Алексей Крученых - Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера"
Описание и краткое содержание "Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера" читать бесплатно онлайн.
«Бука русской литературы», «футуристический иезуит слова», Алексей Крученых — одна из ключевых фигур и, пожалуй, самый последовательный в своих радикальных устремлениях деятель русского авангарда.
В настоящее издание включены произведения А.Е. Крученых, опубликованные автором в персональных и коллективных сборниках, а также в периодических изданиях в период с 1910 по 1930 г. Всего в издание вошло 365 текстов. Издание состоит из четырех разделов: «Стихотворения», «Поэмы», «Романы», текст оперы «Победа над солнцем». Большинство текстов, опубликованных в малотиражных или труднодоступных изданиях, впервые переиздается после первой (и в большинстве случаев единственной) публикации.
Солистка Его Величества*
(Кадры)
Тонки ножки балерин,
триста юбок — на экран,
фаворитки томный танец
искажает
кошка драная,
дохлятина
кинутая
из райка.
Исте-е-е-рика-а!
Великий князь,
бородатый утешитель,
дарит колье
в 130 тысяч;
а кордебалетчица
Аня Васильева,
судьбы превратность испытав,
плохо успокаивается
со слюнявым
сановником,
скверно устроившим
«племянницу» и себя.
Наташа,
ее подружка,
соблазненная гвардейцем,
плюет на старика-министра
и гибнет жа-а-а-лостно.
А Наташин брат —
на фронте
простой солдат,
под офицерскими пощечинами
сохнувший
да в сердцах
«его благородие»
огревший, —
на беду себе
возвращается
в Питер.
Быстры ножки балерин,
триста юбок упорхнули
а Матильда — во дворец
мчится вихрем.
Великий князь —
неважный утешитель, —
стакан воды ему в лицо
Он после дурно спит…
А прима-балерину
провал
и революция бессониц
угнетают…
Но хуже всех
спалося в тот тяжелый вечер
режиссеру
Мих — Вернеру.
Варьетэ*
— Что ты там делаешь, толстый колбасник?
— Я стрыдаю в Варьете!
— Чем же ты страдаешь, толстый колбасник?
— Любовью стрыдаю, я, воздуха король… —
В цирковом куполе газ засверкал.
Одинадцать пудов на трапецию влезло.
Лопнуло трико и жир потек
на восхищенную перворядную лысинку,
покамест соперник, глиста Шершеневича,
дарит украдкой браслетки жене.
А в кафэ
перед столиком —
хриплой свиньей взвыл в карикатуру,
вдребезги мрамор; таитянка бежит
о лестницу краску ресниц ломая.
Любовник убитую руку скрючил,
И — ровно 3 часа и 8 минут —
быком лупоглазым с экрана убийца
— слезы, как жир по ветчине сползают! —
чтобы зритель умиленно сморкался в платок,
разыскивая свои новые галоши.
Новинка за новинкой*
«Медвежья свадьба»,
«Три вора», «Багдадский…»
«Гарри Пиль», «Проститутка»,
«Катька — бумажный ранет», —
в театрах
в кинематографах
вся атмосфера — навыворот!
Люмпен-обыватели
в экран вцепились
с двух сторон:
«Что там — молотобоец,
ткач, рудокоп? — фи!
Не фо-то-ге-нично!
Не форсисто!!
Нам бы вот этого:
блатного,
с любовным сердцем,
с револьвером,
с душком одеколончика,
попреступнее,
попроституточнее!»
Эй, мещанин, веселитесь.
Эй, улица,
ухнем!
«Победа женщины», «Розита»,
«Поцелуй Мэри»,
«Медвежья свадьба»
«Такая-сякая женщина»
и проч. и проч.
Всю жизнь тому назад
(еще в 13 году!)
зевали мы от фрачного маркиза
Мозжухина
и Верочки Прохладной
среди курортных лунных видов.
великосветских «золотых серий»
(учащиеся моложе 16 лет не допускаются!)
А ныне:
судак с малиной
достигают
довоенной нормы
на поцелуях
в диафрагму.
Жарночь в Москве*
привинченной к подушке головой
лежу в духовке…
хрипяч…
Бессонница креозотом
выедает каждый глаз
…Из Нарпита
конница
на демонстрацию скачет
ночью
в три часа.
Огибая чистый пруд
студенты орут
профессорскую резолюцию:
— «Если через год
из тебя выйдет грош, —
это что-нибудь да значит»!
Дым… шум… г — гум…
Беспризорною ночью
моссельпромцы не спят на часах
кормят девиц и собак.
В голове кирпичи устроили скачку:
бьют ведром.
Одно спасенье:
начинаю распыляться
и лечу
в ремонт
в канализацию
Бред…
Бессонница
доедает последний глаз
Не усну… ежик в мозгу
Утреет… четыре часа.
Через крыши
лисицей кусачею солнце…
Коварствие! Подлог!
Матрац — кипяток, развар асфальта…
— Эй, пора итти на службу!..
Письмо ликарки[71] Э. Инк Игорю Терентьеву о драматурге и сценаристе NN…*
Я думала: что это — бог,
А оказалось — сонная рожа!
Ах, милый череп, Игорек,
Я помертвела как рогожа.
Как смеет называть меня ежом,
И ежик гладить мои паучьей ручкой.
И мордочку подслепую крестит кротом,
И на бульваре угощать «сипучкой»?!
За что же так меня судьба халтура
Обидела, как девочку, сломав коньки?!
Ах, видно я была немножко втюримшись
Зато теперя об ладонь ломаю ноготки.
Ах, мама, родная! Еще я не знала такой боли
Как будто бы опять
Связали руки и винтят…
Что ж, «на панели мне лазрецься цто ли»?!
А впрочем, все туман и все тече-е-ет
И жизнь сгущается под прессом…
Узнай же, милый Игорек,
Мы зародили тут аншлаговую пьесу.
Баллада о фашисте*
Лето…
Июль…
Пришпиленный воздух
Духота… Бом-м-м!
В полночь
протяжный
коло-кол гу-у-лл…
ад листвою застылой,
где загородный дом-м
…Ле-у-у-уна
свет
ле-о-от
тревожный,
поворачивает очи
в кружевах…
как скрипка
вскрикивает
ночная
птичка. (свист: пи-чунь)
А за решеткой
особнячьей
бессонным совиноглазьем
жирный
распухший
сидит деньжач
пузач,
по пальцам четками
мил-ли-он-нны
кап-кап…
Свет ле-у-у-нныи
испариной
скользит
сквозь стекла…
ти-и-хо
Но между стен
обманных —
как тень
неслышно
ползет
Максимкою
бомбист
из дальней каторги,
вздыхая местью
за невесту,
что на пять лет
по догору
отдалася
деньжачу,
чтобы спасти от голода
семью и домочадцев…
А в башне надкрышной
невеста бомбокида
леуннокосая
всю ночь стонала:
— Ду-у-ух мертвых,
не прикасайся,
грудь моя чиста,
как тельце двухмесячного
голубенка…
В ночи я трижды
расчесываю косы,
в ушах звенит
напев печальный:
— Господи, боже, спаси,
спаси всех невинных
и домочадцев
от голода
и деньжача!.. —
Близ прорвы
кабинетной двери
бомбист
был
бородою
стра-а-шен, —
быки бровей,
зубов оскал
вздыбленно дик,
банкир же просто
вынул чек
парною ручкой
и сказал:
— С-с-садитесь!
Будьте, как в бане,
отбросьте воротник,
сомбреро на крючек,
бомбу на полочку,
прошу —
глоток шипучки,
бокалы вспеним…
А затем —
благословите
направо и налево
осанна ввышних
я
покупаю
вас
сейчас —
трам-та-ра-рам
дзе! —
Бомбист растерян:
— Что это? Шарж?
Жар — угар — бред?
Все светлячки в глазах…
Он будто пятится,
и ляписом
в мозгу
прижег
чек…
И вот
сошлись:
пять тысяч двести
колонна стерлингов
— принципиально!
(за фанатизм — отдельно)
и на невесту
голодный договор
еще длинней…
Теперь банкир
тишком смеется:
— Эй, бомбей,
трубочку бомбой
мне набей,
и фитильком
зажги скорей,
заслужишь орден
трех королев —
трам-та-ра-рам —
джэ!.. —
А фаршированный бомбист
еще грознее,
как черный пес,
что душу выжег,
душу выпотр~р~р~рошнл,
сто-ро-жит
банкира честь
и па-а-кой
есть пшенный супчик;
на груди,
как две отмычки,
гробовеет свастика —
главный мастер!..
По ночам
выходит в саване
и со свечей,
ужасает
всех кругом
Упокой…
упа-а-а-кой
душу
невесты
его…
Ирониада (1930)*
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера"
Книги похожие на "Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Крученых - Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера"
Отзывы читателей о книге "Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера", комментарии и мнения людей о произведении.