Надежда Крупская - Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми"
Описание и краткое содержание "Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми" читать бесплатно онлайн.
Подготовка текста в примечания Я. И. НАДЕЖДИНА
1932 г.
БУДЬТЕ ОБЩЕСТВЕННИКАМИ!
(ПИСЬМО ПИОНЕРАМ)
Дорогие ребята!
Вы боретесь сейчас за порядок в школе, стараетесь быть ударниками учебы. Вы знаете, что знание — сила и что нельзя, чтобы было, как при царе: знание было в руках помещиков и капиталистов и их прислужников, а трудящихся — рабочих и крестьян — держали в темноте и невежестве. Борьба за знание — большое дело.
Но в школе вы проводите 5–6 часов, а остальное время вы живете вне школы, в гуще жизни, — вы живете среди взрослых, знаете, что их заботит, слышите разговоры их, слышите разговоры в казармах, на улице, в очередях. Вы думаете над жизнью и видите, что многое в ней надо еще переделать.
Многие из вас — пионеры. Ваши вожатые, верно, рассказывали вам о том, что быть пионером — это значит не только носить красный галстук. Быть пионером — значит принимать участие в улучшении окружающей жизни, думать над тем, как это сделать. И вот мне кажется, каждый пионер должен принимать участие в этом не только в школе, но и вне школы. А то бывает так: в школе «пионер — всем детям пример», а вышел из школы — точно с цепи сорвался и думать забыл, что он пионер, думает только о том, как бы в кино попасть или похулиганить малость. А об общественной работе и не помышляет, без него-де «большевики обойдутся», как поется в песне.
Недавно одна инспекторша созвала из разных школ ребят-дезорганизаторов, торгующих папиросами. Из разговора выяснилось, что торгуют они папиросами не потому, что родители посылают, что дома нет денег. Большинство ребят торгует, чтобы таким путем, без всякого труда, раздобыть себе денег на кино или на то, чтобы послаще поесть. Многие очень ловко обдувают покупателей. Дальше инспекторша стала спрашивать, как ребята время проводят, и выяснилось, что после школы они зря болтаются, не знают, куда себя приткнуть, их ничто не интересует.
И выходит как будто бы, что между теперешним пионером и торгующим папиросами и разницы никакой нет — каждый только о себе думает.
Пионер должен оправдать свое звание и вести в свободное время общественную работу.
Прежде всего он должен думать о неорганизованных ребятах. Около школ очень часто организуются тут, в Москве, целые банды хулиганствующих ребят. Они пристают к проходящим девочкам, жгут им пальто, избивают их, грабят и запугивают ребят послабее и т. д. и т. п. Около школ нужны «посты охраны». И вот пионерам надо принять участие в охране ребят. Сговориться надо с совсодом, с культармейцами, как организовать «посты охраны», и помогать постам в их работе.
Другое. Ребята живут в жактах. Пионеры должны заботиться, чтобы при жактах были детские комнаты, чтобы там были организованы игры, декламации, пение, разная интересная работа. Надо втянуть взрослых во внешкольную работу с детьми. Надо при помощи взрослых организовывать общие для всех ребят прогулки, экскурсии. Надо организовывать читки, посещение всеми ребятами детбиблиотек.
Пионеры должны в жактах повести работу по охране прав ребенка. Они не могут допустить, чтобы кто-либо из родителей избивал своего ребенка, спаивал его, не пускал в школу.
Но, кроме этого, важно, чтобы ребята принимали участие и в работе взрослых, заботились вместе с ними о чистоте и порядке, об охране общественного имущества жакта, о газетных «конвейерах»: чтобы прочитавший газету взрослый передавал ее на прочтение другим, и потом чтобы газета возвращалась ее владельцу, то же с книжками. Да и мало ли есть дел кругом, которые могут делать ребята, сорганизовавшись в группы по жактам!
Важно, чтобы вожатые были советчиками ребят, а ребята проявляли как можно больше инициативы. Они могут организовать, например, ряд чтений взрослых — специалистов по интересующим всех вопросам. Вообще, я бы присоветовала вам, ребята: глядите кругом себя внимательными глазами, замечайте непорядки и общими силами боритесь с ними. Тогда ваша жизнь станет куда интереснее. Надо, конечно, чтобы эта работа не мешала вам готовить уроки. Но уроки уроками, а общественная работа сама по себе.
Большая просьба к вам, ребята, — напишите мне свои соображения об общественной работе. Как вы думаете, найдется ли у вас для нее время? Какую работу вы могли бы делать? Сколько бы она у вас времени занимала? Обсудите этот вопрос между собой и напишите мне через вашу газету.
К борьбе за дело Ленина будьте готовы!
1932 г.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ СЛУШАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПИОНЕРДВИЖЕНИЯ
1-й вопрос. Как вы оцениваете любительское движение среди детей? Какое место должно занимать любительство в системе работы пионерского отряда?
Ответ. Я не совсем понимаю, что вы подразумеваете под словами «любительское движение». Организацию разного типа кружков, групп кружков и т. д.? Вроде движения юных натуралистов, юных техников, деткоров и т. д.? Я считаю, что такого рода кружки надо всячески поддерживать. Человек может лучше всего работать в той области, которая его интересует, интерес — большая движущая сила. Конечно, может быть всякое «любительство» — кружки читателей приключенческой литературы, религиозные кружки и т. д. Но ведь речь идет не о таких кружках. Важно будить инициативу пионеров, помогать им самостоятельно работать над вопросами, которые их интересуют. Важно, чтобы на интересной работе ребята учились коллективно работать. Коллективная работа над интересующими вопросами, над интересующим делом имеет очень большое воспитывающее значение. Задача пионерорганизации — как можно шире развивать и поддерживать всевозможного рода пионерские кружки с правильной целевой установкой, избегать в организации работы шаблона, помогать развиваться самым разнообразным кружкам. Пионерорганизация должна стремиться увязать кружки с задачами соцстроительства, помогать ребятам на этой работе правильно организовывать свою коллективную работу, учить ребят в интересующей их области черпать из книг, из справочников, из лекций, экскурсий, бесед со знающими людьми необходимые им знания и применять их к делу. Только развивая всячески активность ребят, можно организовать такую внешкольную работу, которая будет и школьную работу поднимать на высшую ступень.
2-й вопрос. Как, по-вашему, нужно построить работу в пионерском отряде, чтобы возросло внимание к отдельному пионеру, и одновременно воспитывать навыки коллективизма среди детей?
Ответ. Коллектив не обезличка. Напротив, только в коллективе может наиболее полно, наиболее ярко развиваться и выявлять себя отдельная личность — и взрослого и подростка. Необходимо поэтому организовать как можно более широко деятельность пионеров. Деятельность эта должна быть направлена в общественное русло, правильно организована; в процессе работы должны учитываться интересы, запросы, знания, склонность каждого. Для этого надо давать широкий простор инициативе ребят, руководить ею. Интересная, общественно нужная, коллективная работа — лучший путь воспитания, сознательной дисциплины.
3-й вопрос. На практике мы наблюдаем параллелизм в работе отряда и органов ДСУ (Детское самоуправление. — Ред.) в школе; что должно послужить основой для размежевания функций отряда и ДСУ?
Ответ. Работа отряда охватывает не только школу, но и внешкольную работу, круг деятельности отряда шире, чем деятельность ДСУ. ДСУ — орган управления. Пионерорганизация — это подростковая организация, которая отстаивает известные взгляды, их защищает, которая имеет свой устав, регулирующий поведение каждого своего члена, предъявляет к нему повышенные требования, контролирует их. Пионеры действуют не вслепую, пионервожатый должен вести среди них большую, разъяснительную работу. Сознательность — это то, на что надо обращать наибольшее внимание. Пионеры должны глубоко продумывать явления школьной жизни, стараться влиять на них определенным образом, убеждая ребят-непионеров, помогая им становиться сознательными, организованными. Пионерорганизация — это политическая организация подростков.
4-й вопрос. Как понимать слова: «Вожатый — старший товарищ пионеров»? Не есть ли в этом игнорирование роли политического руководителя — вожатого?
Ответ. Как вы думаете, снижало ли роль Ленина как политического руководителя то, что миллионы трудящихся называли его товарищем? Ленин старался быть как можно ближе к массе, к тем, кем он руководил, он стремился стать для них близким, чтобы быть лучше понятым. Над чинопочитанием он всегда издевался. Вожатый должен стремиться стать как можно ближе к пионерам и завоевать у них доверие и уважение к себе.
5-й вопрос. Нужно ли поощрять любительство в политпросвещении, не используют ли подобные любительские кружки чуждые элементы?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми"
Книги похожие на "Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми"
Отзывы читателей о книге "Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми", комментарии и мнения людей о произведении.