Катехизис Католической Церкви - Катехизис Католической Церкви
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Катехизис Католической Церкви"
Описание и краткое содержание "Катехизис Католической Церкви" читать бесплатно онлайн.
275
Верная свидетельству Писания, Церковь часто обращает свою молитву к "Богу всемогущему и вечному" ("omnipotens sempiterne Deus…"), твердо веруя, что нет ничего невозможного для Господа (Быт 18, 14; Лк 1, 37; Мф 19, 27).
276
Бог показывает Свое Всемогущество, обращая к Себе грешных и Своей благодатью давая нам обитель в Своей дружбе: "Боже, великим прощением и милостью Ты являешь всемогущество Твое…"
277
Если не веровать, что любовь Божия всесильна, то как веровать, что Отец мог нас сотворить. Сын - искупить, Святой Дух - освятить?
278
§4. Творец
"В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт 1, 1). Эти торжественные слова стоят на пороге Священного Писания. Символ веры повторяет их, исповедуя Бога Отца Всемогущего как "Творца Неба и Земли", "видимого всего и невидимого". Поэтому мы сначала будем говорить о Творце, затем о Его творении, наконец, о грехопадении, от которого Иисус Христос, Сын Божий, пришел поднять нас.
279
Сотворение есть основа "всех спасительных планов Божиих", "начало истории спасения", вершина которой - Христос. И, наоборот, тайна Христа - решающий свет, пролитый на тайну сотворения; она открывает цель, ради которой "в начале сотворил Бог небо и землю" (Быт 1, 1): Бог изначально предвидел славу нового сотворения во Христе.
280
Вот почему тексты, читаемые в Пасхальную Ночь, празднование нового творения во Христе, начинаются с рассказа о сотворении мира; в византийской литургии это всегда первый текст, который читают во время великих Господних праздников. По свидетельству раннех авторов, подготовка оглашаемых ко крещению шла тем же путем.
281
I. Учение о сотворении мира
Учение о сотворении мира имеет основополагающее значение. Оно затрагивает самые основы человеческой и христианской жизни, ибо объясняет ответ христианской веры на злементарный вопрос, которым всегда задавались люди всех времен: "Откуда мы пришли?", "Куда мы идем?", "Каково наше происхождение?", "Какова наша цель?", "Откуда пришло и куда идет все сущее?" Два вопроса - о происхождении и неразделимы. Они имеют решающее значение для смысла и направленности нашей жизни и наших поступков.
282
Вопрос о происхождении мира и человека является предметом множества научных исследований, которые замечательным образом oбагатили наши знания о возрасте и размерах космоса, о становлении живых форм, о появлении человека. Эти открытия зовут нас еще более восхищаться величием Творца, благословлять Его за все дела Его и за то разумение и премудрость, какими Он наделяет ученых и исследователей. Вместе ном они могут сказать: "Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий (…) ибо научила меня Премудрость, художница всего" (Прем 7,17-21).
283
Большой интерес к этим исследованиям стимулируется вопросом другого порядка, который выходит за пределы собственно сферы естественных наук. Речь идет не только о том, чтобы узнать, когда и как материально возник космос или появился человек, но скорее о том, каков смысл их происхождения: являются ли они плодом случайности, проявлением слепой судьбы или безликой необходимости, или же ими управляет трансцендентное, мудрое и благое Существо, которое называется Богом? А если мир происходит от премудрости и благости Божией, то почему в нем существует зло? Откуда оно? Кто его виновник? И есть ли избавление от него?
284
От самых своих начал христианская вера сталкивалась с иными, нежели даваемые ею, ответами на вопрос о происхождении мира. Так, в древних религиях и культурах существуют многочисленные мифы о начале. Некоторые философы говорили, что все есть Бог, что мир есть Бог или что становление мира есть становление Бога (пантеизм); другие - что мир есть необходимое излучение Божие, вытекающее из этого источника и возвращающееся в него; третьи утверждали существование двух вечных принципов: Добра и Зла, Света и Тьмы - в постоянной борьбе (дуализм, манихейство); согласно некоторым из этих концепций, мир (по крайней мере, материальный) есть зло, продукт грехопадения, и должен быть отвергнут либо превзойден (гнозис); другие соглашаются с тем, что мир сотворен Богом, но так, как поступил бы часовщик: сотворил и предоставил его самому себе (деизм); есть и такие, кто вовсе не признает трансцендентного происхождения мира, а видит в нем лишь чистую игру вечно существующей материи (материализм). Все эти попытки свидетельствуют о постоянстве и универсальности вопроса о начале. Эти поиски свойственны человеку.
285
Человеческий разум, конечно, уже способен найти ответ на вопрос о начале. Действительно, существование Бога Творца можно познать с уверенностью благодаря свету человеческого разума через сотворенное Им, даже если это познание часто затуманено и искажено заблуждениями. Поэтому вера приходит утвердить и просветить умы в правильном разумении этой истины: "Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое" (Евр 11,3).
286
Истина сотворения так важна для всей человеческой жизни, что Бог в своей благости пожелал открыть Своему народу все, что спасательно знать на эту тему. По ту сторону естественного познания, которое всякий человек может иметь о Творце, Бог постепенно открыл Израилю тайну сотворения. Он, избравший патриархов, выведший народ Израиля из Египта и Своим избранием Израиля сотворивший его и устроивший, открывается как Тот, Кому принадлежат все народы на земле и вся земля, как Тот, Кто один "сотворил небо и землю" (Пс 115,15; 124,8; 134,3).
287
Откровение творения, таким образом, неотделимо от Откровения и исполнения завета Единого Бога со Своим народом. Сотворение мира открывается как первый шаг к этому завету, как первое, вселенское свидетельство Всемогущей любви Божией. Поэтому истина о сотворении провозглашается с нарастающей силой в словах пророков, в молитве Псалмов и в литургии, в размышлениях Премудрости избранного народа.
288
Среди всего, что сказано в Священном Писании о сотворении, три первые главы Книги Бытия занимают особое место. С литературной точки зрения, эти тексты могут иметь разные источники. Богодухновенные авторы поместили их в начало Писания, так что они своим торжественным языком объясняют истины сотворения, его первопричины и конечной цели в Боге, его порядка и благости, призвания человека, наконец - драмы греха и упования на спасение. Прочтенные в свете Христовом, в единстве Священного Писания и живого церковного Предания, эти слова остаются главнейшим источником вероучения о тайнах "начала": творении, грехопадении, обетовании спасения.
289
II. Творение - дело Святой Троицы
"В начале Бог сотворил небо и землю". В этих первых словах Писания содержатся три утверждения: Бог предвечный положил начало всему, что существует вне Его; один Он есть Творец (глагол "творить" - по-древнееврейски бара - всегда имеет подлежащим Бога); полнота всего существующего (выраженная формулировкой "небо и землю") зависит от Того, Кто дает ей бытие.
290
"В начале было Слово (…) и Слово было Бог. (…) Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть" (Ин 1, 1-3). Новый Завет открывает, что Бог все создал Словом предвечным, Своим Возлюбленным Сыном: "Им создано все, что на небесах и что на земле (…) все Им и для Него создано. И Он есть прежде всего, и все Им стоит" (Кол 1,16-17). Вера Церкви так же провозглашает творческое действие Святого Духа: Он есть "Податель жизни", "Дух Творец" ("Veni, Creator Spiritus"), "Источник всякого блага".
291
Мерцающее в Ветхом Завете, раскрытое в Новом Союзе, творческое действие Сына и Духа, неотторжимо единое с действием Отца, ясно утверждено правилом веры Церкви: "Есть один Бог Единый (…): Он Отец, Он Бог, Он Творец, Он Автор, Он Повелитель. Он все сотворил Самим Собою, то есть Словом Своим и Премудростью Своею", "Сыном и Духом", Которые как бы "руки Его". Творение - общее дело Святой Троицы.
292
III. "Мир был сотворен во славу Божию"
Эту фундаментальную истину Писание и Предание не устают преподавать и воспевать: "Мир был сотворен во славу Божию". Бог создал все существующее, объясняет св. Бонавентура, "не для того, чтобы множить славу, но чтобы явить и сообщить эту славу". Ибо у Бога нет иной причины для того, чтобы творить, кроме Его любви и благости: "Ключ любви открыла длань Его, чтобы произвести тварей". А I Ватиканский Собор разъясняет:
293
В Своей благости и Своем всемогуществе, не с тем, чтобы увеличить Свое блаженство или обрести Свое совершенство, но чтобы открыть их в дарах, которыми Он наделяет Свои творения, этот единый и истинный Бог, в полной свободе Промысла, Весь и всецело, от начала времен, из ничего создал те и другие творения, духовные и плотские.
Слава Божия состоит в том, что осуществляется это явление и сообщения Его доброты, ради которых мир был сотворен: чтобы "усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей" (Еф 1,5-6). "Ибо слава Божия есть живой человек, а жизнь человека есть видение Бога: если Откровение Божие через сотворение даровало жизнь всем тварям, живущим на земле, то насколько же более Богоявление Отца через Слово дарует жизнь тем, кто видит Бога". Конечная цель творения состоит в том, чтобы Бог, "Тот, Кто Творец всех, был "все во всех" (1 Кор 15,28), достигая и Своей славы, и нашего блаженства".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Катехизис Католической Церкви"
Книги похожие на "Катехизис Католической Церкви" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Катехизис Католической Церкви - Катехизис Католической Церкви"
Отзывы читателей о книге "Катехизис Католической Церкви", комментарии и мнения людей о произведении.