Макс Дворжак - История искусства как история духа

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История искусства как история духа"
Описание и краткое содержание "История искусства как история духа" читать бесплатно онлайн.
Книга выдающегося австрийского искусствоведа Макса Дворжака (1874-1921) — классическое исследование средневекового европейского искусства, не утратившее своего значения и по сей день. Автор рассматривает средневековую культуру как целостный феномен, уделяя много внимания философским и историко-социологическнм аспектам искусства Средневековья. Среди глав книги: «Живопись катакомб: начала христианского искусства, «Идеализм и натурализм в готической скульптуре и живописи», «Питер Брейгель старший» и др. Книга впервые издается в полном составе.
Тут выступает иной художественный принцип, чем в одновременной нидерландской и итальянской живописи, который мы не вправе расценивать более низко. Этот принцип проводится не только в отдельных изображениях, но лежит в самом основании немецкого искусства конца XV в., которое, вобрав в себя западный натурализм, снова начинает становиться идеалистическим. Оно стремится не к материальной передаче идеальных форм, как итальянское искусство, которое в эту пору тоже совершает поворот к идеализму, а прежде всего к духовному углублению и к достойным этого средствам выражения. Это во многих отношениях связывает его снова с позднеготической традицией, которая в Германии под оболочкой нидерландского натурализма всюду продолжала существовать, и дремлющие силы которой теперь, кажется, внезапно пробуждаются, наполняя новой жизнью фантазию и ее средства выражения, вплоть до мельчайшего их проявления. Во всяком случае, они приобрели совсем новое значение, о чем свидетельствуют великие художники, выросшие из этого движения, величайшие художники, которыми когда-либо обладала Германия.
Почему Дюрер по окончании своего ученичества не направляется, как когда-то его отец, в Нидерланды? — Нидерландские мастерские вряд ли смогли представить для него интерес. Для немецкого художника искусство Шонгауэра превзошло по своему значению современное ему нидерландское искусство, являясь также и в годы странствований Дюрера большой школой для подрастающего поколения, так что молодого нюрнбергского художника должно было тянуть прежде всего в Кольмар. То, чем он и все тогдашнее немецкое искусство обязаны Шонгауэру, заключалось в невероятном углублении старых стремлений немецкого искусства XV столетия к обогащению духовной жизни посредством изобразительности. Свои образы Шонгауэр создал заново на основе достижений нидерландского натурализма и одновременно обогатил их новым пониманием жизненной сущности вещей, новым пониманием ценности переживаний, заглушённых повседневным существованием с его обычными происшествиями, и новым пониманием психологического реализма в передаче эпических и драматических происшествий. Во всем этом Дюрер был его учеником и остался им в известном смысле в течение всей своей жизни, так же, как и стиль Дюрера в области рисунка и графики Можно рассматривать как дальнейшее развитие достижений Шонгауэра. И, наконец, последние работы Шонгауэра могли привести молодого Дюрера к новому пониманию формальных проблем, которое тянуло его на юг, после того, как он возвратился с запада.
И тем не менее, первый мощный продукт его творчества по окончании странствований, «Апокалипсис», являлся столь же отдаленным от Шонгауэра, как и от Мантеньи, представляя собой вдохновенное признание, откровение внутренней озаренности — бурно вскипающую проповедь в том смысле, как это понимал Лютер.
[1920-1921]
1. Камера в катакомбах Петра и Марцеллина в Риме (по Вильперту).
2. Три отрока в пещи огненной. Катакомбы Присцилла, Рим (по Вильперту).
3. Орант. Катакомбы св. Каликста в Риме (по Вильперту).
4. Смерть Деворы и Рахили. Венский Генезис (fol. XUI, 26).
5. Призвание апостолов-рыбаков. Мозаика, Равенна, церковь Сан Аполлинаре Нуово..
6. Богоматерь. Амьен, собор.
7. Иоанн из Распятия. Леттнер собора в Наумбурге.
8. Свв. Дитрих и Ремигий. Западный фасад собора в Реймсе.
9. Евангелист Иоанн. Западный фасад собора в Реймсе.
10. Проповедь Христа. Псалтирь Королевы Марии (fol. 214); Лондон, Британский музей.
11. Встреча Марии и Елизаветы. Северный портал собора в Шартре.
12. Пророк Иона. Хор св. Георгия собора в Бамберге.
13. Джотто. Оплакивание Христа (фрагмент). Падуя, Капелла дель Арена.
14. Карл V Анжуйский. Париж, Лувр.
15. Ян ван Эйк. Тимофей (портрет Тимотео да Милето). Лондон, Национальная галерея.
16. Христос на кресте с Марией и Иоанном. Гравюра на дереве, первая пол. XV в. (Sсhr. 402).
17. Коронование Марин из алтаря Имгоффа. Нюрнберг, церковь св. Лоренца.
18. Благовещение из алтаря Тухера. Нюрнберг, церковь Богоматери.
19. Г. Плейденвурф. Портрет каноника Шёнборна(ныне определен как портрет графа Левенштайна).Нюрнберг, Германский Национальный музей.
20. Г. Плейденвурф. Распятие. Мюнхен, Старая Пинакотека.
21. Мастер E. S. Мадонна с купаемым младенцем. Гравюра на меди.
22. Шонгауэр. Христос на троне. Гравюра (В. 70).
23. Шонгауэр. Мадонна с попугаем. Гравюра (В. 29).
24. Шонгауэр. Поклонение волхвов. Гравюра (В. 6).
25. Рогир ван дер Вейден.Средняя часть алтаря Колумбы (фрагмент).Мюнхен, Старая Пинакотека.
26. Гертген тот Синт-Янс. Поклонение волхвов. Прага, Национальная галерея.
27. Шонгауэр. Рождество. Гравюра (В. 4).
28. Шонгауэр. Искушение св. Антония. Гравюра (В. 471).
29. Шонгауэр. Смерть Марии. Гравюра (В. 331).
30. Шонгауэр. Несение креста. Гравюра (В. 21)
31. Шонгауэр. Иоанн Креститель. Гравюра (В. 54).
32. «Танец смерти» из «Хроники» Шеделя. Гравюра на дерене.
33. Дюрер. Вавилонская блудница. Гравюра на дереве.
34. Питер Брейгель Ст. Мудрые и неразумные девы. Гравюра (Bastelaer ИЗ).
35. Питер Брейгель Ст. Детские игры. Вена, Художественно-исторический музей.
36. Питер Брейгель Ст. Триумф смерти. Мадрид, Прадо.
37. Питер Брейгель Ст. Морские корабли. Гравюра (Bastelaer 105).
38. Питер Брейгель Ст. Поклонение волхвов. Лондон, Национальная галерея.
39. Питер Брейгель Ст. Калеки. Париж, Лувр.
40. Питер Брейгель Ст. Слепые. Неаполь, музей Каподимонте.
41. Питер Брейгель Ст. Крестьянская свадьба. Вена, Художественно-исторический музей.
43. Эль Греко. Погребение графа Оргаса. Толедо, церковь Сан Томе.
42. Питер Брейгель Ст. Крестьянский танец. Вена, Художественно-исторический музей.
44. Микеланджело. Христос на кресте с Марией и Иоанном. Оксфорд, музей Ашмолеан.
45. Тинторетто. Вознесение Христа. Венеция, Скуола ди Сан Рокко.
46. Жак Белланж. Три Марии у гроба. Гравюра.
47. Эль Греко. Моление о чаше. Будапешт, музей изящных искусств (б. собр. барона Херцога).
48. Эль Греко. Снятие пятой печати.Нью-Йорк, музей Метрополитен.(Б. собрание Суолага, Париж).
IV «АПОКАЛИПСИС» ДЮРЕРА
Дюреру было двадцать пять лет, когда он начал работать над гравюрами к «Апокалипсису». Незадолго до этого он вернулся в Нюрнберг из своих длительных странствий, за время которых он побывал в западной Германии и Италии. На Западе ему открылся мир нидерландского натурализма, главным образом через искусство Шонгауэра, который не только полностью интегрировал его в свое великое искусство, но и придал ему новое содержание и новое направление. В Италии, прежде всего благодаря произведениям Мантеньи, он познакомился с итальянскими достижениями в области изображения человеческой фигуры, и при этом с отличным от нидерландского, хотя и проистекающим из того же источника, способом наблюдения природы и изображения ее, способом, в котором соединились понятие верности природе с понятием природной закономерности и основывающейся на ней формальной красоты.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История искусства как история духа"
Книги похожие на "История искусства как история духа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Макс Дворжак - История искусства как история духа"
Отзывы читателей о книге "История искусства как история духа", комментарии и мнения людей о произведении.