» » » » Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование


Авторские права

Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование

Здесь можно скачать бесплатно "Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ АПН РСФСР, год 1960. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование
Рейтинг:
Название:
Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование
Издательство:
ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ АПН РСФСР
Год:
1960
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"

Описание и краткое содержание "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать бесплатно онлайн.



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

СОЧИНЕНИЯ В ДЕСЯТИ ТОМАХ


Под редакцией

Н. К. ГОНЧАРОВА, И. А. КАИРОВА. И. В. ЧУВАШЕВА


Подготовка текста и примечания А. Г. КРАВЧЕНКО и Л. С. ФРИД






Затем чрезвычайно важно, чтобы программы носили государственный характер: не были начинанием какого-то отдела и тем более лица, а были утверждены Наркомпросом в таком же порядке, как утверждаются программы школ I и II ступени.

Когда программы будут созданы, надо будет повести комсомолу агитацию за образование кружков для занятий по этим программам. Тут громадное значение будет играть взаимопомощь. Более сильные должны помогать менее сильным товарищам. Конечно, кружки будут группироваться около изб-читален, куда будут посылаться программные библиотечки, около школ. Важно будет организовать при избах-читальнях и школах учет этих общеобразовательных кружков.

Если удастся создать такие программы и соответствующее движение среди молодежи, это могло бы повести к довольно быстрому окультуриванию деревенской молодежи.

1925 г.

ЛИКВИДАЦИЯ БЕЗГРАМОТНОСТИ

Вопрос о ликвидации безграмотности нельзя рассматривать изолированно, вне связи его с поднятием культуры в целом, вне связи с другими областями культурной работы. Мы часто грешим в этом направлении, представляя себе дело слишком «механически», без учета всех условий.

Мы не должны ни на минуту, ни на секунду ослаблять нашей работы по ликвидации' безграмотности, ибо «промедление смерти подобно», — экономически, культурно мы не можем развиваться дальше, не покончив с безграмотной темнотой. В Х-летие Октябрьской революции мы подведем итоги нашей работы. Но надо смотреть правде в глаза. Для того чтобы ликвидировать безграмотность среди всего взрослого населения, необходим целый ряд предпосылок.

Первая предпосылка — необходимо всеобщее обязательное обучение детей. ВЦИК постановил провести всеобщее обучение в течение восьми лет[24]. Долгонек срок-то! Но мы в достаточной мере срывались на коротких сроках, согласимся на данный срок. Через два года посмотрим, нельзя ли будет этот срок укоротить.

Другая необходимая предпосылка — обучение грамоте всех допризывников, всей молодежи. Как с этим вопросом обстоит у нас дело? Не очень-то важно.

Третья предпосылка — чтобы до каждого глухого угла доходили газета и нужная книга. Начало есть. Как дальше пойдет — посмотрим.

Четвертая предпосылка — чтобы, кончив школу грамоты, люди могли учиться дальше — в школе или путем самообразования. Тут еще, как говорится, «конь не валялся». Если дети и подростки не учатся, а растут безграмотными, станут — ли учиться люди пожилые?

Если в деревне нет ни газет, ни книг, грамота быстро забудется — нельзя же годами читать букварь? Если не будет помощи в том, чтобы учиться дальше, научиться самостоятельно разбираться в читаемом, грамота принесет мало пользы.

Конечно, грамотность — база, основа культуры, но учащиеся ребята должны заражать взрослых своей жаждой знания; газета, книга должны будить потребность в грамотности, желание учиться дальше, будить энергию.

Передо мной лежит конспект статьи Владимира Ильича, написанный им в 1922 г. перед самой болезнью. В этом конспекте Владимир Ильич пишет, что важно поднять всю культуру в целом. Вопрос стоит именно о поднятии всей культуры (слово «всей» в конспекте подчеркнуто три раза), а для того чтобы ее поднять, нужны годы. Тут нужна работа многих лет. Важно не спешить, но работать основательнее, глубже забирать, увязывая между собой всю работу.

Раздумывая над этими мыслями Владимира Ильича, видишь, что и в области ликвидации безграмотности дело гораздо сложнее, чем оно, может быть, представлялось нам несколько лет тому назад, что дело не только в том, чтобы создать достаточное количество ликпунктов и инструктивных школ, — дело в том, чтобы во всех областях культурной работы — и в области дошкольного, и в области школьного, внешкольного, профессионального, партийного образования — развернуть громадную работу, придать ей необычайно широкий размах.

Вспомним статью Владимира Ильича «О кооперации». Он писал там: «Нам наши противники не раз говорили, что мы предпринимаем безрассудное дело насаждения социализма в недостаточно культурной стране. Но они ошиблись в том, что мы начали Не с того конца, как полагалось по теории (всяких педантов), и что у нас политический и социальный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы, все-таки, теперь стоим»[25].

Только на фоне этой культурной революции, требующей самого активного участия всей сознательной части трудящихся, всех культурных работников, возможна и быстрая ликвидация безграмотности.

1925 г.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ САМООБРАЗОВАНИЯ (ДОКЛАД НА I ВСЕСОЮЗНОМ СОВЕЩАНИИ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ)

ТЯГА КРЕСТЬЯНСТВА К ЗНАНИЮ

В этом году особенно приходится наблюдать пробуждение деревни. Недавно на заседании Наркомпроса Главпрофобр указывал, что неизвестно, как быть с теми крестьянами, которые со всех концов съезжаются для поступления на рабфаки, идут пешком за много верст, часто не зная точных условий, при которых можно поступить на рабфак. Создается целое паломничество из деревни.

И не только по этому можно судить здесь, в центре, о том, как ищет знаний деревня. Приходится получать довольно много писем, и каждое из этих писем говорит о том, как страстно сейчас деревня стремится к знанию. В связи с развитием промышленности, сельского хозяйства деревня все более и более пробуждается от сна. Приведу письмо, недавно мной полученное. Трое молодых крестьян пишут: «Мы, дети бедняков, нашли случайно несколько листов из книжки Керженцева «Ленинизм»; из этих листов узнали, что Ленин стоял за бедноту и что нужно учиться, и поэтому просим вас — пришлите нам книг, чтобы мы через полгода послали их в то место, откуда они присланы». Молодежь ловит знание из нескольких листов, вырванных из книги, что-то черпает из них и зажигается желанием учиться. Когда пишут комсомольцы, то в их письмах часто повторяется: «давай книжки поосновательнее».

Появилось стремление непременно ознакомиться с марксистской литературой, добраться до самого дна знания, получить его доподлинно. Часто при этом совсем не знают, какие книги надо читать, с чего начинать. Вот, например, письмо: «Пришли куплетов юмористических, чтобы можно было устроить собрание и развеселить публику, а мы собрали денег и решили купить книжки: «Анти-Дюринг», Ленина и Маркса — I и II тома «Капитала».

Как одно с другим совместить? Но желание знания, видно, очень велико.

А как радуются книге в деревне! По поводу каждой присланной библиотечки получаем длинную благодарность, рассказывают, как на собраниях в деревне говорят: «Вот это настоящая наша власть — Советская власть». Из-за нескольких книг радость чрезвычайная.

Когда получаешь такие письма, то очень живо ощущаешь, как деревня тянется сейчас к знанию. И если посмотреть, что мы, Главполитпросвет и другие учреждения, даем деревне, как мы помогаем ей в этом отношении, то мне сдается, что мы не все делаем из того, что можно сделать.

За последнее время все же намечалось кое-что. Выдвинулся вопрос о вечерних крестьянских курсах как массовом учреждении. Ставится серьезно вопрос о самообразовании. Последний вопрос в настоящее время особенно важен, потому что надеяться на то, чтобы везде были школы и надлежащие руководители в деревне, пока еще не приходится. О самообразовании мы говорили давно, но сейчас, мне кажется, что дело это действительно начинает двигаться вперед.

НЕДОСТАТОК УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

Вот почему следует обдумать некоторые формы работы по самообразованию, особенно нужные деревне.

Наши журналы по самообразованию — не совсем то, что нужно было бы. Это скорее журналы для руководителей, для преподавателей, чем для самих учащихся, преимущественно молодежи деревенской и городской. Эти журналы инструктируют руководителя в том, о чем он должен говорить.

Это, конечно, очень полезные журналы, но не такие журналы, которые можно дать на руки деревенскому парню или девушке, чтобы последние могли самостоятельно заниматься по ним.

КАКИЕ ПОСОБИЯ НУЖНЫ

Чем же мы можем помочь деревне в смысле самообразования?

Мне кажется, что нужно прежде всего подумать о создании учебников, учебных пособий для деревни, о создании пособий, которые помогли бы разбираться малограмотному читателю в газетах, в книгах. Возьмем, например, словари иностранных слов. Эти словари существуют. Но все они не для деревни, потому что в них слишком много слов и объяснений, они не рассчитаны на малоподготовленного читателя. В целях самообразования нужно создать совсем особый словарь.

Дальше, если взять подряд сотню каких-нибудь писем из деревни, то из этих писем, может быть, только двадцать написаны достаточно грамотно; остальная огромная масса их, скажем 80 %, написана совершенно безграмотно. Видать, что люди пишут в политическом отношении довольно сознательно, очень активные, явно играющие в деревне большую роль, но пишут невозможно: без всяких знаков препинания, с употреблением больших букв там, где не нужно, с перестановкой слов и т. д. Необходимо дать малограмотной части деревни грамматику. Такая грамматика должна быть написана совсем иначе, чем обычно. В ней должны быть ряд задач, которые нужно проделать по правописанию, указания, как нужно читать газету и книжку. Все это нужно соединить с первоначальной грамматикой. Такая книжка необходима. Те же грамматики, которые существуют для школ, чересчур рассчитаны на ребят и чересчур многих вопросов касаются, а тут нужны элементарные правила правописания.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"

Книги похожие на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Надежда Крупская

Надежда Крупская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"

Отзывы читателей о книге "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.