Чарльз Эндрейн - Сравнительный анализ политических систем
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сравнительный анализ политических систем"
Описание и краткое содержание "Сравнительный анализ политических систем" читать бесплатно онлайн.
Когда мы смотрим на политическую карту мира, то вряд ли нам приходит в голову мысль провести скрупулезный анализ всего многообразия существующих на Земле политических систем. Эту сложную, но выполнимую задачу поставил в своей книге профессор Ч. Эндрейн. Он не только сравнил различные политические системы, выявил общее и особенное в их функционировании, но и рассмотрел роль элит, групп и отдельных индивидуумов в проведении политического курса. Книга, пользующаяся большой популярностью в странах Запада, ныне станет доступна и нашему читателю, постоянно ощущающему потребность в учебной литературе по политическим наукам. Ее издание рекомендовано Российской ассоциацией политических наук.
Издание осуществлено при содействии Отдела по вопросам печати и культуры Посольства США
Господствующие политические институты, в частности вооруженные силы, полиция и гражданская служба, оказываются не в состоянии эффективно проводить в жизнь решения правительства. Элиты и поддерживающие их массы уже не выполняют правительственных указаний. Они либо равнодушно относятся к существующей политической системе, либо становятся на сторону оппозиции, стремящейся к преобразованию этой системы. Структурные кризисы повышают возможности оппозиционного движения в полной мере противостоять правительству. Оппозиция получает больше шансов на его свержение.
Первоначальным толчком к разрушению коалиции, обеспечивающей исполнение правительственных решений, служат определенные потрясения в сфере спроса и предложения, порождающие быстрые изменения в обществе. Ригидная политическая система не способна к проведению такой государственной политики, которая преодолела бы несоответствие между растущими требованиями к правительству и его уменьшающимися возможностями, т.е. его способности удовлетворять спрос. К числу структурных кризисов, являющихся причиной денежного дефицита, относятся войны, проигранные военные сражения, иностранная интервенция. Разлад в политическую систему вносят депрессии, спады, гиперинфляция, низкие темпы роста, а также увеличение неравенства в доходах. Стихийные бедствия — наводнения, засухи, землетрясения — еще больше увеличивают требования к правительству и одновременно истощают ресурсы общества. Демографические изменения вносят свои коррективы во взаимоотношения социальных групп и рождают надежды на получение от правительства тех или иных пособий. Так, например, быстрый рост населения, сокращение запасов продовольствия усиливают политические требования. Урбанизация повышает спрос на услуги, предоставляемые правительством, в частности, со стороны молодежи, мигрирующей в города из находящихся в состоянии стагнации сельских районов. Увеличение числа университетов, с одной стороны, и уменьшение престижных постов в правительстве — с другой, приводят к разочарованиям, особенно среди образованной молодежи, получающей сильнейший стимул к вступлению в ряды оппозиции. Эти демографические изменения определяют высокий уровень социальной мобильности. Если существующая, негибкая политическая система не способна сформулировать политический курс, с помощью которого можно решить эти проблемы, то в обществе возникает дисбаланс в соотношении сил государства, социальных групп внутри страны и иностранных институтов.
Серьезные структурные конфликты ослабляют сплоченность правящих общественно–политических институтов и обеспечивают наибольшую поддержку оппозиционной коалиции, борющейся за изменение политической системы. Фракционные конфликты внутри правительственных институтов разрушают единство действий правительства, государственных служащих, вооруженных сил и полиции. Государственные институты соперничают с социальными группами: этническими, религиозными, экономическими или группами гражданского действия. Борьба возникает и внутри этих групп: например, землевладельцами и крестьянами или между рабочими и капиталистами. Центральное правительство и зарубежные институты (другие государства, ведущие межправительственные организации и ТНК) борются за господствующее положение в политике. Зарубежные институты, например МВФ, часто вступают в союз с определенными социальными группами внутри страны (частнокапиталистическими фирмами), чтобы противостоять другим социальным группам (городским профсоюзам). Войны между государствами дестабилизируют и без того слабые правительства, всячески старающиеся избежать международных конфликтов. Структурные конфликты ускоряют распад принудительной и консенсуальной власти правительства[106].
Если правительство вместе с вооруженными силами и полицией окажется не в состоянии ни добиться консенсуса, ни эффективно воспользоваться методом принуждения, в обществе может произойти смена системы. Любую из политических систем характеризует степень приспособляемости или репрессивности. Тактика приспособления получает большую поддержку и ведет к добровольному подчинению. Воплощая в жизнь нравственные ценности — солидарность, справедливость, гражданские добродетели — и идя на материальные уступки, государственный аппарат добивается большей лояльности различных социальных групп существующей политической системе. Образование коалиций с группами поддержки усиливает стабильность правительства. Однако если правительство уже не придерживается духовно–нравственных ценностей или не предоставляет достаточных социально–экономических благ, консенсуальная коалиция часто распадается. Правительственные институты, особенно армия, полиция и силы безопасности, ради сохранения существующего строя системы более полагаются на принуждение, которое способно хотя бы на короткий период запугать оппозицию, считающую открытое противостояние слишком серьезной мерой. Страх и чувство разочарования отвращают оппозиционные организации, такие, как партии, народные фронты, партизанские отряды и повстанческие армии, от оказания активного сопротивления. Но используемые в качестве долговременной меры репрессии могут непреднамеренно подорвать систему и укрепить оппозицию. Усиливая негодование по отношению к власть предержащим, принимаемые правительством репрессивные меры зачастую сплачивают оппозицию, подталкивая их к выражению неуважения к официальным властям и демонстрации своего политического мужества. Если правительство будет наказывать оппонентов за ненасильственные действия (забастовки, демонстрации, митинги), те перейдут к насильственным действиям. Если оппозиционное движение направлено против произвола, неразборчивых и репрессивных действий властей, то даже не слишком активные группировки сплотятся вокруг противостоящих режиму лидеров, обещающих более справедливую политическую систему.
Решение поддержать оппозиционное движение проистекает отчасти из ожидания возможного успеха оппозиции. Когда правительство утрачивает административный контроль над обществом, ослабевает риск быть наказанным. По мере того как правительственные репрессии становятся умеренными, оппоненты, не переставая возмущаться несправедливым строем, в большей степени способны бросить вызов существующей системе. Оппозиционные движения могут объединиться с несколькими местными группами и применить насилие против своих противников, захватить власть и установить новый политический строй. Провозглашая общественные идеалы, обещая материальные блага и защищая социальные группы от правительственного произвола, оппозиционеры расширяют свою социальную базу. Если другие государства и зарубежные институты усиливают внутреннюю структурную слабость существующего правительства и поддерживают оппозицию, то изменение политической системы еще более вероятно. Когда сильные иностранные правительства и международные институты лишают находящийся у власти режим экономической, военной помощи и людских ресурсов, предоставляя их оппозиционному движению, последнее имеет большие возможности установить новую политическую систему[107].
Культурные кризисы
Политические изменения являются следствием не только структурных, но и культурных кризисов, выражающихся в конфликте духовных ценностей и моральных норм. Легитимность утрачивает силу, если формальные ценности, провозглашенные официальной культурой, вступают в противоречие с ценностями, исповедуемыми оппозиционным движением. Когда государственная политика противостоит неформальным правилам, определяющим жизнедеятельность политических организаций, возможна цеинституционализация системы. Широкое распространение получают коррупция в государственном аппарате и цинизм в массах.
С точки зрения реальной перспективы дезинтеграция коалиции, обеспечивающей исполнение правительственных решений, предшествует ослаблению легитимности. Согласно Рэндоллу Коллинзу, поддержание стабильности в системе зависит прежде всего от действий власти, поддерживающей общественный порядок:
«Легитимность… основывается на представлении, что наиболее безопасно находиться в самом центре власти. Не без дюркгеймов–ских положений это представление со временем было подкреплено нравственным убеждением в том, что такая власть правильна и необходима. Но это лишь внешняя сторона дела. Правительство, обладающее сильной коалиционной властью, само обеспечивает себе легитимность; правительство, обладающее моральной легитимностью, но не способное сохранить за собой обеспечивающую исполнение решений коалицию и допускающее внутренние вооруженные конфликты, теряет способность руководить и в конечном счете легитимность»[108].
Когда правительственные чиновники уже не в состоянии, сдерживать насилие или заключать союзы с национальными объединениями и иностранными институтами, легитимности режима приходит конец. Ведущие оппозиционные элиты и их массовые сторонники уже не считают политическую систему нравственно состоятельной.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сравнительный анализ политических систем"
Книги похожие на "Сравнительный анализ политических систем" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Чарльз Эндрейн - Сравнительный анализ политических систем"
Отзывы читателей о книге "Сравнительный анализ политических систем", комментарии и мнения людей о произведении.