вот просидел в часовне.
Стремясь его утешить, я сказал:
— Синьор, приближается другое священное место!
— Какое? - удивленно спросил Бартолини.
— Мекка!
— Но ведь она священна не для католиков, а лишь для мусульман. Лучше я вновь отправлюсь в часовню. И тебе, сын мой, советую так же поступить.
Расстроенный тем, что не увидел Синайской горы, духовник ушел молиться. А я размышлял об исламе. Может быть, Аллах, мусульманский бог, - это все тот же христианский бог, только назван другим именем? Ведь и мусульманская и христианская религии весьма схожи. Обе' признают вечную жизнь, воскрешение умерших, рай, страшный ад, благодетельных ангелов и приносящих зло дьяволов. Ислам тоже считает первыми людьми Адама и Еву, признает святыми праведниками Ноя и Моисея - героя еврейского народа. Только Христа он считает не сыном божьим, а пророком. Так, может быть, следует поклониться и Мекке, где Мухаммед начал проповедовать ислам.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "От Альп до Гималаев"
Книги похожие на "От Альп до Гималаев" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Бронюс Яунишкис - От Альп до Гималаев"
Отзывы читателей о книге "От Альп до Гималаев", комментарии и мнения людей о произведении.