» » » » Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование


Авторские права

Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование

Здесь можно скачать бесплатно "Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ АПН РСФСР, год 1960. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование
Рейтинг:
Название:
Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование
Издательство:
ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ АПН РСФСР
Год:
1960
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"

Описание и краткое содержание "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать бесплатно онлайн.



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

СОЧИНЕНИЯ В ДЕСЯТИ ТОМАХ


Под редакцией

Н. К. ГОНЧАРОВА, И. А. КАИРОВА. И. В. ЧУВАШЕВА


Подготовка текста и примечания А. Г. КРАВЧЕНКО и Л. С. ФРИД






Главполитпросвет был советским учреждением, ведущим культурно-просветительную работу, — следовательно, эта директива имела прямое отношение и к нему. И в данной речи Ленин требовал: «Очень хорошо, что вы учите народ читать, писать, проводить экономическую кампанию, это все очень хорошо, но это не политическое просвещение, потому что политическое просвещение означает подведение итогов всему»[93].

Должно быть дело политпросветчикам и до профсоюзов. И мы, политпросветчики, усердно изучали, что писал Владимир Ильич о роли профсоюзов, о том, как они должны работать с массой. Мы читали и перечитывали, что коммунисты «должны жить в гуще рабочей жизни, знать ее вдоль и поперек, уметь безошибочно определить по любому вопросу, в любой момент настроение массы, ее действительные стремления, потребности, мысли, уметь определить, без тени фальшивой идеализации, степень ее сознательности и силу влияния тех или иных предрассудков и пережитков старины, уметь завоевать себе безграничное доверие массы товарищеским отношением к ней, заботливым удовлетворением ее нужд»[94]. Мы учились, что тому, кто работает с массой, «необходим еще особый такт, уменье подойти к массе особым образом в каждом отдельном конкретном случае, достигая с минимумом трений подъема этой массы на ступеньку выше в отношении культурном, хозяйственном, политическом»[95].

Оценивая текущий момент в своей речи от 17 октября, Владимир Ильич говорил о том, что надо, ни на минуту не упуская из виду поставленной цели, не сдавая позиций, изменить тактику, овладеть этой мелкобуржуазнои стихией и не покладая рук, сурово учась, выиграть время для того, чтобы подвести экономический фундамент для нового, социалистического здания на место феодального и полуразрушенного капиталистического, нужно создать подъем производительных сил, который «в программе нашей партии признан основной и неотложной задачей»[96].

«Надо поставить дело так, чтобы каждый трудящийся прилагал свои силы к укреплению рабоче-крестьянского государства. Только тогда может быть создана крупная промышленность.

Нужно, чтобы сознание это проникло в массы, и чтобы оно не только проникло в массы, но и закрепилось в них практически. Вот откуда, — говорю я, — подчеркивал Владимир Ильич, — вытекают задачи Главполитпросвета»[97].

В своей речи от 17 октября Владимир Ильич горячо говорил о необходимости повышения культуры. Надо ликвидировать неграмотность. Безграмотный человек стоит вне политики. Но этого мало. Нам нужно громадное повышение культуры. «Надо добиться, чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применить это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства»[98]. Владимир Ильич говорил о том, что политпросветчик должен уметь бороться с волокитой, со взяткой, с бюрократизмом, бороться, как и рядовой гражданин, показывая, как это надо делать. Надо не хвалиться тем, что ты коммунист, не чваниться, а работать вместе с массой, вовлекая ее в борьбу с бюрократизмом, со взяткой. Вылечиться от бюрократизма можно лишь подъемом культуры. Надо научиться просвещать, проявлять на культурном фронте наибольшее упорство, настойчивость и систематичность.

Владимир Ильич говорил о важности подъема культуры не потому, конечно, что он пришел на съезд политпросветов, а потому, что он хотел перед всей страной подчеркнуть самую настоятельную необходимость борьбы за повышение культуры.

Говорил он об этом и на VII Московской губпартконференции, и в статье «О значении золота». На IX Всероссийском съезде Советов говорил о необходимости воспитания широких масс «рабочих и крестьян в деле самостоятельного, быстрого, делового участия их в надзоре за соблюдением законности»[99]. В конце своего заключительного слова на съезде Ленин, указывал на то, что «задача Наркомпроса в новом периоде заключается в том, чтобы в наиболее короткий срок создать кадр специалистов во всех областях из среды крестьян и рабочих», предложил «еще более усилить связь школьной и внешкольной образовательной работы со злободневными хозяйственными задачами как всей республики, так и данной области и данной местности»[100]. И, намечая план речи на XI съезде РКП(б), в пункте 15-м Ильич пишет: «Гвоздь момента» (звено цепи) = разрыв между величием поставленных задач и нищетой не только материальной, но и культурной».

С тех пор, как была сказана т. Лениным речь на II съезде политпросветов, прошло десять лет. Эта речь особо красочно иллюстрируется теперь. Уже создан экономический фундамент социалистического здания, индустрия быстро развивается, бедняки и середняки объединили свое хозяйство в колхозах, идут следом за все крепнущим рабочим классом; кулак ликвидирован как класс. Совсем уж другая стадия развития.

А культура? В деле ликвидации неграмотности мы благодаря культпоходу значительно продвинулись вперед. У нас уже Ленинград превратился в город сплошной грамотности, то же Боровичский район[101], то же Адыгея и др. У нас начало проводиться всеобщее обучение: провели его по РСФСР в объеме четырехлетки, охват ребят от 8 до 11 лет — 97,1 % (без автономных республик), по автономным республикам — 87,9. Школу начали политехнизировать, прикрепили к заводам, колхозам, бьемся за качество учебы.

Нет сомнения, культурный уровень страны значительно повысился; выросло сознательное отношение к труду. Но разве все уже сделано на культурном фронте? По ликвидации неграмотности «хвостов» больше чем достаточно. Ликвидация неграмотности часто весьма проблематичная. Более углубленная учеба развернулась далеко не достаточно, политическое просвещение масс, о котором говорил Ленин, еще недостаточно осуществляется. Политпросветработа в связи с проведением в жизнь всеобуча, сосредоточения главной заботы на нем порядком-таки подзавяла. Школа также еще выглядит временами убого, а между тем требование на политпросветработу, на культурное обслуживание поднялось очень сильно. Работа нужна вовсю. Как десять лет тому назад, надо уметь сзязывать политпросветработу с глубокой оценкой текущего момента и его особенностями в целом. И это по всей линии работы. Таков завет Ильича.

1931 г.

О КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Всякая революция совершается руками масс. Относится это и к культурной революции. Когда в 1923 г. я как-то жаловалась на медленные темпы ликвидации неграмотности, т. Ленин сказал: «Все дело в том, чтобы массы сами взялись за это дело, тогда неграмотность будет ликвидирована». В своей последней статье он писал о том, что мы стоим перед лицом культурной революции. Начиная с Октября, массы стремились упорно к знанию, но это был главным образом актив, правда очень многочисленный, но десятки миллионов еще оставались безграмотными, темными. Темпы продолжали оставаться медленными сравнительно с теми, какие требовались новым укладом страны. Только тогда, когда быстро стала идти индустриализация страны, а затем и перестройка на базе коллективизации всего сельского хозяйства, изменились и темпы культурной работы.

Крутой поворот начался в 1928 г. Летом 1928 г. по инициативе комсомола начат был так называемый культпоход. Наиболее законченный и яркий характер принял культпоход в Саратове. Саратовский округ был в революцию 1905 г. округом, где было много крестьянских восстаний, кончившихся расправами царского правительства, откуда помещики почти совершенно «смылись», и помещичье землевладение свелось почти на нет еще до Октября. Это отразилось и на самом Саратове. Из непромышленных центров это был один из наиболее культурных. И вот в 1928 г. в Саратове начался по инициативе комсомола культпоход — большое культурное движение за ликвидацию неграмотности. Начали заботиться всячески о неграмотных: пропускали их вперед в очередях за продуктами, по определенным дням устраивались для них спектакли — выяснилось, что многие неграмотные никогда не бывали в театре, — комсомолки стали приходить к безграмотным побыть с детьми, пока мать пойдет в вечернюю школу — на ликпункт. Стали ходить заниматься с безграмотными на дом. Создалась целая армия добровольцев, работавших под лозунгом «Грамотный, обучи неграмотного!» Добровольцы, работавшие бесплатно на культурном фронте, стали называться культармейцами. Число культармейцев все росло, их выделяли из своей среды сами массы.

Зима 1928/29 г. была моментом, когда стал широчайшим образом развертываться культпоход в городах. В 1928 г. культпоход перекинулся в деревню. Он охватил здесь самые глухие места. Центрально-Черноземная область была, например, областью, где господствовали раньше самые черносотенные, густопсовые помещики, где народ был сплошь безграмотным, где деревня вырождалась. И вот культпоход перекинулся в эту глушь. Ребята учили матерей, мужья — жен. Школа неграмотных взрослых, ликпункт, часто не имела своего помещения и перекочевывала из избы в избу. Зайдешь в избу и видишь такую картину: изба битком набита безграмотными, среди них женщины с грудными ребятами, все напряженно учатся читать, писать. В избе жарко. Хозяин, рассказывал один из ездивших туда инспекторов, радушно относится к посетителям, тоже не сидит без дела: топором чинит учащимся карандаши (перочинного ножа нет). Начался поход молодежи в деревню. Учащиеся старших курсов педтехникумов Центрально-Черноземной области приезжали поочередно в деревню на два-три месяца на практику. Крестьяне выезжали встречать их на санях с валенками и тулупами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"

Книги похожие на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Надежда Крупская

Надежда Крупская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"

Отзывы читателей о книге "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.