Эрнест Лависс - Том 6. Революции и национальные войны. 1848-1870. Часть аторая

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Том 6. Революции и национальные войны. 1848-1870. Часть аторая"
Описание и краткое содержание "Том 6. Революции и национальные войны. 1848-1870. Часть аторая" читать бесплатно онлайн.
246
В протоколах заседаний ораторы обозначаются буквами А, В, С. Невозможно поэтому следить за поворотом, совершившимся во мнениях некоторых ученых, вроде Понселе, первоначально увлекавшихся доводами Леверрье. Генерал Морен, директор Консерватории искусств и ремесел, один остался ему верен до конца.
247
В 1851 — Мишель Шаль; в 1855 — Делона (1816–1672); в 1856 — Эрмит я Жозеф Бертран (род. г 1822 г); в 1860—Серре (1819–1885); в 1862 — Оссиан Бонне (1819–1885); в 1868 —Барре де Сен-Венан (1797–1886).
248
Теперь уже невозможны факты вроде следующих: Штейнер обнародовал результаты, добытые за пять лет до него Кэйли и Сильвестером, или Шаль трактовал тему, уже исчерпанную Штейпером.
249
В системе конических сечений, ограниченных только четырьмя условиями, Шаль называет характеристиками число х конических сечений, проходящих через точку, и число v конических сечений, касающихся прямой. С известными ограничениями число конических сечений, удовлетворяющих пятому условию, в общем будет — f- pv, где а — суть целые параметры, зависящие только от пятого условия.
250
Во Франции Графическая статика Мориса Леви (1874) признана капитальнейшим трудом по этому предмету.
251
См. т. IV.
252
Теория детерминантов, по началу восходящая к Коши, уже стала вводиться в курс средней школы. Действительно, к этому периоду относятся классические труды Споттисвуда (1851), Бриоши (1854), Бальцера (1857).
253
Теория чисел вообще привлекает столь немногих математиков, что мы здесь упоминаем о единственном исключении из этого правила. В 1882 году Академия наук предложила премию за задачу (представить число в виде суммы пяти квадратов), решенную в записке, напечатанной Смитом еще в 1868 году в Протоколах Королевского общества (Proceedings of the Royal Society)
254
Родился в Гиссене, ученик Либиха, приглашен профессором в Лондон, е 1862 года — в Берлин, где он организовал великолепную лабораторию и основал Германское химическое общество. Си участвовал с Кагуром в открытии ряда ненасыщенных алкоголей и в исследованиях над фосфорными основаниями.
255
Автор явно не в состоянии оценить огромного значения трудов Ч. Дарвина, произведших решительный переворот в основных научных представлениях об органическом мире. Испытывая на себе живительное влияние теории развития, проникавшей со времен Гегеля во все области человеческих знаний, Дарвин дал единственное научное и строго последовательное объяснение эволюционного процесса н сумел окончательно разрушить господствовавшую до него теорию постоянства видов. В частности Дарвин неопровержимо обосновал эволюционное происхождение человека, уничтожив тем самым антинаучные и мракобесные «учения» о не историческом и сверхорганическом происхождении человека. Правда, оставаясь на чисто биологической почве, Дарвин не смог дать исчерпывающего объяснения эволюции человека. Во всем объеме эта проблема была решена Энгельсом в его работе «Роль труда в процессе очеловечивания обезьяны». Материалистическое учение Дарвина нанесло сокрушительный удар идеализму и поповщине в естественных науках. — Прим. ред.
256
Самый выдающийся из них Поль Бэр (1833–1886) отличился до 1870 года исследованиями над прививкой у животных (1863), над собственной жизнеспособностью неплотных тканей (1866), над дыханием и асфиксией и т. д.
257
Именно «глубиной» и не блещут работы Спенсера. Его метод биологических аналогий между обществом и организмом совершенно лишен научной почвы, так как игнорирует специфику социального мира. Выступая в период, относительно мирного развития капитализма, Спенсер, внося в социологию учение о естественном отборе, преследовал цель утвердить представление о «естественности» и незыблемости капиталистического строя, о «нормальности» господства и подчинения, богатства одних и бедности других. Все труды Спенсера пронизаны явным апологетизмом, и их внешняя сторона не в состоянии скрыть псевдонаучности его положений. — Прим. ред.
258
Нет нужды преуменьшать научное значение Гельмгольца, Клода Бернара, Вертело и других, но в то же время нельзя согласиться с мнением автора, изображающего их как «истинных вождей умственного движения». Венцом науки середины XIX века является создание самого передового мировоззрения человечества — философии Маркса и Энгельса — диалектического материализма. Диалектический материализм как наука об общих законах развития природы, общества и человеческого мышления представляет собой наиболее глубокое и наиболее полное обобщение всемирно-исторической практики человечества и всемирно-исторического научного развития. Выступая в качестве преемника всего того передового и лучшего, что создало человечество, философия марксизма-ленинизма — диалектический материализм — является единственным и плодотворным основанием всего последующего научного развития. Элементы философии марксизма-ленинизма пронизали всю передовую науку и оказали на нее влияние даже в тех случаях, когда передовые буржуазные ученые внешне и не признавали диалектический материализм основой своего мировоззрения. Лучшим примером передового учения, стихийно воспринявшего основы материалистической диалектики, является учение Дарвина, совершившее значительный переворот в естественных науках. Диалектический материализм, как величайшее и цельное учение, будучи распространенным на область общественных отношений, на познание человеческого общества, выступает в виде исторического материализма, передового и единственно-научного учения об общественно-историческом процессе. Создание учений диалектического материализма и исторического материализма — величайшие достижения науки в XIX веке. — Прим. ред.
259
По поводу этой главы приходится повторить те соображения, которые мы высказали в томе IV, в примечании к главе того же автора (Шонона) о католической церкви. Но следует тут прибавить и еще кое-что. Автор всячески силится оправдать Пия IX и смягчить прочно установившуюся историческую репутацию этого папы, о котором говорили, что он опоздал родиться на триста лет и поэтому принужден, к своему глубокому сожалению, только запрещать книги, вместо того чтобы сжигать на костре их авторов. Злобное, неистовое мракобесие Пия IX толкнуло его к совершению целого ряда действий, перед которыми в нерешительности останавливались его предшественники. Отметим только три таких действия, для которых автор силится либо найти какие-то смягчающие обстоятельства, либо говорит о них бегло, проглатывая слова. Все эти действия папы отмечены нарочитым, до курьеза дерзким вызовом здравому смыслу, определенным желанием заявить, что церковь всецело стопт на той же точке зрения, которую высказал за полторы тысячи лет один из «отцов церкви» Тертуллиан: «Верю, потому что это нелепо». Пий IX в течение гсей своей деятельности и обращался к человечеству с приглашением: «Верь, потому что я говорю вздор!» Это были вполне сознательные вызовы. «Папа Пий очепь умен, но он хочет прикидываться глупым», сказал о нем патер Гасацци. Первым таким действием было провозглашение папой в 1854 году, что не только сам Христос рожден девой Марией, не утратившей девственности (этот догмат существовал от начала церкви), — но что и сама дева Мария тоже в свое время была рождена девой, тоже при этом не утратившей девственности. Это Пий IX выдумал в 1854 году, и тотчас же было заявлено, что те, кто в это не поверят, изгоняются из церкви. Вторым действием Пия IX (в том же порядке выступлений) было провозглашение заблуждениями рода человеческого всех открытий науки и всего политического и умственного прогресса, поскольку эти открытия и этот прогресс не согласовались с догматами церкви (в том числе и с новым догматом о непорочном зачатии богородицы). Наконец, третьим вызовом папы Пия IX всякой логике и всякому здравому смыслу было провозглашение в 1870 году догмата о папской непогрешимости. Все ухищрения нашего автора, Шенона, сколько-нибудь благообразно изложить все эти дикие, курьезнейшие бессмыслицы, конечно, не приводят ни к каким результатам. Одновременно Пий IX вел упорную борьбу и против объединения Италии, так как это грозило ему потерей светской власти над Римом и близлежащей областью, и против всех сколько-нибудь свободомыслящих правительств, которые не желали терпеть его вмешательств и его опеки. В одном только отношении (как сказал о нем французский естествоиспытатель Поль Вер) папа Пий IX сыграл, помимо своей воли, вполне прогрессивную роль: он доказал наиболее наглядным образом абсолютную невозможность для сколько-нибудь разумного существа пребывать в лоне католической церкви в качестве ее верующего и столь же полную непримиримость самой идеи человеческого прогресса с существованием римского папства. — Прим. ред.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Том 6. Революции и национальные войны. 1848-1870. Часть аторая"
Книги похожие на "Том 6. Революции и национальные войны. 1848-1870. Часть аторая" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эрнест Лависс - Том 6. Революции и национальные войны. 1848-1870. Часть аторая"
Отзывы читателей о книге "Том 6. Революции и национальные войны. 1848-1870. Часть аторая", комментарии и мнения людей о произведении.