» » » » Павел Берснев - Лабиринты ума


Авторские права

Павел Берснев - Лабиринты ума

Здесь можно скачать бесплатно "Павел Берснев - Лабиринты ума" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Амфора, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Павел Берснев - Лабиринты ума
Рейтинг:
Название:
Лабиринты ума
Издательство:
Амфора
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-367-00731-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Лабиринты ума"

Описание и краткое содержание "Лабиринты ума" читать бесплатно онлайн.



В книге петербургского философа-религиоведа П. В. Берснева рассматриваются возможности изучения мистического опыта человека при помощи современных достижений нейрологии. Что способствует возникновению религиозно-мистических переживаний? Можно ли достичь подобных состояний сознания искусственным путем? Эти вопросы решаются автором книги с привлечением примеров из духовных практик Древнего Востока и первобытных культов Америки.






Однако рано или поздно государственная власть действительно разумного общества будет вынуждена осознать тот факт, что не запрещение знания, а достоверная и полная информация – путь к действительно мудрому и мирному обществу. В атмосфере информационного дефицита и замалчивания фактов возникают чудовищные и нелепые мифы (как, к примеру, это произошло в Европе с мандрагорой[106] и другими психоактивными веществами), а на основе этих мифов возникают всевозможные фобии (мерещатся ведьмы, евреи, приносящие в жертву младенцев, террористы, оккупировавшие весь мир, и т. д.). А от фобий, как известно, рукой подать до погромов, костров, линчевания и зачисток-наказаний целых государств.

Слово «наркотик», вероятно, лучше вообще не использовать. Вместо этого правильнее будет говорить о конкретных психоактивных веществах с их специфическим воздействием на сознание человека. Поскольку формально к наркотикам можно также отнести чай и кофе, не говоря уже о табаке и алкоголе. Ребенок, слыша от взрослых о вреде «наркотиков», может случайно столкнуться, например, с марихуаной. Увидев, что последствия от приема марихуаны не соответствуют тем, что описывали его родители (причем из лучших побуждений!), потом может сделать вывод, что родители ошибаются и в отношении других «наркотиков». А это, в конце концов, может привести юного экспериментатора к «игле». И теперь уже перед нами живой труп, зависимый от героина или иного сильного психоактивного препарата, способный ради «дозы» на любое преступление.

Вот почему эмоциональные массовые «акции» и «пропаганда ПРОТИВ» часто дуют на воду, обжегшись на молоке, а вместо пользы могут принести вред.

Импринтинг и ритуал

Е. А. Торчинов дал следующее определение ритуала: «Под ритуалом мы будем понимать совокупность определенных актов, имеющих сакральный смысл и направленных или на воспроизведение того или иного глубинного переживания, или на его символическую репрезентацию»[107]. Далее он выделяет следующие типы ритуалов:

Психотехнический тип. Этот тип непосредственно связан с психологическим ядром религии. Цель данного комплекса ритуалов – достижение совершающим их человеком определенных трансперсональных состояний сознания. К ним относятся ритуалы тантрического буддизма и даосизма.

Мистериальный тип. Этот тип тоже объективно способствует переживанию тех или иных глубинных состояний, однако делается это без осознания психотехнического характера ритуала, а вместо этого адепты объясняют влияние такого типа ритуала воздействием на них сакральных сил – божественной благодати, милости богов и т. д. (ближневосточные и эллинистические мистерии, христианские таинства, прежде всего такие, как крещение и евхаристия).

– Третий тип ритуала – обрядовый. Он наиболее отдален от психологического ядра религии, так как не стимулирует глубинных переживаний и лишен психотехнического эффекта. (Такой тип ритуала прежде всего относится к протестантизму.)

Несмотря на всю справедливость подобной классификации, в действительности эти три типа ритуалов тяжело обнаружить «в чистом виде». Например, в протестантизме, не говоря уже о харизматических его направлениях, таких как пятидесятничество и квакерство, ритуалы порой имеют весьма сильный психологический (и трансперсональный) эффект. Например, практика публичного покаяния и опять же публичное крещение взрослых людей с полным погружением в баптистерию у евангельских христиан-баптистов может вызвать достаточно сильные переживания религиозного характера. По существу обряд крещения во взрослом состоянии призван вызвать переживания, сходные с ритуалом «смерти–воскресения» (крещение, по определению апостола Павла, – это сораспятие со Христом[108]). И, несмотря на то что воздействие на мозг в протестантской среде в большей степени представляет собой психологическое воздействие (и в значительно меньшей – физиологическое, которое все-таки также присутствует, примером чему может служить причащение вином), сила такого воздействия на биохимические процессы головного мозга бывает даже очень существенной. Интересно, но не по этой ли причине туземные народы Африки и Америки сумели интегрировать свои автохтонные психопрактические ритуалы с христианской символикой, породив такие синкретические религии, как Бвити, Вуду, Санто-Дайме, Церковь Коренных Американцев и т. д.?

Очевидно, что любой ритуал может иметь разную интенсивность воздействия на сознание, но принципиальным моментом любого ритуала является трансформация определенного состояния, связанного с сакральной сферой, независимо от того, относится ли это изменение к эмоциональной, ментальной, мировоззренческой или даже онтологической области.


Механизм импринтирования в целом приложим к любому ритуалу и обычаю. По существу большинство ритуалов представляют собой управляемый процесс трансформации, «обряд перехода» из одного мира (космический, общественный) в другой (Арнольд Ван Геннеп) вне зависимости от того, применяются психоактивные вещества или нет, и состоит из трех фаз – прелиминарной (отделение), лиминарной (промежуток) и постлиминарной (включение)[109]. С нейрологической точки зрения ритуал представляет собой отключение старых программ и перепрограммирование мозга.

На первом этапе человека изолируют, отделяют от привычной обстановки, т. е. естественной среды действовавших до настоящего момента программ (человек становится послушником, неофитом, стажером, новобранцем и т. п.). В это время мозг должен «отделиться» от старых программ поведения и восприятия. Такое отделение достигается через мощный стресс: сенсорная, социальная, сексуальная депривация; проще говоря, человека могут подолгу лишать сна или поместить в изолятор – место, где органы чувств перестают получать внешние стимулы – свет, звук и т. д., другие способы «отключения» – воздействие психоделиков, голод, акты насилия, унижение, лишение прежнего социального статуса и т. д.

На второй стадии происходит отключение или стирание предыдущей программы поведения и восприятия. Человек в это время находится как бы в прострации, в замешательстве и хаосе, это состояние иногда определяется человеком – «все происходит как бы во сне, как бы не со мной».

На заключительной стадии, когда мозг уже не может опереться на прежние программы и готов к новому программированию, «неофит» импринтируется (программируется) согласно его новому статусу (торжественное посвящение в «тайну», присвоение нового имени, запрет делиться воспоминаниями о «мирской» жизни, идеологическая обработка или какие-нибудь другие виды внушения).

Такую схему можно обнаружить как в архаических обществах, так и в обществах современных, особенно в таких социально-агрессивных образованиях, как армейская и уголовная среда. Физическое или сексуальное насилие, «одиночная камера», ритуальное унижение – все это явления одного плана.

Можно выделить три схемы ритуалов: «программа А – хаос – программа А», «программа А – хаос – программа В» и «программа А – хаос – программа В – хаос – программа А».

В первом случае мы имеем дело с обновлением старой программы. Это, например, характерно для новогоднего ритуала. Если регулярно не воспроизводить существующую парадигму-программу, то система представлений (картина мира, Универсума) будет утрачена, а значит – разрушатся космос, порядок, мироздание. Второй случай подразумевает появление «новой твари», преображение восприятия, метанойю (от греч. metanoia – перемена мыслей). Фраза Витгенштейна «Границы моего языка определяют границы моего мира», можно сказать, стала уже крылатой. Но что такое язык, как не базовая программа нашего «текущего» сознания. То, что человек называет миром, – лишь структура, порожденная действующими в его уме программами. На физическом уровне различные химические и прочие воздействия на мозг тормозят, отключают эти цепи-контуры, что переживается в опыте как полная необусловленность, Пустота, Ясный свет и т. д., т. е. Хаос, который, будь то в «психоделическом трипе», глубокой медитации или «состоянии бардо», сменяется всевозможными «архетипическими» образами и причудливыми картинами. Возвращение же после трипа в обыденную реальность вызвано постепенным включением старых ментальных программ.

Третья схема ритуала отражает прежде всего экстатическое путешествие шаманского типа. В данном случае акцент ставится на «программе В», которая и определяет характер визионерского путешествия шамана. В момент инициации происходит как бы загрузка такой «программы В», которая в дальнейшем будет оформлять экстатические «трипы» шамана.

Чарлз Тарт предложил схему процесса трансформации сознания, которая в сочетании с данными нейрофизиологии открывает универсальную модель функционирования «мозг–сознание». Мы можем зафиксировать некое базовое стабильное состояние сознания, или дискретное состояние сознания (ДСС). Это, как правило, обычное бодрствующее состояние, обусловленное действием ряда факторов: физические, культурные и прочие воздействия. Импульсы внешней и внутренней среды организма, т. е. афферентная (от лат. afferens – принимающий) сенсорная (от лат. sensus – чувство) система, действуют как формирующие данное состояние факторы. Дестабилизирующие силы, достаточные для трансформации прежнего ДСС, погружают сознание в хаос. В качестве таких дестабилизирующих факторов может выступать:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Лабиринты ума"

Книги похожие на "Лабиринты ума" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Павел Берснев

Павел Берснев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Павел Берснев - Лабиринты ума"

Отзывы читателей о книге "Лабиринты ума", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.