Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать бесплатно онлайн.
Собрание сочинений в 14 томах. Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз)
Год: 1929-1959
а в логике понятия — логику философского идеализма. Выть может,
с точки зрения Гегеля–идеалиста, такое подразделение имеет известное
основание. Наивный реализм изображается низшей, а философский
идеализм высшей ступенью в процессе развития научной и
философской мысли. Логика идеализма содержит в себе, как подчиненные
моменты, реализм и метафизику, возвышаясь над ними и синтезируя их
в себе. Это было бы правильно, если бы мы вынуждены были итти по
стопам Гегеля, положив в основу мира, в качестве реального
принципа, понятие или абсолютную идею, и рассматривать все категории
как определения этой абсолютной идеи. Гегель с самого начала
становится фактически на почву логики идеализма, ибо
количество, качество, сущность и пр. являются определениями идеи. Но
для нас его построение вовсе не обязательно, поскольку мы
исходим из совершенно другого реального принципа и вообще из иных
точек зрения. Поэтому нам представляется, что в
материалистической логике предстоит заняться перегруппировкой категорий
гегелевской логики. В особенности это требование должно быть отнесено
к третьему отделу «Логики».
Мы уже указывали выше, что категории механизма, химизма и
телеологии совершенно неправомерно включены в логику понятия.
Правда, с точки зрения гегелевской установки включение этих
категорий в этот отдел имеет известное оправдание, поскольку понятие на
этой ступени развития порождает объект. Самое понятие явилось
также результатом развития сущности, которая сама превратилась
в понятие. Этот процесс превращения, метаморфозы сущности в
понятие, как и процесс порождения понятием царства объектов, объясним
*) Ср. Richard Kroner, Von Kant bis Hogel, 1924, B. IL, S 437.
LXIV
только в свете гегелевского идеализма, но совершенно неприемлем
для материалиста. Объект рассматривается Гегелем как следствие,
осуществление или явление понятия. Поэтому понятие, возникнув
из сущности, порождает объект. Но сущность может превратиться
в понятие, поскольку она сама есть низшая ступень или форма понятия.
Объект может получиться в результате развития понятия, поскольку
и объект есть понятие. С точки же зрения материализма дело
представляется в совершенно ином свете. Понятие не существует объективно
как реальность. Понятие присуще только мыслящему субъекту, его
сознанию. Понятия развиваются в наших головах, поскольку в них
отражается объективная действительность. Объекты же существуют
независимо от наших понятий.
Как понимает Гегель взаимоотношение объекта и субъекта? На
этот вопрос Гегель дает такой ответ: «В познании дело вообще идет о
том, чтобы лишить противостоящий нам объективный мир его
чуждости, ориентироваться, как обыкновенно выражаются, в нем, а это
означает — свести объективное к понятию, которое есть наша глубочайшая
самость. Из данного здесь разъяснения видно, как превратно
рассматривать субъективность и объективность как некую прочную и
абстрактную противоположность. Оба определения целиком
диалектичны. Понятие, которое сначала только субъективно, соответственно
своей собственной деятельности, не нуждаясь для этого ни в каком
внешнем материале или веществе, приходит к тому, чтобы
объективировать себя, и точно так же объект не есть нечто неподвижное, нечто,
в чем не совершается никакого процесса, а его развитие состоит в том,
что он обнаруживает себя одновременно и как субъективное, которое
образует дальнейшее движение к идее. Кто незнаком с определениями
субъективности и объективности и захочет их удержать в их
абстрактности, тот найдет, что эти абстрактные определения ускользают у
него из рук раньше, чем он успевает оглянуться, и каждый раз он
будет говорить как раз противоположное тому, что он хотел сказать»*).
В этой цитате правильное перемешано с неправильным. Верно,
конечно, что задача науки состоит в том, чтобы объективный мир
перестал быть чуждым для нас. Если бы объективный мир не
становился предметом наших представлений и нашей мысли, то он оставался
бы «чуждым» нам. Но совершенно неправильно утверждение Гегеля,
что задача науки состоит в том, чтобы свести объективный мир к поня-
*) Гегель, Энциклопедия, § 194, приб. 1, стр. 305.
LXV
тию. Это означало бы, что понятие составляет сущность объективного
мира, к чему и сводится в действительности точка зрения Гегеля·
Исходя из такого понимания соотношения объективного мира и
понятия, Гегель и делает свой дальнейший вывод о том, что «субъективное
понятие становится объектом по внутренней необходимости и без
помощи чуждого материала». Гегель проблему единства и
противоположности субъекта и объекта разрешает на основе примата субъекта,
мысли, между тем как с нашей, материалистической, точки зрения
дело обстоит наоборот: объект первичен по отношению к субъекту.
Поэтому в материалистической логике необходимо совершить, в
соответствии с основной установкой, и соответствующую
перегруппировку категорий.
Разумеется, и в гегелевской концепции имеется рациональное
зерно, которое состоит в том, что существующий сначала независимо
от субъекта объект на известной ступени развития последнего
становится объектом субъекта. Развитие объективного мира приводит
к превращению объекта в субъект; объект становится, говоря
словами Гегеля, субъектом по внутренней необходимости. Из объекта
возникает субъект, а не наоборот. Поэтому в учении о понятии
Гегель рассматривает объект как ступень процесса познания, развития
понятия; но ведь и само понятие (субъект) является «ступенью»
в процессе развития объекта. Субъект у Гегеля забывает о своем
собственном плебейском происхождении и мнит себя творцом мира,
производящим объект.
Из сказанного отнюдь не следует, что в третьем отделе «Логики»
Гегеля мы не имеем ничего положительного и ценного. Напротив того,
развиваемые здесь Гегелем мысли представляют огромную ценность.
Но для того чтобы вскрыть положительное содержание этого отдела,
необходимо предварительно разоблачить мистический его характер
и начисто отвергнуть идеалистическую конструкцию Гегеля.
Надо сказать, что идеализм и мистицизм Гегеля достигает своего
апогея именно здесь, в этом отделе «Логики», где идея обнаруживается
как дух, «отпускающий» от себя природу.
В отделе, трактующем о субъективном понятии, Гегель
излагает учение о формах мышления. Оригинальность Гегеля
состоит в том, что эти формы — понятие, суждение, умозаключение —
рассматриваются им также как формы, имеющие объективный
характер. Сама действительность есть понятие, суждение и умозаключение.
Или, иначе говоря, мир мыслит, судит и умозаключает. Развитие бы-
Догикг*. V
LXVI
тия есть процесс суждения и умозаключения, производимый идеей,
Естественно, что мы на такую точку зрения стать не можем и что такая
постановка вопроса должна быть отвергнута. Что касается учения об
объективности, то и оно не выдерживает критики, поскольку объект
рассматривается как порождение субъективного понятия. «Каким бы
страдным ни казался на первый взгляд, — говорит Гегель, — этот
переход от субъекта, от понятия вообще, и, точнее говоря, от
умозаключения (особенно странным этот переход должен казаться, если имеют
в виду лишь умозаключение рассудка и представляют себе процесс
умозаключения как деятельность сознания) в объект, мы все же не можем
ставить себе целью сделать этот переход понятным для представления,
Можно только задать вопрос, соответствует ли приблизительно наше
обычное представление о том, что называется объектом, тому, что
составляет определение объекта здесь. Но под объектом обыкновенно
разумеют не только некоторое абстрактное сущее, или существующую
вещь, или нечто действительное вообще, а нечто самостоятельное,
полное внутри себя конкретное; эта полнота есть целостность
понятия» *).
Таким образом, понятие переходит в объект. Это есть также
переход мысли к бытию. Объективность, т. е. внешний мир, представляется
в трех формах: механизма, химизма и телеологии. Переход понятия
в объект действительно является совершенно «неестественным», как
это чувствует и сам Гегель. Его обоснование этого перехода не может
считаться удовлетворительным. Гегель различает объект, который
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Книги похожие на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика", комментарии и мнения людей о произведении.