Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"
Описание и краткое содержание "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать бесплатно онлайн.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
СОЧИНЕНИЯ В ДЕСЯТИ ТОМАХ
Под редакцией
Н. К. ГОНЧАРОВА, И. А. КАИРОВА. И. В. ЧУВАШЕВА
Подготовка текста и примечания А. Г. КРАВЧЕНКО и Л. С. ФРИД
Если по текущему моменту брать основные вопросы, наиболее важные для жизни, и стараться их связать с вопросами знания, подвести под отдельные газетные сообщения серьезную общеобразовательную базу и показать, как все это одно с другим связывается, то это было бы гораздо более жизненно, чем то, что пишется у нас сейчас. Нужно подбирать материал и учить разбираться в нем. Это, мне кажется, имеет самое главное, основное значение.
ТРИ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИТаким образом, работа в этом году должна идти прежде всего по созданию учебников; затем — по пути организации кружков, разработки программ для этих кружков, по подбору материалов для работы этих кружков и, наконец, по пути создания таких журналов по самообразованию, которые самообразовательные вопросы связывали бы с вопросами текущей жизни.
Может быть, практика мест опередила все эти указания. Места, может быть, уже решили, какой тип журнала должен быть создан; создаются, может быть, уже в практике новые учебники, новые книжки, но мне кажется, что все же эти три вопроса — основные вопросы.
Вот несколько замечаний, которые я хотела сделать. Работа по самообразованию сейчас имеет громадное значение. Надо, чтобы на местах каждый человек, который хочет учиться, находил бы помощь, а не метался бы и не шел пешком в Москву для того, чтобы, пометавшись еще и тут и не найдя возможности получить место на рабфаке, возвратиться обратно. Надо прийти таким людям на помощь на местах. Задача эта чрезвычайно важная, трудная, но разрешить ее можно.
1925 г.
ПЕРЕД ЛИЦОМ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ (РЕЧЬ НА I ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ ОБЩЕСТВА «ДОЛОЙ НЕГРАМОТНОСТЬ»)
I Всероссийский съезд ОДН происходит во время второй годовщины смерти т. Ленина, и потому уместно еще раз остановиться на вопросе о том, как смотрел Владимир Ильич на вопросы нашего культурного развития.
В своей статье «О нашей революции», продиктованной за год до смерти — 17 января 1923 г., Владимир Ильич писал, возражая тем, кто считал, что в России нельзя построить социализм:
«Для создания социализма, — говорите вы, — требуется цивилизованность. Очень хорошо. Ну, а почему мы не могли сначала создать такие предпосылки цивилизованности у себя, как изгнание помещиков и изгнание российских капиталистов, а потом уже начать движение к социализму?»[27]
В другом месте той же статьи Владимир Ильич повторяет ту же мысль:
«Если для создания социализма требуется определенный уровень культуры (хотя никто не может сказать, каков именно этот определенный «уровень культуры»…), то почему нам нельзя начать сначала с завоевания революционным путем предпосылок для этого определенного уровня, а потом уже, на основе рабоче-крестьянской власти и советского строя, двинуться догонять другие народы»[28].
В статье «Лучше меньше, да лучше», относящейся к тому же времени, Владимир Ильич говорит: «Нам тоже не хватает цивилизации для того, чтобы перейти непосредственно к социализму, хотя мы и имеем для этого политические предпосылки»[29].
Но для этого нужна «целая полоса культурного развития всей народной массы»[30]. «…Это будет особая историческая эпоха, — говорит Владимир Ильич в статье «О кооперации», — и без этой исторической эпохи, без поголовной грамотности… без достаточной степени приучения населения к тому, чтобы пользоваться книжками, и без материальной основы этого, без известной обеспеченности, скажем, от неурожая, от голода и т. д., — без этого нам своей цели не достигнуть»[31].
«…Раньше мы центр тяжести, — пишет Владимир Ильич дальше, — клали и должны были класть на политическую борьбу, революцию, завоевание власти и т. д. Теперь же центр тяжести меняется до того, что переносится на мирную организационную «культурную» работу. Я готов сказать, что центр тяжести для нас переносится на культурничество, если бы не международные отношения, не обязанность бороться за нашу позицию в международном масштабе. Но если оставить это в стороне и ограничиться внутренними экономическими отношениями, то у нас действительно теперь центр тяжести работы сводится к культурничеству»[32]
И далее Владимир Ильич говорит: «… у нас политический и социальный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы, все-таки, теперь стоим»[33].
Что это значит: «мы стоим перед лицом культурной революции»? Это значит, что сами рабочие и крестьянские массы с величайшим напряжением будут добиваться знания, возьмут его, что называется, с бою.
Перед рабочим классом и крестьянством СССР стоит задача строить социализм; и в процессе этого строительства рабочий класс и крестьянство поднимут свой культурный уровень, их борьба за поднятие его примет небывалый размах. Эта самая нужная, самая важная сейчас задача.
Оторванность or культурной жизни, безграмотность масс, оставшаяся нам в наследство от царизма, колоссальна". Ясно, что обычным административным путем с ней не справиться. Только что прошла одна конференция по всеобщему обучению, строится сеть школ I ступени, и статистики спорят, удастся ли построить ее в семь или десять лет. Да, если пойдем только административным путем, может быть и в десять лет не построим.
Но есть другой путь, тот путь, которым мы делали наши революции, — напором миллионов. Этот путь придаст всей работе другой размах.
«Если сами массы возьмутся» — в этом вся суть. Об этом Владимир Ильич говорил в 1920 г. на съезде союза молодежи:
«Все говорят о ликвидации безграмотности. Вы знаете, что в стране безграмотной построить коммунистическое общество нельзя. Недостаточно того, чтобы Советская власть приказала, или чтобы партия дала определенный лозунг, или чтобы бросить известную часть лучших работников на это дело. Для этого нужно, чтобы само молодое поколение взялось за это дело. Коммунизм состоит в том, чтобы та молодежь, те юноши и девушки, которые состоят в Союзе молодежи, сказали бы: это наше дело, мы объединимся и пойдем в деревни, чтобы ликвидировать безграмотность, чтобы наше подрастающее поколение не имело безграмотных. Мы стремимся к тому, чтобы самодеятельность подрастающей молодежи была посвящена на это дело. Вы знаете, что скоро превратить Россию из темной безграмотной страны в грамотную нельзя; но, если за это дело возьмется Союз молодежи, если вся молодежь будет работать на пользу всех, тогда этот союз, объединяющий 400 000 юношей и девушек, имеет право называться Коммунистическим союзом молодежи. Задача Союза состоит еще в том, чтобы, усваивая те или другие знания, помочь той молодежи, которая сама не может высвободиться из тьмы безграмотности»[34].
Начинает уже чувствоваться приближение грядущей культурной революции. Население выписывает все больше и больше газет, создает красные уголки, избы-читальни, сельскохозяйственные кружки. Каждая библиотека, попавшая в деревню, зачитывается до дыр. Население устраивает у себя школы для подростков, школы для взрослых, оплачивая их из своих средств. Мы присутствуем при том, как само население строит школы, заключая с отделами народного образования договоры о содержании школы и учителя. Надо только поддержать эту инициативу, помочь ей влиться в определенное русло.
Надо отдать себе отчет в одном — ликвидацию безграмотности нельзя брать отдельно от поднятия всего уровня культуры. Нельзя ликвидировать безграмотность там, где нет ни газет, ни книжек, — где нечего читать. Нельзя ликвидировать безграмотность, не разжигая жажды знания, не научая применять знание к улучшению жизни, к лучшей организации ее. Одна балка должна крепить другую. Нельзя говорить о ликвидации безграмотности среди взрослых, не ставя ее в связь с проведением всеобщего обучения детей и подростков, не заботясь о распространении газет, об организации библиотек, самообразования.
Образуйте кружки ОДН!
Каждый член ОДН должен осознать себя борцом за культуру вообще, а ОДН должно быть форпостом борьбы с темнотой, форпостом той культурной революции, перед лицом которой мы стоим.
1926 г.
ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО ОТ ИМЕНИ ГЛАВПОЛИТПРОСВЕТА 5-й МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СОВПАРТШКОЛ
Товарищи, позвольте приветствовать вашу конференцию.
Я думаю, что здесь, на конференции совпартшкол, нет надобности говорить о том, какое громадное значение имеет для марксиста изучение истории, как это изучение истории дает возможность гораздо лучше, гораздо яснее понять современность, понять проблемы, которые выдвигает все вновь и вновь жизнь. Об этом достаточно говорилось и писалось. Каждый из вас, вероятно, знает все то, что писал и говорил по этому поводу Владимир Ильич, помнит его коротенькую характеристику, которую во время прений по профсоюзам он дал методу диалектического материализма, как он там говорил о той громадной важности изучения всякого явления в его конкретной обстановке, во взаимной связи с целым рядом факторов. То, что он говорил там, и говорил не в первый раз, о том, как важно каждое явление изучать в его развитии, — об этих вопросах вам приходилось в достаточной мере и читать и самим выступать на эти темы. Поэтому я не буду на этом останавливаться.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"
Книги похожие на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"
Отзывы читателей о книге "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование", комментарии и мнения людей о произведении.