Мауно Йокипии - Финляндия на пути к войне

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Финляндия на пути к войне"
Описание и краткое содержание "Финляндия на пути к войне" читать бесплатно онлайн.
Работа видного финского историка Мауно Йокипии посвящена финско-германскому военному сближению и сотрудничеству на относительно коротком этапе европейской истории (март 1940 — июнь 1941 г.). Вопреки распространенной концепции «сплавного бревна» о якобы непроизвольном вступлении Финляндии в войну против СССР, солидная документальная основа исследования позволила автору прийти к выводу о сознательном и последовательном военно-политическом сближении Финляндии с гитлеровской Германией с целью нападения на Советский Союз.
В «Истории Северного флота» сообщается, что двухмоторный немецкий самолет 17 июня 1941 г. производил разведку Полярного, а также островов Средний и Рыбачий. Двум днями позднее, 19 июня, уже произошел первый бой, в ходе которого русский истребитель И-153 вытеснил из района Рыбачьего производившего разведку двухмоторный немецкий Хейнкель 111, которого в свою очередь прикрывал Мессершмитг 110.
Полеты через границу Финляндии до начала Барбароссы. Вертикальная штриховка — сфера германской ответственности в Лапландии, горизонтальная — зона III АК, подчиненного немецкому командованию. Аэродромы, отмеченные силуэтом самолета, использовались немцами. Рейды немецких и русских самолетов показаны сплошными стрелами, финских — пунктиром. Схема составлена М. Йокипии
3. Соответственно Fernaufklarungskette Lapland на своих двухмоторных самолетах Dornier 17 произвела 19 июня 1941 г. фотографирование территории будущих боевых действий в районе Саллы и буквально метр за метром дефиле Кайрала с высоты 6500 метров. Советские зенитки молчали. В результате своих неоднократных полетов через границу старший лейтенант Кнабе сумел создать хорошую карту территории, которая тут же легла на стол начальника штаба Лапландской армии, полковника Бушенхагена. После этого до 22 июня 1941 г. полеты через границу не совершались.
4. Военный журнал финской эскадрильи № 46, базировавшейся на аэродроме Тиккакоски, сообщает, что 20 июня в 12 часов сюда прибыли два самолета Dornier 215 и один бомбардировщик Heinkel 111, которые были помещены в ангары названной эскадрильи. Поскольку у немцев еще не было своих механиков, их работу выполняли финны. Вечером два немецких самолета совершили трехчасовой полет. Переданный шведским военным атташе еще 15 июня слух о том, что Ювяскюля (Тиккакоски) стал немецким аэродромом, полностью подтвердился.
Известно, что самолеты из Банака и Киркенеса производили разведку Мурманского порта и северной участка железной дороги, самолеты из Рованиеми и Кемиярви — района Саллы, финские летчики совершали полеты над Карельским перешейком. Поэтому, я думаю, что финские самолеты вели разведку южного участка Мурманской железной дороги и канала Сталина, в направлении которых и стали развиваться события в ближайшие дни.
5. Финские источники сообщают 21 июня 1941 г., что «перед рассветом немцы прибыли на аэродром Утти и поздно вечером сюда же сел первый немецкий бомбардировщик (FH)». Их появление связано с предпринятой разведкой Кронштадта в связи с его предстоящей бомбардировкой и минированием.
Финны и немцы, однако, не были единственными нарушителями границы. На протяжении 1941 г. русские на гидросамолетах МБР-2 вели наблюдение за протяженной береговой линией Финляндии и совершили, по крайней мере, 59 зафиксированных полетов. В январе русские вторгались в финское воздушное пространство 8 раз, феврале — 5, марте — 19, апреле — 5, мае — 13 и в июне — 8 раз. Во всех случаях русским делались представления, но ответа, как правило, не было.
В общем, можно сказать, что финны и немцы, выполняя свои ранние разведывательные полеты, платили той же монетой. Хотя в полетах, которые стали совершаться со второй половины июня, уже присутствовал явный наступательный дух.
XII. Информированность зарубежных стран о положении Финляндии весной 1941 г.
Из вышеизложенного становится вполне очевидным, что весной 1941 г. Швеция имела ясное представление о внешнеполитическом положении Финляндии. Этому способствовало одновременно несколько обстоятельств: искусные шведские дипломаты в Хельсинки (новый посол Карл-Иван Вестман и опытный военный атташе Г. фон Стединг), стремление многих влиятельных финнов держать Швецию в курсе финляндских событий, чтобы при необходимости получить от нее поддержку, известная слабость финнов, связанная с сохранением тайны — и, наконец, крупный успех шведского разведывательного управления, которому удалось в то время взломать код дипломатической службы Германии и читать отправляемые немецким представителям предписания. Поэтому при обсуждении положения в Финляндии правительство Швеции не ограничивалось только той информацией, которую считал необходимым предоставить ему финский кабинет, но имело возможность относиться к ней по большей части критически.
Егершёльд в биографии Маннергейма пишет о том, что Гюнтер был готов предложить Финляндии заключить оборонительный союз со шведами, если та будет придерживаться принципов безусловного нейтралитета. Предложение было сделано в Хельсинки 6–8 мая 1941 г. в ходе беседы с премьер-министром Рангелем; известие об этом сохранилось лишь в виде устной информации министра Кукконена германскому пресс-атташе Метцгеру. На этом основании В. X. Калгрен считает факт такого предложения недоказанным. Почему молчат остальные официальные источники? Почему предложение было сделано не президенту Рюти или министру иностранных дел Виттингу, которые стояли у руля внешней политики страны и которых Гюнтер знал лично?
Мысли об оборонительном союзе, которые стали актуальными после Зимней войны и вторично осенью 1940 г. в связи проектами по созданию унии, на этом этапе получили импульс от намерения Швеции оказать финнам военную помощь при условии их безусловного нейтралитета.
Сознательно «приглушенная» внешнеполитическая ситуация конца мая 1941 г. была нарушена германскими слухами о переговорах относительно Украины. Вестман попытался прояснить их 27 мая в беседе с Виттингом, но безуспешно. Германское же посольство в Хельсинки информировало его 30 мая о том, чтобы женщины и дети при первой возможности покинули страну, что указывало на серьезный характер приближающихся событий. Распространившийся ранее слух о прибытии в Хельсинки многочисленной немецкой военной делегации теперь подтвердился. Посол сообщал 3 июня, что два самолета с 40–50 немецкими офицерами проследовали через Хельсинки на север. Стединг со своей стороны докладывал 7 июня своему шефу К. Адлеркройцу, что в ходе состоявшихся в Хельсинки переговоров (3–6 июня 1941 г.) финны «дали окончательный ответ на немецкие вопросы и требования, которые наряду с делами оперативного характера касались прежде всего проблем снабжения». На этот раз финнам удалось лучше сохранить содержание решающих переговоров в тайне, чем ранее и шведы могли судить о них только по чисто внешним признакам.
Вместе с тем о переброске германских войск шведы узнали благодаря своей радиоразведке еще до начала самой операции. Шифровальный отдел шведского генерального штаба 30 мая 1941 г. перехватил посланную из Осло в Берлин радиограмму, согласно которой операция «Блауфукс» под прикрытием замены войск начнется 7 июня переброской немецких войск из Северной Норвегии в район Рованиеми, куда с юга подойдут части двух новых дивизий. Эти войска оставались бы на своих местах до прояснения исхода советско-германских переговоров. Премьер-министр Пер Албин Ханссон сообщил эту информацию шведскому правительству 5 июня 1941 г. И хотя военный кабинет Финляндии еще до этого был в курсе событий, финское правительство в полном составе было проинформировано только 9 июня. Таким образом, правительство Швеции узнало о финских делах за четыре дня до того, как о них был проинформирован кабинет Финляндии!
Шведские морские силы, получившие заблаговременное уведомление, смогли внимательно отслеживать перевозки по программе «Блауфукс». Из бумаг шведского генерального штаба явствует, насколько точно шведы знали об этих перевозках: организация была известна до мельчайших деталей еще до прибытия немецких судов в Финляндию. Из дипломатических источников следует выделить письмо Рихерта — шведского посла в Берлине — от 7 июня 1941 г., в котором он сообщает своему начальству полученную от Кивимяки информацию о далеко зашедшем финско-германском военном сотрудничестве и о высказанном в связи с этим сожалении, поскольку Финляндия и Швеция будут отдаляться друг от друга.
В этой обстановке известие о перевозках, которое финны сделали шведам только в тот день, когда об этом узнало и само финское правительство, т. е. 9 июня, безнадежно запоздало. Шведы были раздосадованы тем, что Финляндия скрывала от них столь важные дела. «Это смахивает на нечестную игру», — отметил в своем дневнике 5 июня 1941 г. временно исполнявший обязанности министра иностранных дел Пер Албин Ханссон.
Секретарь кабинета внешнеполитического ведомства Швеции Бохеман 9 июня 1941 г. недвусмысленно выказал финляндскому послу Васашерне неудовольствие его страны. И когда финский посол пытался оправдать задержку информации своей поездкой в Хельсинки и наступившим уикендом, секретарь кабинета холодно заметил, что Стокгольм уже несколько дней был в курсе событий и лишь ждал объяснений со стороны Финляндии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Финляндия на пути к войне"
Книги похожие на "Финляндия на пути к войне" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мауно Йокипии - Финляндия на пути к войне"
Отзывы читателей о книге "Финляндия на пути к войне", комментарии и мнения людей о произведении.