» » » » Наталия Будур - Повседневная жизнь викингов IX–XI века


Авторские права

Наталия Будур - Повседневная жизнь викингов IX–XI века

Здесь можно скачать бесплатно "Наталия Будур - Повседневная жизнь викингов IX–XI века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательство АО «Молодая гвардия», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталия Будур - Повседневная жизнь викингов IX–XI века
Рейтинг:
Название:
Повседневная жизнь викингов IX–XI века
Издательство:
Издательство АО «Молодая гвардия»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-235-03002-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Повседневная жизнь викингов IX–XI века"

Описание и краткое содержание "Повседневная жизнь викингов IX–XI века" читать бесплатно онлайн.



«Эпохой викингов» в Скандинавских странах (Швеции, Норвегии, Дании) называют период, охватывающий IX, X и первую половину XI столетия — время воинственных и дерзких дружин отважных морских воинов-викингов, первых скандинавских королей-конунгов, древнейших из дошедших до нас средневековых эпических песен и сказаний.


Книга, которую вы держите в руках, — попытка приоткрыть дверь в суровый и величественный мир норманнов, представить себе жизнь, которую вели люди на Севере больше десяти веков назад. Особое место в книге занимают сюжеты, связанные с рунической письменностью и рунической магией.






Внутри крепость поделена крест-накрест строго с севера на юг и с востока на запад мощенными деревом дорожками, в конце которых располагаются в стенах вала ворота, обращенные на четыре стороны света.





В Треллеборге был не один вал, а два, оба со рвами. Расстояние между валами было точно равно радиусу окружности внутреннего вала! Название Треллеборг означает «крепость рабов». Ученые предполагают, что именно рабы и соорудили такую мощную крепость, на строительство которой нужно было потратить не только большие деньги, но и привлечь невероятное количество рабочих рук

Высказывалось также предположение, что крепости построены не датскими инженерами, ибо у историков нет оснований считать, что в Дании эпохи викингов было столь развито строительное дело. Вероятно, датчане доставили в страну иноземных специалистов.

В Треллеборге и Фюркате лагерь поделен дорожками на четыре равных сектора, в каждом из которых были построены четыре длинных дома. Дома располагались под прямым углом друг к другу — каре, а в центре был внутренний двор.

В Аггерсборге таких каре уже не 4, а 12, соответственно, домов в нем уже не 16, а 48. И дорожек там тоже было больше — параллельно каждой из двух главных дорог шли еще две более короткие, образовавшие квадрат.

В центре лагеря, вероятно, стояла сторожевая вышка.

Дома в каждом лагере были абсолютно одинаковы — имели одну и ту же длину и ширину.

Приведем сравнительную таблицу размеров крепостей (все цифры даны в метрах):



Известны и другие оборонительные сооружения датчан, например, Даневирке, «Стена данов», или «Датский вал», представлявшая собой насыпной вал несколько десятков метров высотой, над которым пришлось потрудиться, по всей вероятности, не одной сотне рабов.

«Анналы франкских королей» (808 год) рассказывают о строительстве вала вдоль границы южных владений конунга Годфреда, который хотел таким образом защитить своих подданных от армии Карла Великого. Вал был возведен от Балтийского моря до Северного. Перед «Датской стеной» находился ров. В валу для проезда во времена викингов были всего лишь одни ворота. Остатки их сохранились до наших дней. В 1160-х годах вал частично заменили кирпичной стеной. Интересно, что это укрепление времен викингов использовалось во времена войны Дании против Пруссии и Австрии в 1864 году и весной 1945 года, когда немецко-фашистские оккупанты пытались при помощи этого вала остановить английские танки.

Тем не менее самое большое военное сооружение времен викингов находится не в Дании, а в Швеции на острове Готланд. Эта военная крепость Торсбург, основная часть каменной стены которой была построена в позднеримский период железного века, а затем достроена и укреплена в эпоху викингов. Постоянного населения в Торсбурге не было. Вероятно, в крепость, или укрепленный участок скалистого плато, во время нападений уходили спасаться жители Готланда вместе с домашним скотом. На острове есть и другая большая крепость времен викингов — Бульверкет. Это четырехугольное деревянное сооружение без крыши (площадью 170 на 170 метров) на сваях посреди большого озера Тингстеде.

Невероятно, но викингами были и женщины. Примеры тому ученые находят в древнеисландской литературе.

Так, в одной из саг описывается, как в битве при Бра-валле в Ютландии в 700 году между двумя дружинами датских конунгов принимала участие некая Вебьёрг: «Вебьёрг, Дева со Щитом, яростно сражалась со свеями и готами. Билась она и с воином по имени Сокнарскоти. Она так искусно владела мечом, что была одной из лучших среди принимавших участие в той сече. Она наносила Сокнарскоти сильные удары, и долго длилась их битва. Вебьёрг разрубила ему челюсть и подбородок, и тогда Сокнарскоти засунул бороду в рот и прикусил ее зубами, и так держал подбородок. Она совершила множество других славных подвигов в той битве. Потом с ней сразился Торкель Упрямый, воин конунга Сигурда Кольцо, и они долго бились. Пала она в той битве вся израненная».

Еще раз взглянем на довольно простой боевой наряд скандинавов. Панцирем, как мы уже говорили, служила жесткая войлочная куртка, обшивавшаяся (по всей вероятности, в позднейшее уже время) металлическими кольцами и пластинками.

Шлемами пользовались сначала, как и у всех германских племен, только предводители.

Одно из самых распространенных заблуждений о шлемах викингов — это «добавление» им рогов. Но ни викинги, ни их потомки никогда не носили подобных рогатых шлемов. Такие «головные уборы» были бы просто опасны в бою, ибо именно за «рога» первым делом бы и ухватился противник в рукопашной схватке. Подобные украшения встречаются на шлемах лишь в бронзовом веке, то есть в 1500–500 годах до нашей эры, и являются непременным атрибутом ритуальных шлемов жрецов, возносивших молитвы богам плодородия.

Для нападения в Скандинавии с давних пор использовалась прежде всего секира, которую держали обеими руками, и обоюдоострый меч. Копье и лук употреблялись лишь от случая к случаю.

Превосходство западного оружия было общепризнанным. Во времена эпохи викингов особо удачливые норманны привозили домой франкские мечи мастеров Ульфберта и Ингерли, живших, судя по имеющимся историческим данным, в районе Рейна.

Одноручные боевые мечи достигали в длину до 90сантиметров. Клинки у них были массивные, в среднем 70 сантиметров. По центру клинка такого меча часто делали желобок для уменьшения тяжести и увеличения гибкости оружия.

Викинги сражались и пешими, и конными. Они использовали стремена, что давало им несомненное преимущество в конных поединках, ибо западным европейцам они (стремена) известны в ту эпоху еще не были. Однако в период военных действий лошади у викингов являлись в основном тягловой силой.

Щиты, как правило, изготовлялись из дерева и служили защитой от стрел и ударов копья и меча. Обычно они красились в яркие цвета и часто расписывались различными узорами и рисунками. Красный цвет был наиболее употребляем и символизировал власть.

Многие вещи и предметы люди в ту далекую эпоху, когда весь мир был населен враждебными существами, наделяли особой силой. Естественно, что защититься от врага можно было прежде всего оружием. Именно ему и приписывали чудесные свойства.

В скандинавской мифологии волшебное оружие — непременный атрибут богов. Это и молот Тора, и волшебное копье Одина Гунгнир, и чудесный меч Фрейра. Исследователи подчеркивают, что оружие в эпосе несет «многоуровневую» смысловую нагрузку — и на уровне магии, и на уровне космологии, и на уровне архетипов. Почти во всех индоевропейских традициях копье верховного бога (у древних скандинавов — Одина) олицетворяло и Мировое древо, земную ось, которая проходит через три мира. Мировое древо делит мировое пространство на три яруса — наверху живут боги, на «среднем» уровне — люди, а внизу находится царство мертвых (у скандинавов — Хель).

Каждый вид боевого оружия посвящался определенному богу: копье и меч — Одину, боевая секира, палица и боевой топор — Тору, меч мог посвящаться и Фрейру.

Меч и другое холодное оружие из железа и стали издавна считаются сильными оберегами. Именно мечом проводится при обрядах круг, который является защитным для человека, стоящего внутри него.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что работа с оружием, работа по его изготовлению, была признана магической, ибо сам меч был всегда предметом культа.

На протяжении всего XIX века в болотах и озерах Скандинавии на территории от Шлезвига на юге до Шёнена находили оружие, время изготовления которого датируется III–IV веками нашей эры.

Видный рунолог Вольфганг Краузе полагает, что оно не случайно попало туда, а было намеренно затоплено. На протяжении нескольких столетий воины как подношение богам предавали воде древки стрел и дротиков, многочисленные мечи и железные наконечники копий, которые оказывались поврежденными в ходе сражений или были приведены в негодность в процессе ритуала.

Тем не менее существует и другая точка зрения на причины «попадания» оружия в болота.

Все дело в том, что золото, серебро, драгоценности, украшения, красивые и дорогие одежды и оружие были для древних скандинавов воплощенным выражением богатства и славы.

Особую ценность эти вещи получали, если были получены в дар от хёвдинга. Считалось, что удача, счастье и слава, которыми наделен человек и которых особенно много у конунга, могут быть переданы другому человеку. Поэтому дар от хёвдинга считался материальным выражением всех этих качеств.

Полученные дары и захваченная добыча означали для древних скандинавов не только увеличение богатства, но — что гораздо важнее — увеличение славы и могущества рода.

«Приумножение славы и почета, — пишет А. Я. Гуревич, — которыми пользовались человек и его род, означало, по тогдашним представлениям, рост их удачи, "души рода", воплощавшейся в его главе и переходившей из поколения в поколение. Подвиги и добыча питали "душу рода", увеличивали его счастье и внутреннее благополучие; род удачливого викинга был богат счастьем. Для того чтобы обеспечить счастье рода и сохранить его в материализованном виде — в форме добытых драгоценностей, — их подчас зарывали в землю.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Повседневная жизнь викингов IX–XI века"

Книги похожие на "Повседневная жизнь викингов IX–XI века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталия Будур

Наталия Будур - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталия Будур - Повседневная жизнь викингов IX–XI века"

Отзывы читателей о книге "Повседневная жизнь викингов IX–XI века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.