Катехизис Католической Церкви - Катехизис Католической Церкви
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Катехизис Католической Церкви"
Описание и краткое содержание "Катехизис Католической Церкви" читать бесплатно онлайн.
309
Почему Бог не сотворил мир такой совершенный, чтобы зло не могло в нем существовать? По своему безграничному могуществу Бог мог бы всегда сотворить нечто лучшее. Однако в бесконечной Своей премудрости и доброте Бог хотел свободно создать мир "в состоянии продвижения" к его высшему совершенству. Это становление означает, по замыслу Божию, с появлением одних существ исчезновение других; наряду с наибольшим совершенством - также и наименьшее; а наряду с созиданием природы - следовательно, и физическое зло, до тех пор, пока творение не достигнет совершенства.
310
Ангелы и люди, разумные и свободные создания, должны стремиться к своей окончательной судьбе, выбирая ее свободной волей, желательно - любовью. Они могут поэтому сбиться с пути. И действительно, они согрешили. Так вошло в мир нравственное зло, несоизмеримо более тяжкое, нежели зло физическое. Бог никоим образом, ни прямо, ни косвенно, не является причиной нравственного зла. Однако Он его допускает, чтя свободу Своего творения, и таинственным образом умеет извлечь из него добро:
311
Ибо Бог Вседержитель (…) будучи в высшей степени благ, никогда не попустил бы какому бы то ни было злу существовать в делах Его, если бы Он не был столь силен и благ, чтобы произвести добро из зла самого.
Так с течением времени можно обнаружить, что Бог в Своем всемогущем Превидении может извлечь добро из последствий зла, даже нравственного, причиненного Его созданиями: "Итак не вы послали меня сюда, - говорит Иосиф своим братьям, - но Бог (…), вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро, чтобы (…) сохранить жизнь великому числу людей" (Быт 45,8; 50,20). Из самого большого нравственного зла, какое когда-либо совершалось, - отвержения и казни Сына Божия, - причиненного грехами всех людей, Бог "преизобилием благодати" Своей извлек величайшее благо - прославление Христа и наше искупление. Но зло от этого не становится добром.
312
"Любящим Бога (…) все содействует ко благу" (Рим 8,28). Свидетельство святых неустанно подтверждает эту истину:
313
Так, св. Екатерина Сиенская говорит "тем, кто смущен и возмущен тем, что с ними случается": "Все исходит от любви, все устроено ко спасению человека, что Бог ни делает - все ради этого"4.
Св. Томас Мор незадолго до мученической кончины утешал свою дочь: "Ничто не может случиться, чего Бог не захотел. А все, чего Он хочет, каким бы дурным ни могло нам показаться, есть, однако, то, что лучше всего для нас".
И Юлиания Норвичская: "И вот я узнаю, благодатью Божией, что надо мне было крепко держаться веры и веровать с неменьшей крепостью, что все, что ни будет, будет хорошо".
Мы твердо верим, что Бог - Властитель мира и истории. Но пути Его Провидения нам часто неведомы. Лишь в конце, когда истечет срок нашего частичного познания, когда мы увидим Бога "лицом к лицу" (1 Кор 13,12), станут нам полностью ведомы пути, которыми даже сквозь драмы зла и греха Бог ведет Свое творение к отдохновению этого окончательного седьмого дня, ради которого Он сотворил небо и землю.
314
КОРОТКО
Сотворением мира и человека Бог дал первое и вселенское свидетельство Своей всемогущей любви и премудрости, первое возвещение Своего благого замысла, который достигает своей конечной цели в новом творении во Христе.
315
Хотя дело творения в особой мере принадлежит Отцу, истину веры составляет также и то, что Отец, Сын и Святой Дух - единое и неразделимое начало творения.
316
Бог один сотворил вселенную свободно, непосредственно, без какой бы то ни было помощи.
317
Нет твари, обладающей бесконечной властью, необходимой для того, чтобы "творить" в собственном смысле слова, то есть производить и давать бытие тому, что его отнюдь не имело (вызывать к существованию "из ничего").
318
Бог сотворил мир, чтобы открыть и сообщить Свою славу. Слава, ради которой Бог сотворил Свои создания, - это их участие в Его истине, доброте и красоте.
319
Бог, Который сотворил вселенную, сохраняет ее жизнь Своим Словом - Сыном, Который "держит все словом силы Своей" (Евр 1,3), и Своим творческим Животворящим Духом.
320
Провидение Божие - это распоряжения, которыми Бог с премудростью и любовью ведет все творение к его конечной цели.
321
Христос зовет нас по - сыновнему ввериться Провидению Отца Небесного, а апостол Петр вторит: "Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас" (1 Петр 5,7).
322
Провидение Божие действует также через действия созданий. Людям Бог дает возможность свободно сотрудничать в исполнении Его замысла.
323
Божие попущение физического и нравственного зла есть тайна, на которую Бог проливает свет через Сына Своего Иисуса Христа, умершего и воскресшего, чтобы победить зло. Вера дает нам уверенность в том, что Бог не попустил бы зла, если бы не давал возможность возникнуть добру из самого зла на путях, которые мы полностью познаем лишь в вечной жизни.
324
§ 5. Небо и земля
Апостольский Символ веры исповедует, что Бог есть Творец неба и земли, а Никео - Константинопольский разъясняет: "…видимого всего и невидимого".
325
В Священном Писании словосочетание "небо и земля" означает все сущее, весь сотворенный мир. Оно также указывает на связь, существующую внутри творения, одновременно соединяющую и различающую небо и землю. "Земля" - это мир людей. "Небо" или "небеса" может означать небесный свод, но также и "местопребывание" Божие: "…прославляли Отца вашего небесного" (Мф 5,1 б), - и, следовательно, также то "небо", которое есть эсхатологическая слава. Наконец, слово "небо" указывает "местопребывание" духовных созданий - ангелов, окружающих Бога.
326
Исповедание веры IV Латеранского Собора утверждает, что Бог "с начала времен из ничего сотворил вместе ту и другую тварь, духовную и телесную, то есть ангелов и земной мир; потом тварь человеческую, которая наследует от обоих, поскольку состоит из духа и тела".
327
I. Ангелы
Существование ангелов - истина веры
Есть духовные существа, бесплотные, в Священном Писании обычно называемые ангелами: это истина веры. Свидетельство Писания об этом столь же четко, как и единодушие Предания.
328
Кто они?
Св. Августин говорит о них: "Ангел" означает функцию, а не природу. Ты спрашиваешь, как называется эта природа? - Дух. Ты спрашиваешь о функции? - Ангел. По тому, что он есть, он дух, по тому, что делает, - ангел". Всем своим существом ангелы - слуги и вестники Божий. Ангелы "на небесах всегда видят лицо Отца Моего небесного" (Мф 18,10), поэтому они - "крепкие силою, исполняющие слово Его" (Пс 103,20).
329
Будучи чисто духовными созданиями, они обладают разумением и волей: они создания личностные и бессмертные. Совершенством своим они превосходят всю видимую тварь. Об этом свидетельствует блеск их славы.
330
Христос "и все святые ангелы с Ним"
Христос есть сердцевина ангельского мира. Это Его ангелы: "Когда же приидет Сын Человеческий во славе своей и все святые ангелы с Ним…" (Мф 25,31). Они - Его, Христовы, ибо сотворены Им и для Него: "Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано" (Кол 1,16). Они в еще большей степени Его, потому что Он сделал их вестниками Своего спасительного Замысла: "Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?" (Евр 1,14).
331
Они здесь - от сотворения мира и на протяжении всей истории спасения, - возвещая издали или вблизи это спасение и служа Божиему Замыслу его осуществления: они стоят на страже сада Эдемского, опекают Лота, спасают Агарь и ее сына, останавливают руку Авраамову, их служением передается закон, они ведут народ Божий, они возвещают рождения и призвания, они помогают пророкам - ограничимся этими примерами. Наконец, ангел Божий Гавриил благовествует рождение Иоанна Предтечи и Самого Иисуса.
332
От Воплощения до Вознесения жизнь Слова воплощенного окружена поклонением и служением ангелов. Бог, когда "вводит Первородного во вселенную, говорит: ,,и да поклонятся ему все ангелы Божий"" (Евр 1,6). Их хвалебная песнь при Рождестве Христовом неустанно звучит в церковном прославлении: "Слава в вышних Богу…" (Лк 2,14). Они охраняют жизнь Младенца Иисуса, служат Ему в пустыне, утешают Его в гефсиманском борении, тогда как Он мог бы быть спасен ими от руки врага, как некогда Израиль. И опять-таки ангелы "благовествуют", возвещая "великую радость" (Лк 2,10) Боговоплощения" и Воскресения Христова. Они будут присутстовать при возвращении Христа, которое они возвещают, они будут служить на Его суде.
333
Ангелы в жизни Церкви
До того времени вся жизнь Церкви пользуется сокровенной и могущественной помощью ангелов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Катехизис Католической Церкви"
Книги похожие на "Катехизис Католической Церкви" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Катехизис Католической Церкви - Катехизис Католической Церкви"
Отзывы читателей о книге "Катехизис Католической Церкви", комментарии и мнения людей о произведении.