Павел Карабущенко - Элитология Платона
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Элитология Платона"
Описание и краткое содержание "Элитология Платона" читать бесплатно онлайн.
Социальными науками сегодня охотно признается, что Платон является одним из главных предтеч элитологии как науки, изучающей страту, поставляющую лидеров, раскрывающей процесс социально-политического управления в обществе, описывающей тот социальный слой, который непосредственно осуществляет это управление. Между тем фундаментальной работы, которая бы всесторонне в социокультурном ключе дала бы теоретическое обоснование этому утверждению, на сегодняшний день пока еще не существует. Имеющиеся критические (К. Поппер) или комментирующие (А.Ф. Лосев, В.Ф. Асмус) труды, как правило, освещают какие-то отдельные социальные или гносеологические стороны платоновского элитологического наследия и не дают цельности самой этой теории.
6. Личность. В платоноведении на первом месте всегда стоял вопрос анализа личности самого Платона, хотя и утверждалось, что это одна из мировых загадок, вряд ли когда-либо до конца разрешенная наукой. Утверждалось также, что эпоха античности проблемой «личности» не занималась (Л.М.Баткин), да и сама философия Платона, якобы, тоже чужда персоналистической тенденции, что его философия представляет собой пережиток «родовой» (имеется в виду аристократической) рефлексии (Н.А.Бердяев) и может рассматриваться только как социальная философия.[275]
7. Гений. Идея гениальности — одна из самых волнительных тем платоновской элитологии. Прежде всего потому, что она была напрямую связана с образом его великого учителя Сократа («даймонион») и с природою ума самого Платона. Академик во многом рефлексирует, когда пишет о природе гениальности. Он фактически заложил ту традицию, которая будет затем продолжена в сочинениях многих великих философов от Аристотеля и Сенеки до Канта и Шеллинга. Платон раскрывает эту категорию через разработку главным образом персоналистических вопросов, ибо гениальность — атрибут сугубо элитарного сознания и рассматриваться с позиции «общей психологии» никак она не может.
8. Эзотеризм. Проблема эзотеризма в философии Платона неоднократно подымалась в научной печати, и мы можем здесь сослаться на этих авторов (Дж. Реале и Д.Антисери; Э.Шюре; В.П.Фомин), которые в достаточной мере осветили данный вопрос. Сам Платон говорит об эзотеризме достаточно часто, при этом мы вправе выделить как бы две разновидности его суждений: 1) когда он непосредственно говорит о стоящей перед его философией проблеме эзотеризма, как, например, в «VII Письме» (343с-344d), где эзотеризм выполняет исключительно «защитные» функции истинного знания элиты от ложных представлений толпы и 2) когда он касается этого вопроса косвенно, рассуждая о специальном (профессиональном) знании, как, например, в «Политике»(293а-305d). К этой же категории следует, по видимому, отнести и такое явление античного миропонимания, как «mysterion», тайные религиозные обряды, в которых участвовали только посвященные — «мисты», обладающие таинством.
9. Качество и количество. «Качество» для Платона носит «собирательный смысл» (Теэтет,182а) и означает наличие лучшего в каком-либо явлении. Именно в этом смысле трактует это понятие и Аристотель (Политика,IV,Х,1–3), как некое социальное противоречие между элитой и массой: «Под качеством я подразумеваю свободу, богатство, образованность, благородство происхождения; под количеством — численное превосходство массы населения». В философии Платона эти понятия тоже чаще всего соотносятся с такими его социальными категориями, как «аристократия» и «демократия», и могут быть выражены еще через дихотомию «лучшие» и «худшие».
10. «Лучшие» и «Худшие». Платон уверяет нас, что сами его диалоги создаются с одной единственной целью — через диалектическое исследование сделать себя и всех людей лучшими (Менон, 96d-с). Во всех случаях категории эти рассматриваются им не только как антропологические, но и как этические «хорошие люди должны непременно приносить пользу» (Там же,96е), худшие — действуют неразумно, ибо не обладают истинными знаниями, позволяющими не допускать ошибки в добродетели (97b-c). Как правило, Платон сопровождает этими понятиями описание другой категории своей элитарной философии — понятия «достоинства».
11. Достоинство. Проблема «достоинства» в элитологии Платона неоднократно уже рассматривалась в научной литературе в связи с его политической теорией.[276] Понятие это носит у Платона сугубо антропологический характер. Он достаточно часто противопоставляет «достойных людей» «негодным» или недостойным (как, например, «Лахет»,187а). Само понятие «достоинство» он сопровождает такими характеристиками, как «лучшее», «совершенное», «божественное» и т. д. Человеческое достоинство всегда должно быть направлено «к высшему благу» (Горгий,503d). Платон склонен говорить о «высоких нравственных достоинствах», так как это есть «нечто постоянное» (Пир, 183с), что возвышает человека над всеми остальными людьми. Платон выделяет 1) природное или естественное достоинство, то, что получается по рождению (Хармид,158а; Кратил,398b-d); 2) достоинство формирующееся через воспитание (Менон,94а-с) и 3) достоинство, достигающееся через образование (Менексен,237а-b). В «Меноне» (94с) Платон, впрочем, заявляет, что «добродетели научиться нельзя». Все эти виды достоинства проявляются в выполнении достойным мужем (доблестным, хорошим, благородным) своего долга через «доблестные дела во всем их великолепии» (Там же).
Ни богатство, ни телесная красота, ни сила, а лишь мудрость может принести человеку добрую славу (246d-е). Достоинство формируется из личного достояния и славы человека. Поэтому «достойный человек — это тот, кто имеет достойную душу, скверный же человек имеет душу недостойную» (Гиппий Меньший,376b, а так же Лахет,186а-b; Хармид,154е). В Алкивиаде I Академик устами Сократа говорит, что каждый человек желает «стать как можно лучше» и стремится поэтому к «добродетелям достойных людей» (124е). Достоинство достойных людей заключается в их благих делах. Платон прямо использует при этом выражения «лучшие люди Афин», имея, прежде всего их разум в качестве основной их добродетели (124е-125а). В «Лахете» (190b) он прямо говорит о том, что только духовная добродетель способна сделать людей достойными и даже враждебность толпы, обладающей лишь отсутствием всяческих достоинств, не может поколебать поистине достойного человека, преданного добродетели (Горгий,527с-d).
12. Элитопедагогика. Платоновская доктрина элитарной педагогики будет нами чуть позже детально рассмотрена специально, так как представляет одно из тех теоретических фундаментальных решений, в котором мы обнаруживаем комплексный анализ всех выше указанных терминов платоновской элитологии.
Еще одной особенностью платоновского слога является то, что в его диалогах собеседники Сократа (от лица которого вещает сам Платон) постоянно признают за его доводами присутствие полноты истины. Это согласие обычно передается Платоном в категорической и безоговорочной форме, одним и тем же литературным штампом, типа: «ты совершенно прав», «разумеется», «непременно», «совершенно верно», «я абсолютно с тобою согласен» и т. д., и т. п. Только в одном диалоге «Федон» эта формула в различных вариантах встречается 138 раз из 283 реплик собеседников Сократа. Платон в самих своих диалогах косвенно признает, что его идеи обладают совершенством, т. е. знание, которому он отдает предпочтение, избранно. Реплика «совершенно верно» — реплика самого Платона на свою же собственную мысль. Он как бы в третьем лице одобряет то, что говорит от первого лица, лицом вторым (Сократом). Платон присутствует здесь как бы в трех ипостасях: он и автор, и главное действующее лицо, и он же еще и критик собственных суждений.
Глава 3. Философия избранности Платона
Выше уже неоднократно отмечалось о том, что практически все произведения Платона в той или иной степени занимаются разработкой отдельных категорий и тем элитологической науки. И если о наличии цельной элитологии у Платона приходится говорить весьма и весьма относительно, то о присутствии в его сознании идеи избранности мы можем утверждать, оперируя прямыми фактами, взятыми из его биографии и самой философии. Многое из этого указывает на то, что вся философия Платона была подчинена некому единому «принципу», некому единому порыву его души — выйти за рамки обыденного, достичь совершенства путем приобретения специального знания. Традиционное название платоновской философии — «объективный идеализм» — лишь от части передает смысл его умонастроения. Да, мир идей стоит в центре его философского умозрения, но этот мир идей носит сугубо элитарный характер, потому что, во-первых, он доступен лишь немногим, тем самым избранным, которые являются носителями особого вида общественного сознания и, во-вторых, сам мир идей есть мир высшего совершенства и по отношению к нашему земному бытию этот горний мир выполняет функции некого элитарного бытия, и тот, кто попадает в этот мир, элитизируется, становится избранным.
Поэтому всю философию Платона следовало бы нам назвать не «объективным идеализмом», как это традиционно звучит во всех учебниках по истории античной философии, а философией избранности, т. е. элитологией. Объективный идеализм лишь объясняет нам, как выглядит эта идея духовного совершенства. На эту особенность платоновской философии обратил еще свое внимание А.Ф.Лосев, заметивший как-то, что объективный идеализм Платона говорит «только о высшем совершенстве» и что сам мир идей — это наивысший идеал, максимальное совершенство.[277] Объяснением этого «максимального совершенства» и занимается вся его философия от первого до последнего диалога. «Платоновская этика, — читаем в одном из современных учебников по общей философии, — ориентирована на совершенствование личности, на создание совершенного общества — государства». Ориентирована именно потому, что и теория познания Платона «проникнута интеллектуальным аристократизмом» и предназначается только «лишь избранным натурам».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Элитология Платона"
Книги похожие на "Элитология Платона" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Павел Карабущенко - Элитология Платона"
Отзывы читателей о книге "Элитология Платона", комментарии и мнения людей о произведении.