» » » » Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование


Авторские права

Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование

Здесь можно скачать бесплатно "Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ АПН РСФСР, год 1960. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование
Рейтинг:
Название:
Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование
Издательство:
ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ АПН РСФСР
Год:
1960
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"

Описание и краткое содержание "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать бесплатно онлайн.



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

СОЧИНЕНИЯ В ДЕСЯТИ ТОМАХ


Под редакцией

Н. К. ГОНЧАРОВА, И. А. КАИРОВА. И. В. ЧУВАШЕВА


Подготовка текста и примечания А. Г. КРАВЧЕНКО и Л. С. ФРИД






Сейчас ликбезпоход дал крупнейшие результаты. Ленинград является уже городом сплошной грамотности, Боровичский район стал также районом сплошной грамотности. К XIV годовщине Октября вся Ленинградская область станет областью сплошной грамотности. К тому же стремится Московская область, Саратовская и др.

Особо безграмотность была сильна до революции среди нацменов: так, в Чувашии грамотных было 7 %, среди татар бывшей Казанской губернии — 12,7, среди марийцев в бывшей Уфимской области — 3,3, среди мордвы в бывшей Казанской губернии — 9,3, среди таджиков — '3,0, казахов — 1,0, киргизов — 0,6, туркменов в бывшей Закаспийской области — 0,7, среди бурятов в бывшей Закаспийской области — 0,8, якутов — 0,7. Среди северо-кавказских народностей: у чеченцев — 1,7 %, у кабардинцев — 3,0 и т. д.

Трудности работы среди нацменов были очень велики: тяжелейшие условия жизни, старый быт, вековое порабощение женщины — все это создавало очень большие трудности для ликвидации безграмотности. Надо было создавать передвижные формы работы — красные юрты и кибитки, вести большую агитационную работу. Достижения очень велики, особенно там, где развертываются индустриализация и коллективизация. Особенно показательна Адыгея. До революции там училась только дворянская верхушка, черкесская знать. Грамотных было всего 3 %. В 1930 г. Адыгея стала сплошь колхозной, это дало громадный толчок развитию всей культурной жизни. По аулам развернута была в 1930 г. густая сеть ликпунктов. За букварь засели и стар и млад, особенно усердно взялись за учебу черкешенки. К Ленинским дням 1931 г. Адыгея стала страной сплошной грамотности. И не одна Адыгея. Такие же победы мы видим и в Кабардино-Балкарии. В дореволюционное время грамотных там было 2,3 %, теперь — 80 %.

И везде в национальных областях и республиках мы видим громадную тягу к знанию.

«Начался культштурм в Калмыцкой области — читаем мы в «Известиях». — В калмыцко-базаринской степи, около Астрахани, на берегу Инакского озера состоялось большое народное празднество. В празднике участвовало свыше 4 тысяч человек, из них 1500 культармейцев. Были проведены митинги, затем под открытым небом была поставлена пьеса «Улан Сар», посвященная второй большевистской весне. Такое многолюдное собрание — первое в истории Калмыкии. Присутствовала половина населения улуса. После празднества культармейцы выехали в другие улусы».

Всюду громадные сдвиги. В Белоруссии еще в 1920 г. было лишь 31,5 % грамотных, в 1930/31 г. — 87 %.

Мы скоро станем страной грамотной.

Станем, но еще не стали, и нельзя ослаблять работы, пока дело не доведено до конца. Вот почему Совет Народных Комиссаров РСФСР 15 августа 1931 г. постановил: «Ввести всеобщее обучение неграмотного населения в городе и деревне на территории РСФСР в возрасте 16–50 лет»[102].

Совнарком принял такое постановление тогда, когда развернувшаяся культработа сделала этот декрет исполнимым. Не административным путем можно провести такую работу, а лишь методами, выработанными в процессе культпохода. «Методы ударничества, социалистического соревнования, общественных буксиров, встречных планов и др. должны найти широкое применение во всей работе по осуществлению всеобщего обучения грамоте», — говорит Совнарком.

* * *

Но ликбезпоход имеет в виду не только техническую грамотность, он имеет в виду вовлечь всех учащихся школ ликбеза в активное социалистическое строительство, дать им политический кругозор и общие культурные навыки работы, подготовить их к дальнейшей учебе. Повсюду создана целая сеть колхозных и рабочих школ.

Возьмем колхозы. На Урале существует Краснополянский район. Это район сплошной коллективизации. Среди колхозников немало старых партизан, боровшихся с колчаковцами, — еще в те времена они организовались в колхозы. В этом районе около тридцати селений. И вот в центре района, в большом селе, организован Дворец культуры, где идут постоянные курсы для колхозников вышеуказанных селений, которые посылают на курсы своих делегатов: тут и курсы по санитарии, и по ликбезу, и по дошкольному делу, и по агрономии, и по животноводству. Около Дворца культуры ряд показательных учреждений, где курсанты учатся на практике, как надо проводить в жизнь то или иное мероприятие. В другом селе — колхозный университет. Колхозное движение будит сознание колхозниц. «Женщины повернулись теперь лицом к колхозу», — утверждали делегатки последнего съезда Советов[103]. А повернувшись лицом к колхозу, женщины поворачиваются и лицом к культуре.

Что касается фабрик и заводов, то там существует целая сеть учреждений рабочего образования, дневных и вечерних, очных и заочных. Путь к знанию открыт рабочему и работнице. На многих заводах учится большая половина рабочих. Теперь речь уже идет о предприятиях-школах, где учеба охватывала бы поголовно всех рабочих и работниц,

* * *

Рабочие и работницы поставили себе целью овладеть знанием, овладеть техникой. При ВСНХ организован специальный отдел технической пропаганды. И вот изо дня в день ведут рабочие и работницы, колхозники и колхозницы борьбу за овладение знанием. Процесс «Промпартии» наглядно показал, как необходимо рабочим овладеть знанием. Сейчас рабочие, колхозники очень много черпают из газет, докладов, слушая радио, рассказы, но им не хватает систематики. Эту систематику должны им давать школы взрослых разных видов и сортов, должны давать учебники. Спрос на учебники громаден.

Новые и новые кадры вливаются в ряды рабочего класса, они приходят из деревни, не знают производства, на фабрике чувствуют себя в первое время, как в лесу, И вот ВЦСПС постановил, что каждый рабочий должен предварительно пройти вводные курсы в производство. Эти «вводные курсы» должны давать представление о сырье, где и как оно добывается, должны показать весь процесс обработки, должны научить понимать машину, обращаться с ней. «Вводные курсы в производство» должны дать вновь приходящим в производство рабочим представление о всем производстве в целом, о месте данной отрасли производства и данного предприятия в общем плане строительства. Не слепым исполнителем, а сознательным участником соцстройки должен быть советский рабочий. «Вводные курсы в производство» должны помочь ему стать таковым. Сейчас принимаются меры к тому, чтобы использовать для этих целей кино.

Быстро растет сознание рабочей и колхозной массы. Вся обстановка труда — ударничество, соцсоревнование, тесная спайка в работе бригад, помощь более сильных работников более слабым (общественный буксир), гласность во всей работе, общественный учет этой работы, общественный контроль, — все это захватывает, увлекает, воспитывает сознательное отношение к труду. А сознательное отношение к труду вызывает стремление к знанию. Книга начинает чувствоваться как орудие труда. Не по заветам отцов, а по указаниям науки хотят работать массы.

И вот на фоне этого общего культурного роста трудящихся стало возможным проведение такого мероприятия, как всеобщее обучение. Сейчас еще трудности громадны: нет помещений, нет достаточного количества учебников, тетрадей, учебных пособий, а" главное, нет по-настоящему подготовленных педагогов. Сейчас от педагога требуется очень большая не только педагогическая, но и политическая подготовка. Без этого учитель теряет в глазах учеников всякий авторитет. «Что такое Гоминьдан?» — спрашивают ребята, и, если учительница этого не знает, ребята не дадут ей прохода. И Гоминьдан должна знать, и последние события, и постановления ЦК ВКП(б).

Очень трудна проблема кадров в национальных областях и республиках. Число техникумов растет повсюду, но оно совершенно недостаточно. Возьмем Белоруссию. В 1921/22 г., десять лет тому назад, там было 4 техникума, теперь — 65; было 2 рабфака, теперь — 24; но все это капля в море по сравнению с громадным спросом. Педтехникумов не хватает. А учителя необходимы. С ними ведется громадная работа. «План введения всеобщего обязательного обучения к моменту годовщины решения ЦК ВКП(б), — отметил 25 июля 1931 г. в своем рапорте нарком просвещения т. Бубнов, — выполнен с превышением». Общее число учащихся школ I ступени по РСФСР (без автономных республик) достигло 8 709 937 человек — 105,7 % плана Наркомпроса. Прирост учащихся по одной начальной школе против 1929/30 г. выразился в 28,4 %. По автономным республикам общее число учащихся начальных школ достигло 1506013 — 101,3 %) плана республики.

Если в прошлом, 1929/30 г. средний процент охвата детей школьного возраста был 71, спускаясь по сельским местностям до 68,2, то за истекший год процент охвата детей школьного возраста по РСФСР (без автономных республик) поднялся до 97,1, а по автономным республикам — до 87,9. Проведено также обязательное обучение в размере семилетки в промышленных центрах.

В порядке подготовки нового, 1931/32 учебного года проблема всеобщего семилетнего образования для всех детей будет являться одной из центральных задач культурного строительства.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"

Книги похожие на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Надежда Крупская

Надежда Крупская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"

Отзывы читателей о книге "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.