Сергей Аксентьев - Беспокойные дали
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Беспокойные дали"
Описание и краткое содержание "Беспокойные дали" читать бесплатно онлайн.
Появление на кафедре пронырливого, говорливого капитана 2 ранга для всех было неожиданностью. По окончании Бакинского общевойскового училища он, в отличие от своих однокашников, пополнивших отдаленные точки, оказался в местном райвоенкомате. Дослужился там до майора, а потом чудесным образом перевоплотился в моряка–ракетчика и был назначен на кафедру преподавателем, где и получил через месяц очередное воинское звание. Технику он, естественно, не знал, знаний по специальности не имел, а потому был всё время «на подхвате», то заменяя заболевших педагогов, то проводя практические занятия по организационно-техническим вопросам под присмотром инструкторов. Но тут неожиданно на шесть месяцев прибыла группа офицеров ВМС Индии для изучения зенитного ракетного комплекса. В тот год учебная нагрузка у всех была «выше крыши» и Пятница долго прикидывал, как выкрутиться из этого положения. Ничего не придумав, скрепя сердце, назначил Оганесянца вести группу, дав ему опытных мичманов, которые фактически и тянули всю его учебную нагрузку.
— И вот индийские офицеры, не выдержав идеологического штурма и полной некомпетентности Степана Арутюновича, — информировал притихших офицеров Пятница, — обратились в Москву, к помощнику своего атташе по военно-учебным вопросам с просьбой заменить преподавателя!
Пятница сделал долгую паузу, направив свой «гаубичный» взгляд на удивленно-растерянного Оганесянца.
— Да, да, именно в Москву и именно в посольство, Степан Арутюнович, и удивляться тут нечему. Вы давно должны были бы понять, что служите на необычной кафедре. Здесь каждый наш поступок, действие и высказывание находятся под постоянным и внимательным наблюдением и оценкой иностранных курсантов. По нам они судят не только об училище, но и, если хотите, обо всей системе военного образования в нашей стране.
Ренат Константинович разволновался. Он искренне любил своё дело, кафедру, курсантов. И каждую неудачу кого бы то ни было из членов своей «команды» воспринимал как свою личную, очень переживал и долго не мог успокоиться. После трагической потери дорогих ему людей кафедра была ему и домом и семьей. Чтобы успокоиться, он позвонил в отдел вооружения и техники, справился, когда ожидается прибытие комплектующих элементов нового ракетного комплекса, потом доложил заместителю начальника факультета, что график отпусков офицеров и мичманов сегодня передали в строевой отдел. После этого вернулся к теме неприятного разговора:
— Я должен напомнить вам, товарищ Оганесянц, — перейдя на официальный тон, продолжил Ренат Константинович, — структуру подчиненности иностранных военнослужащих, обучающихся в военно-учебных заведениях Советского Союза. Иностранные военнослужащие, прибывая в училище, во всех организационных, материально-бытовых и учебных вопросах подчиняются через своих начальников курсов начальнику факультета и командованию училища. В каждой национальной группе есть старший, назначаемый в посольстве этой страны. Он имеет право в экстренных случаях непосредственно обращаться к начальнику училища, минуя начальника курса и начальника факультета. Кроме того, он обязан еженедельно информировать помощника военного атташе о выполнении учебного графика, успеваемости курсантов, возникающих проблемах и просьбах. Свои доклады в посольство он не согласовывает ни с кем.
От этих слов Оганесянц побледнел и съежился точно от озноба. Ренат Константинович, сочувственно усмехнулся:
— Так вот, уважаемый Степан Арутюнович, от имени индийских офицеров, которые, кстати, все окончили престижные технические университеты и имеют боевой опыт применения корабельного ракетного оружия, старший национальной группы капитан-лейтненат Хаджа Али Рамзан обратился в посольство с просьбой заменить вас другим преподавателем. Вчера из ВМУЗ пришло указание отстранить вас от занятий с офицерами индийских ВМС. Каким будет дальнейшее решение по вашему вопросу, я не знаю, но думаю, что нужно готовиться к худшему.
Случившееся стало темой специального заседания совета училища. Решение было соломоновым: новации политического отдела плавно «свернуть»; капитана 2 ранга Оганесянц от преподавательской деятельности освободить и перевести на должность старшего офицера учебного отдела.
…А месяц спустя капитан 2 ранга Оганесянц по поручению начальника учебного отдела прибыл на кафедру Пятницы с официальной проверкой качества разработки «структурно-логических схем учебных дисциплин»…
С йеменцами тоже всё закончилось невероятным образом. Однажды на занятия не прибыли обе группы. Платонов, как обычно в таких случаях, позвонил на факультет. Дежурный ответил коротко: «Их нет в училище» и повесил трубку. Пятница, как и все, пребывал в неведении: начфака нет, начальника училища нет. Никто ничего не знает. Курсанты словно испарились. Через два дня внезапно объявившийся начфак, собрал офицеров и прояснил случившееся:
— Я только что вернулся из Москвы. Между Йеменской Арабской Республикой и Народной Демократической Республикой Йемен вспыхнул вооруженный конфликт. Из ВМУЗ поступила шифровка: «Чтобы упредить возможные беспорядки, срочно спецрейсом отправить курсантов в Москву». В Москве начальник училища убыл в Главный штаб ВМФ, а мне было приказано развести курсантов по посольствам. Занятия с йеменскими группами прекращаются.
— А будут ли они возвращены в училище и когда? — задал вопрос только что назначенный на должность начальник кафедры автоматики
Начфак нервно передернул плечами:
— Селивестр Николаевич, пора бы уж вам научиться не задавать ненужных вопросов! Война, вы сами понимаете, развивается не по расписанию. Это же не поезд: прибыл-убыл, а война!
Строго посмотрев на офицеров, приказал:
— Никаких публичных комментариев и обсуждения этого вопроса с курсантами. Официальная версия, которой вы и должны придерживаться: «их срочно вызвали в посольство». Всё. Ко мне тоже никаких вопросов. Преподаватели свободны, а начальников кафедр прошу ко мне в кабинет…
На память о своих так внезапно исчезнувших йеменских воспитанниках у Платонова осталось два небольших альбома. Один ему подарили курсанты Йеменской Арабской Республики по возвращении в прошлом году с летних каникул. На первом занятии старшина класса, смущаясь, сказал:
— Мы соскучились по вас. Примите на память этот альбом.
На развороте была трогательная надпись «На дольгую памьять своему преподавателью Платонову от курсантов Аль-Джумхурии аль-Арабии аль-Йаманий». В альбоме — красивые открытки с видами столицы Саны и экзотических курортов на побережье Красного моря.
Второй альбом с видами Адена и достопримечательностями Аденского залива подарили курсанты Народно Демократической Республики Йемен к Новому году. Надпись в альбоме была такова: «Здавствуй Дрюжба КПСС и ОПОНФ!»
Насколько видел Платонов, общаясь с курсантами, и южные и северные йеменцы жили в училище дружно. Охотно помогали друг другу в учебе и в быту. И вот теперь, вполне возможно, бывшие однокашники и друзья глядят друг на друга через прицелы автоматов Калашникова. С трудом верилось в такое внезапное перевоплощение…
3
Должность начальника училища специфическая. Обычно средний срок пребывания на этом руководящем посту три-четыре года. Назначают сюда, порой, больных, погоревших или неудачливых адмиралов для дослуживания, а также вернувшихся из загранкомандировки, оказавшихся после реорганизации не удел или «прыгунов с трамплина», проще говоря, «блатных» капразов, охочих до адмиральских погон.
Каждый вновь назначенный на эту должность, если конечно, он по натуре не революционер, быстро понимает, что в учебном процессе, как и в медицине, главное «не навредить». Усвоив это, новый начальник подыскивает себе занятие по душе и отдается ему как юная куртизанка: сначала робко и стыдливо, а затем, войдя во вкус, с азартом, доходящим до исступления. Сфера приложения нерастраченной энергии, амбиций и народной смекалистости не ограничена: начиная от тотальной борьбы с курением и заканчивая эпохальными стройками местного масштаба. Когда начальник при деле, всем хорошо: курсанты учатся, педагоги учат, командиры командуют, политработники «блюдут», тыловики «темнят», а учебный караван продолжает свой путь, даже не почувствовав смены погонщика.
Хуже, если к рулю корабля знаний становится революционер. Тут можно ожидать самых невероятных сальто-мортале. Тогда матросам-аборигенам учебного судна приходится на ближайшие три-четыре года впадать в нирвану и терпеливо ждать.
Контр-адмирал Василий Васильевич Демидов ехал к новому месту службы в подавленном состоянии. Пожар на БПК, гибель лейтенанта во время ночного приема боезапаса в море и суицид матроса образовали такую убойную взрывную смесь, что бутафорское чеховское ружьё — судьба, которое, как известно, стреляет раз в жизни, шарахнуло по комбригу без промаха. Его сняли с должности и отправили начальником училища в Баку. Из Корсакова Демидов уезжал с тяжелым чувством вины перед родственниками погибших, под молчаливосочувствующие взгляды сослуживцев и липкий шепоток бабских домыслов и сплетен.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Беспокойные дали"
Книги похожие на "Беспокойные дали" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Аксентьев - Беспокойные дали"
Отзывы читателей о книге "Беспокойные дали", комментарии и мнения людей о произведении.