» » » » Валериан Мартынов - Пролив в огне


Авторские права

Валериан Мартынов - Пролив в огне

Здесь можно скачать бесплатно "Валериан Мартынов - Пролив в огне" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Политиздат Украины, год 1984. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валериан Мартынов - Пролив в огне
Рейтинг:
Название:
Пролив в огне
Издательство:
Политиздат Украины
Жанр:
Год:
1984
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пролив в огне"

Описание и краткое содержание "Пролив в огне" читать бесплатно онлайн.



Аннотация издательства: Авторы этой книги — ветераны Черноморского флота — вспоминают о двух крупнейших десантных операциях Великой Отечественной войны — Керченско-Феодосийской (1941—1942 гг.) и Керченско-Эльтигенской (1943—1944 гг.), рассказывают о ярких страницах героической обороны Крыма и Кавказа, об авангардной роли политработников в боевых действиях личного состава Керченской военно-морской базы.


P. S. Хоть В. А. Мартынов и политработник, и книга насыщена «партийно-политической» риторикой, но местами говорится по делу. Пока что это единственный из мемуарных источников, касающийся обороны Керченской крепости в мае 1942 года. Представленный в книге более ранний вариант воспоминаний С. Ф. Спахова (для сравнения см. «Крейсер «Коминтерн») ценен хотя бы тем, что в нём явно говорится, что 743-я батарея в Туапсе была двухорудийной, а на Тамани — уже оказалась трёхорудийной.

[1] Так обозначены страницы. Номер страницы предшествует странице.






Сейнеры двинулись за комиссаром и успешно высадили десант. Только одно из восьми судов этого отряда, «Касатка», после высадки десантников было подбито и начало тонуть. Его команду подобрал из воды «Пушкин». Кроме того, сейнер принял с берега на борт 23 раненых бойца.

За проявленные доблесть и мужество Ф. И. Чернявский был награжден орденом Красного Знамени.


В то время, когда комиссар Чернявский пробивал путь к берегу своему отряду, его командир капитан-лейтенант Евстигнеев был занят не менее важным и трудным делом. На торпедном катере он подходил то к одному, то к другому буксиру с баржей, подтягивал и выравнивал строй, кричал в мегафон капитанам буксиров, старшинам-рулевым на баржах, чтобы точнее ложились на курс, держали в кильватер, торопил их... Дело в том, что подчиненный Евстигнееву отряд транспортов запаздывал и подходил к месту высадки днем, разрозненно, растянувшись по проливу. А мелководный Керченский пролив всегда подстерегает моряков наносами и не обозначенными на карте мелями. А тут еще, после облета немецкого разведчика, и авиация начнет бомбить.

Первым из отряда транспортов подошел к месту высадки буксир «СП-25» с плоскодонной баржей-болиндером. Это была первая головная группа отряда транспортов (командир — капитан-лейтенант И. Е. Алещенко, комиссар — техник-интендант 1 ранга К. И. Цимбал). Благодаря малой осадке — около двух метров — баржа была поставлена на якорь не дальше 50 метров от берега. Началась выгрузка людей и боевой техники при помощи сейнеров. Команда, состоявшая из пяти краснофлотцев Керченской базы во главе со старшиной 2-й статьи В. И. Гацем, принимала и [48] отправляла от болиндера сейнеры. Краснофлотцы помогали красноармейцам-десантникам в посадке и погрузке вооружения. С моря их прикрывала катерная артиллерия, и высадка проходила быстро. Но вот нагрянула вражеская авиация. «Хейнкели» с прямого полета, а «юнкерсы» с пикирования начали нападать на высадочный отряд. Одна из авиабомб попала в буксир «СП-25», который вскоре затонул.

На втором заходе гитлеровцы атаковали баржу: авиабомба пробила верхнюю палубу и днище. Болиндер сел на грунт с небольшим креном на борт. От прямого попадания авиабомбы на барже возник пожар. Краснофлотская команда бросилась к ручным помпам и начала раскатывать пожарные шланги. Огонь еще не успел набрать силу, но вокруг был боезапас: снаряды, патроны, 76-миллиметровые полевые орудия с зарядными ящиками.

К борту аварийного болиндера быстро подошел сейнер с командиром первой высадочной группы транспортов капитан-лейтенантом И. Е. Алещенко, и общими усилиями порядок на барже был восстановлен. Начали спешно сбрасывать в море загоревшиеся ящики. Пожар был ликвидирован, и высадка успешно завершилась.

Вторая баржа с буксиром, составлявшая 2-ю группу десантного отряда транспортов (комиссар — младший политрук Кобяков, он же — за командира), тоже подверглась сильной бомбежке. При этом противник вел интенсивный обстрел с берега. Начался пожар. Среди десантников были большие потери. На берег высадилось всего около 300 человек без артиллерии. В связи с большими потерями личного состава по решению командира отряда транспортов высадку пришлось прекратить. Баржа была отбуксирована в Тамань.

Третьей группе отряда транспортов — буксиру с баржей (командир — младший политрук Малинка, он же и комиссар) — вообще не удалось достичь места высадки. Баржа села на мель в проливе, на полпути к Камыш-Бурунской косе. Оторвавшись от своего буксира, она была снесена южнее. Здесь ее подхватил другой буксир, специально посланный на выручку. Вечером баржа возвратилась в Тамань, по счастью, почти без потерь.

Таким образом, третий бросок десанта выполнил свою задачу не полностью: было высажено около 800 человек вместо 1500 по плану операции.

Бой у Камыш-Бурунской косы постепенно затихал, а с наступлением темноты и вовсе прекратился. К исходу дня [49] связь таманского КП с пунктом высадки на косе прервалась. Надо было подводить предварительные итоги: кто же добился успеха в первый день высадки десанта — мы или противник?

Наши потери в этом бою были значительны. На боевых постах смертью храбрых погибли начальник пункта высадки старший лейтенант Н. Ф. Гасилин, военком младший политрук В. Ф. Степанов, военком 1-й группы отряда транспортов техник-интендант 1 ранга К. И. Цимбал и большая часть моряков швартовой команды камыш-бурунского пункта высадки. Эта команда действовала в течение всего боевого дня 26 декабря, бесперебойно принимала к берегу десантные суда и, не отступив ни на шаг, успешно выполнила поставленную перед ней боевую задачу.

Шторм

В течение первого дня десантной операции было десантировано свыше двух тысяч человек с вооружением, то есть где-то вдвое меньше, чем планировалось.

Главным обстоятельством, затруднявшим дальнейшее решение боевой задачи, было полное прекращение связи с частями высадившегося десанта. К исходу 26 декабря нашему командованию было лишь приблизительно известно, что эти части находятся и ведут бои где-то в южной части Камыш-Буруна.

В течение минувшего дня одновременно с главной задачей — захватом побережья — решались и другие: налаживание связи с высадившимися войсками, снабжение их боеприпасами и продовольствием, эвакуация раненых, командования десантной операции.

Из-за отсутствия связи мы не знали обстановки на причалах в глубине Камыш-Бурунской бухты, куда ранним утром был высажен десант самого первого броска со сторожевых катеров-охотников.

Обстановка для высадившихся подразделений складывалась трудная.

Продвигаясь вперед, они не закрепились на отбитых у врага с большими трудностями прибрежных участках. Это была серьезная тактическая ошибка, чем противник не преминул сразу воспользоваться. Гитлеровцы вновь захватили прибрежную полосу, и ее предстояло опять брать с боем. Так случилось на Камыш-Бурунской косе к исходу дня, о чем донесли штабу высадки разведчики (с этой целью [50] были высланы два торпедных катера) после прекращения связи с пунктом высадки на косе. Катера были обстреляны вражеской малокалиберной артиллерией с того места, где днем находилась штурмовая группа старшего лейтенанта Гасилина...

К ночи противник вторгся на участок действовавшего днем пункта высадки. Положение осложнилось. Создалась угроза ликвидации захваченного плацдарма, а вместе с тем и высадившегося десанта.

Командующий 51-й армией, он же и командующий десантом, находившийся на КП в Темрюке, принял решение продолжать высадку в ночь с 26 на 27 декабря 1941 года по прежним, ранее избранным направлениям.

Наступила еще одна тревожная ночь. Резко ухудшилась погода.

Были собраны и распределены по отрядам, с учетом потерь, все наличные плавсредства и поставлены к причалам под погрузку войск.

К полуночи первый эшелон десанта погрузился на суда и ожидал сигнала к отплытию. Командир высадки контр-адмирал А. С. Фролов и я, военком высадки, вышли на таманский причал. Нужно было еще раз оценить ситуацию, взвесить принимаемое решение.

Ночь была довольно светлой, сквозь редкие облака проглядывала луна. Шел снег. А в проливе разыгрался настоящий шторм, температура воздуха снизилась до 8—10 градусов мороза. При такой погоде десант не сможет достигнуть берега. Правда, сейнеры, обладавшие хорошими мореходными качествами, несмотря на малый ход, смогли бы преодолеть Керченский пролив и подойти к месту высадки — но не к самому берегу, а лишь к отмелям. Вот если бы на том берегу уже были захвачены причалы... А так полосу прибрежного штормового прибоя, да еще при морозе, преодолеют лишь единицы. И главное, ведь кроме шторма и мороза будет еще вести бешеный огонь вражеская противодесантная оборона.

Нельзя обрекать людей на верную гибель.

— Что будем делать, комиссар, в этой обстановке? — спросил контр-адмирал.

И в самом деле, как быть? Как выполнить приказ о высадке, если так резко ухудшилась обстановка? Ведь может случиться, что десантники будут принесены в жертву, а боевая задача останется невыполненной... Ты, командир, и ты комиссар, вы оба, кому Родина доверила командование керченской военно-морской базой, на кого она возложила [51] ответственность за высадку десанта в Керчь, — думайте, решайте!

Попытаться установить связь с командующим десантом генерал-лейтенантом Львовым и попробовать по телефону убедить его в нецелесообразности высадки сегодня ночью? Вряд ли из этого что-нибудь выйдет. В процессе подготовки десанта мы уже успели узнать непреклонный характер командарма. А времени — в обрез. Нужно срочно либо начинать движение, либо его запрещать.

Разнообразные «варианты» промелькнули у меня в мыслях, да и у Фролова, думаю, тоже. Мы обменялись соображениями и сразу же сошлись во мнении. В штабы командующего десантом в Темрюк и командующего Черноморским флотом в Севастополь полетели спешные радиограммы: десанту дан отбой на эту ночь по причине штормовой погоды. Бойцы-десантники вповалку спали в казачьих хатах по всей Тамани и ближайшим хуторам.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пролив в огне"

Книги похожие на "Пролив в огне" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валериан Мартынов

Валериан Мартынов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валериан Мартынов - Пролив в огне"

Отзывы читателей о книге "Пролив в огне", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.