Александр Карпов - Азовский флот и флотилии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Азовский флот и флотилии"
Описание и краткое содержание "Азовский флот и флотилии" читать бесплатно онлайн.
Эта книга — летопись военного флота Азовского моря, повествующая о героической и мужественной борьбе русских воинов и моряков за возвращение России южных земель, Азовского и Черного морей, за выход через них в страны Средиземноморья и Европы. Значительное место отводится в ней освещению боевых действий Азовской флотилии против иноземных захватчиков в годы Крымской, гражданской и Великой Отечественной войн.
Книга рассчитана для широкого круга читателей.
Струг — плоскодонное парусно-гребное судно, оснащенное мачтой с парусом и 10–12 парами весел. Длина 20–45 м. Для защиты груза от непогоды устраивалась лубяная кровля, а для знатных пассажиров, — каюты (чердаки). В конце XVII в. струги широко использовались Петром I для переброски войск, техники и провианта. При осаде Азова было использовано свыше 1200 стругов.
Судно — все виды плавсредств, включая не водоизмещающие суда и гидросамолеты, которые используются или могут быть использованы и качестве средств передвижения по воде. Все суда подразделяются на гребные, парусные и с механическим двигателем.
Тарида — парусно-гребное судно длиной 30–35 м стран Средиземноморья в XII–XIV вв. Использовалось как торговое и военно-транспортное.
Торпедный катер типа «Г-5». В составе ЛВФ находилось 12 катеров этого типа. Его размеры — 24, 48x6,28x1,54 м. вооружение — два 533,4 мм торпедных аппарата, одно 40 и другое 20 мм орудия, два спаренных 12,7 мм пулемета, две мины; экипаж 11 человек.
Триера (трирема) — гребное военное судно Древней Греции и Рима. С 3 рядами весел, количество которых доходило до 70, длиной 2,5–4,5 м. Имела сплошную боевую палубу, под ней трюм для запасов, в корме небольшую рубку для командира. Киль в носовой части переходил в таран. Над ним параллельно килю иногда устанавливалась металлическая балка для ломки весел врага. В качестве вспомогательного движителя применялись прямые паруса. Длина — 40–45 м, ширина 5–6 м, осадка до 3 м, водоизмещение до 300 т.
Тумбас — мореходное парусно-гребное судно Турции XVII–XVIII вв., часто использовалось для десантных операций.
Узел — единица скорости корабля (судна), равная одной морской миле в час (1,852 км/час).
Унирема (монера) — гребное военное судно Древней Греции и Рима с одним рядом весел. Обычно унирема имела 12 пар весел и прямоугольный парус на небольшой мачте.
Усиеры — большие грузовые суда византийского флота с 2 палубами и 2 мачтами, с латинскими (косыми) парусами, в основной использовавшиеся для перевозки лошадей.
Фрегат — в парусном флоте трехмачтовый корабль с мощным артиллерийским вооружением (до 60 пушек, расположенных на двух палубах). Был меньше линейного корабля, но имел большую скорость. Предназначался для дальней разведки и крейсерства.
Флот морской — совокупность судов определенного назначения, средств обеспечения их эксплуатации, береговых средств базирования и органов управления их деятельностью. В нашей стране морской флот разделяется на военно-морской, транспортный, исследовательский и промысловый. Имеются более мелкие его подразделения; ледокольный, буксирный, спортивный, технический и пр.
Флотилия — 1) группа судов, объединенных для решения общих задач; 2) оперативное объединение военных кораблей, действующих на морях, реках, озерах, которые входят в состав флота или подчиняются непосредственно главнокомандующему ВМФ.
Чайка — речное гребное судно запорожских казаков XVI–XVII вв., приспособленное для военных морских походов. Длина до 20 м, ширина 3–4 м, экипаж 50–70 чел. Оборудовалось 10–15 парами весел, мачтой для паруса. На чайке устанавливалось от 2 до 5 легких пушек (фальконетов).
Челн — лодка, выдолбленная или выжженная из целого ствола дерева, реже — изготовленная из коры, и приводившаяся в движение шестом или веслом. С X в. на борта таких судов стали наращивать доски. В конце XV в. выдолбленные или выжженные челны были вытеснены наборными судами, а челнами стали называться лодки с одинаково острыми образованиями носовой и кормовой оконечностей.
Шаланда — парусная плоскодонная лодка с выдвижным килем, распространенная на Черном и Азовском морях. Длина 7,5–8,5 м, ширина около 2,5 м, высота бортов 0,8–0,9 м, осадка 0,6–0,7 м, грузоподъемность 3–5 т. Обладала хорошей маневренностью.
Шебека — парусно-гребное трехмачтовое судно с косыми парусами. В русском флоте появилась во второй половине XVIII в. Использовалась для посыльной службы, перевозки войск и военных действий. Длина шебеки достигала 36,5 м, ширина 10,2 м, осадка 3,3 м, имела до 40 весел и 32–50 пушек малого калибра.
Шлюпка — общее название малого беспалубного судна для транспортирования людей и грузов. Шлюпки на Азовском море — гребные и парусно-гребные.
Шнява — небольшое парусное торговое или военное судно, распространенное в XVII–XVIII вв. Военные шнявы имели 12–18 пушек малого калибра. Использовались для разведки и посыльной службы. Длина шнявы 20–30 м, ширина 6–8 м, водоизмещение до 150 т.
Шрапнель — артиллерийский снаряд, снаряженный готовыми поражающими элементами (сферические пули, стержни и др.), с дистанционным взрывателем и дымообразующим составом.
Шхербот — небольшое парусно-гребное судно начала XVIII в., имеющее мачту, 6–8 пар весел, 4–6 мелких пушек, длина до 8 м.
Шхуна — морское парусное судно, имеющее две и более мачты, оснащенное в основном косыми парусами, использовалось как посыльное. На вооружении находилось до 16 пушек.
Эллинг — 1) судостроительный эллинг — крытое инженерное сооружение на берегу моря (реки, озера) для строительства кораблей и судов (часть судостроительной верфи). Внутри его размещаются горизонтальный или наклонный стапель или сухой (наливной) док; 2) судоремонтный эллинг — сооружение, оборудованное тележками, для подъема и спуска судов с целью осмотра и ремонта их корпусов.
Эскадра — оперативно-тактическое объединение (соединение) в ВМФ, предназначенное для ведения действий в определенных районах морского театра военных действий. В ее состав могут входить несколько дивизий или бригад и отдельных дивизионов надводных кораблей и подводных лодок различных классов, а также суда обеспечения.
Эскадренный миноносец (эсминец) — боевой корабль, предназначенный для уничтожения подводных лодок, надводных кораблей и судов, для обеспечения высадки морских десантов, морских перевозок, огневой поддержки войск на побережье, минных постановок и решения других задач.
Библиографический список
Архивные материалы
1. ГАРО: ф. 55 (73), оп 1, д. 969; ф. 344 (398), оп 1. д. 175, (305, 579, 652, 776, 778, 782; ф. 579, отд. 1. д. 164, 178, 182.
2. ЦГАДА: Турецкая посольская книга. № 2, ф. 39; Турецкие дела, 1642; Кабинет Петра I, отд. 2, кн. 4; отд. 1, кн. 30.
3. ЦГАВМФ: Дела приказа Воинских морских дел. Т. 1. Ф. 117, д. 5, 16, 22, 25, 26;
Дела графа Апраксина. Ф. 176;
Дела адмирала Крюйса. Ф. 233, д. 78;
Дела графа Чернышева. Ф. 172, д. 5. 15, 328;
Дела князя Потемкина-Таврического. Ф. 197, д. 40, 60, 140;
Дела конторы Таганрогского порта. Ф. 168, оп. 1, д. 104, 142.;
Дела Адмиралтейской коллегии по Донской и Таганрогской экспедициям. Ф. 212, д. 5, 17; ф. 175, д. 7457, 10 733, 11 030, 32 678; ф. 402, оп 9575, д. 51; ф. 10, д. 14 529; ф. 168, оп 1, д. 142; ф. 83 д. 6104;
Исторический отдел. Д. 84, 89, 245, 724, 775, 813, 819, 1692. 1758. 2130. 3500, 5795. 8875, 9084, 9088, 9113, 9204, 10 830, 10 832, 11 032, 10 834, 10 785, 10 860, 11 029. 13 266, 15 708, 17 970, 17 571. 22 679, 23 027, 23 409, 24 100, 32 594, 32 724, 32 688, 32 972, 33 586, 34 192, 39 543. 64 377. 69 543.
4. ЦГВИА: Каталог ВУА. Ф. 424, д. 43; ф. 1, оп 1, д. 22 231, 5737; т. 3, отд. I, 2. 7. 10; т. 1, отд. 2.
5. ЦА МО СССР: Ф. 43, оп 1554, д. 10; ф. 132. оп 2642, л. 29, 32, 41; ф. 288, оп 9921, д. 4, 27. 39, 44; ф. 288, оп 45 922, д. 5; ф. 2130, оп 45 992, д. 3; Ф. 5871, оп 5689. д. 2.
6. Таганрогский литературно-исторический, архитектурный музей-заповедник (ТЛИАМЗ): Ф. 6, оп 3. д. ПО. 111; ф. 13, оп 2, д. 281, 282; ф. 13, оп 28, д. 205; ф. 13, оп. 5, д. 251; ф. 1, п. 2, оп 5, 8, 14, 18, 21; ф. 28, Д. 2, ф. 11, д. 8.
Литературные источники
1. Абламонов П. Ф. Адмирал. М.: Политиздат. 1986.
2. Адмирал Ушаков. Сборник документов. Т. 1. М., 1951.
3. Азов. 900 лет. Ростов: Ростиздат, 1967.
4. Азовский круиз. Путеводитель. Донецк: Донбасс, 1977.
5. Аммон Г. А. Морские памятные даты. М..; Воениздат, 1987. в. 6. Андрущенко А. И. Адмирал Ушаков. М., 1951.
7. Арене Е. И. Русский флот. СПБ, 1904.
8. Аристов А. Ратник чести. Морской сборник, № 10, 1989.
9. Ачкасов В. И. и др. Боевой путь Советского Военно-Морского флота. М.: Воениздат, 1988.
10. Ачкасов В. И., Павлович Н. Б. Советское военно-морское ИСКУССТВО В ВОВ. М: Воениздат, 1973.
11. Багрянородный К. О фемах и народах. Пер. Г. Ласкина, М, 1899.
12. Баранов Ю. Судьба и якорь адмирала. Морской сборник. № 5, 1991.
13. Бейкер Дж. История географических открытий и исследований, М.: Иностр. лит-ра, 1950.
14. Балавенец П. И. Материалы по истории русского флота. М, Л., 194 с.
15. Берх В. Н. Жизнеописание генерал-адмирала графа Ф. М. Апраксина. СПБ, 1825.
16. Бескровный Л. Г. Русская армия и флот XVIII века. М.: Воениздат, 1958.
17. Бескровный Л. Г. Страницы боевого прошлого. М.; Воениздат, 1968.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Азовский флот и флотилии"
Книги похожие на "Азовский флот и флотилии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Карпов - Азовский флот и флотилии"
Отзывы читателей о книге "Азовский флот и флотилии", комментарии и мнения людей о произведении.