Александр Агеев - Цепочка вечных ценностей

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Цепочка вечных ценностей"
Описание и краткое содержание "Цепочка вечных ценностей" читать бесплатно онлайн.
Мир в котором мы с вами живём и страна, в которой мы с вами живём, что с ними происходило и произошло за последние десять лет? Обо всём этом пишет в своих редакционных статьях главный редактор журнала "Экономические стратегии" Александр Иванович Агеев.
Редакционные статьи А.И. Агеева расположены в хронологическом порядке выпусков журнала и дают нам возможность, обратившись взглядом в недалёкое ещё прошлое, вспомнить и сопоставить факты, суждения и выводы автора со своими нынешними впечатлениями и знанием фактуры нашей экономической и политической жизни последнего десятилетия.
Предлагаемые вашему вниманию тексты отнюдь не являются скучными и академическими. Это живой и искренний взгляд непредвзятого учёного и исследователя на современную нам социально-экономическую и политическую жизнь нашей страны в контексте окружающего её мира. Это взгляд на окружающий нас мир глазами очень умного и интересного человека...
Агеев Александр Иванович, Генеральный директор и основатель Института экономических стратегий Отделения общественных наук РАН, президент Международной академии исследований будущего, заведующий кафедрой управления бизнес-процессами Национального исследовательского ядерного университета »МИФИ», сооснователь и генеральный директор Русского биографического института.
Доктор экономических наук, профессор, действительный член Российской академии естественных наук, Европейской академии естественных наук, Международной академии исследований будущего, член Союза писателей России, член Союза журналистов России. Президент Интеллектуального клуба «Стратегическая матрица», президент Российского отделения Международной лиги стратегического управления, оценки и учета, президент Клуба православных предпринимателей, генеральный директор Международного института П.Сорокина – Н.Кондратьева, член Экспертного Совета МЧС России и Счетной палаты России, член рабочей группы по инновациям при Администрации Президента РФ, член Общественного совета содействия просветительскому движению России, член Ученого совета СОПС (Совет по изучению производительных сил), член координационного совета РАН по прогнозированию, член Клуба профессоров, действительный член Философско-экономического Ученого Собрания Центра общественных наук МГУ им. М.В. Ломоносова, действительный член (академик) Академии философии хозяйства, член Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России.
Окончил МГУ им. М. В. Ломоносова, очную аспирантуру Института мировой экономики и международных отношений АН СССР, Академию народного хозяйства при Правительстве РФ, Кингстонскую школу бизнеса (Великобритания) – все с отличием, стажировался также в США и Южной Корее.
Сферы научных интересов – стратегическое управление на корпоративном, региональном и государственном уровне, прогнозирование, инновационные стратегии, международные стандарты менеджмента, инвестиций, образований, отчетности, конкурентоспособность, циклы общественного развития, системы электронной торговли, программные комплексы.
Более 300 научных, публицистических и литературных публикаций. Опыт работы – Академия наук СССР, Министерство внешнеэкономических связей России, авиакосмическая и атомная индустрия, телекоммуникационный сектор, энергетика, банковская деятельность и др.
Награжден более чем 40 государственными, научными и общественными наградами восьми стран (Россия, Германия, Казахстан, США, Италия, Болгария, Китай, Украина, а также РПЦ).
Преподавал авторские программы в НИЯУ «МИФИ», Высшей школе бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Институте экономических стратегий. В 2009 году серия лекций и мастер-классов пройдет в МИФИ и в ИНЭС (в частности, в рамках программы МВА ИНЭС).
Имя «Александр Агеев» присвоено звезде из созвездия «Рак»: склонение +25 град. 17 мин. 11,0 сек., прямое восхождение 08 час. 10 мин. 14,85 сек. (Свидетельство № 15-2384).
Книга "Цепочка вечных ценностей" была выпущена в 2004 году. В настоящее время готовится второе – дополненное – издание.
Из предисловия к первому изданию: «Иные замыслы проявляются даже для авторов лишь с истечением Срока. Так и получилось с серией моих вступительных слов к журналу «Экономические стратегии». Начавшись с манифестации важнейшего принципа жизнедеятельности «пессимизм ума, но оптимизм воли», эти предисловия к номерам журнала как-то незаметно из сугубо служебного предваряющего обращения к Читателю превратились в текстовую цепочку, связанную нашим постоянно воспроизводимым смысловым надрывом. Вызываемые неким сиюминутным, на злобу периода, восприятием реальности, выражающие своеобразные волны размышлений над более фундаментальным, эти вступительные слова постепенно сложились в чем-то законченную матрицу представлений. И матрица эта оказалась стратегически инспирированной и стратегически ориентированной. А там, где воцаряется стратегичность, не может не возникнуть раздумья о вечном, об абсолютном, о том, что ценно вне времени и вне пространства. Раздумье отнюдь не об экономике, не об экономических стратегиях и тактиках, но о самой жизни, ее Большом Непреходящем Смысле.»
Настоящая российская беда – не в размерах банальной утечки капитала. Ежегодных 10-15 миллиардов долларов вполне хватило бы на достойное финансирование социальных программ. Однако масштаб денежных потоков, ежегодно теряемых из-за некомпетентности управленческих элит в капитализации имеющихся и потенциальных богатств страны, превосходит масштаб официального бегства капитала в разы! Элиты, освоившие лишь варварские методы извлечения прибыли, не потому бездарны в методах капитализации, что глупы или необразованны. Напротив, среди них мы встречаем множество и умных, и начитанных, и энергичных — вполне приятных во всех отношениях джентльменов. В недокапитализированность страны как следствие их управленческой культуры, их решений нас вталкивает общий – мародерский – принцип экономической системы. Изменить его на социально ответственную позицию бизнеса и государства могут либо внезапное преображение этих самых элит (такое теоретически возможно), либо массовое обучение делового и работящего народа современным методам хозяйствования в условиях ВТО. Оно, это ВТО, между прочим, рассчитывает на такую метаморфозу. И сейчас самый злободневный вопрос – либо сами научимся руководить собственными изменениями, либо дождемся того, что нас принудительно изменят другие. Это, разумеется, унизительно при наших известных амбициях. И так нерентабельно! Так неперспективно…
Тень будущего
Будущее, если оно и замечательно, то тем, что таит в себе нечто непредвиденное. Ведь на вопрос случайного прохожего двум гражданам «в час небывалого жаркого заката в Москве, на Патриарших прудах» о том, «как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день», в управленческой науке ответы нагромождаются друг на друга, вновь и вновь, и тема эта сугубо Сизифова…
Неожиданное является таковым, поскольку его нельзя было предвидеть. Эта тема проблематизирована Фредом Хойлом: «Когда человек достигает пределов своего понимания, ему хочется взлететь на крыльях воображения и искать путей в неведомое… Двадцатое столетие поразило бы людей восемнадцатого века не теми достижениями, которые уже можно было предугадать, но такими совершенно неожиданными явлениями, как, например, радиоволны…»
Легко проследить полет «мечт» и ожиданий и логику (алогизм?) сложившейся реальности, скажем, с десятилетним интервалом – 1990-1980-1970-1960-1950-1940… Или – 1996-2006 гг.? Комментарии, очевидно, излишни. У каждого в сознании возникнет, разумеется, свой ассоциативный ряд, но немногие будут постфактум настаивать на безупречной точности своего видения будущего. Так и принимают решения уполномоченные на бремя ответственности – за себя, близких, подопечных, подданных и пр. – наугад, уклоняясь от зашкаливающих за пределы разумного разногласий оценок, прогнозов и предупреждений. В конце концов, то ли физика не достигла уровня сложности социальных существ, то ли последние не упорядочились под стать физическим процессам…
Впрочем, это же и в самом деле непросто – сначала будущую – не сегодняшнюю – проблему обнаружить, затем правильно ее оценить (важно – неважно, спектр возможных последствий), а в случае осознания серьезности – еще и направить надлежащие ресурсы на ее решение или предупреждение! Не проще ли «отпустить ситуацию»? Следуя принципу, что даже стоящие часы дважды в сутки показывают точное время…
А можно и так ведь, как получается у нас в РФ. Хотя кто-то все-таки слышит «в ночи тяжело шаги» и понимает – «значит, скоро и нам уходить и прощаться без слов», но другие немногие, «кадавры» (по Стругацким), чрево- и среброблудливо наслаждаются «моментом», не отвлекаясь от тусовки всех рангов нон-стоп! Попадая в этот угар, его жертвы (хуматоны – по братьям Вачовски), сами того не подозревая, разносят страшную эпидемию. Дело не только в преобладании мотиваций личного успеха любой, буквально – любой ценой – в массовом сознании и еще больше – в сознании так называемых элит, и их отрыве от реальности и ее фундаментальных законов, по которым живет весь подлунный мир.
Но будущее тем и прекрасно, что его не дано контролировать. Это опасная гордыня, болезнь – пытаться контролировать, преображать не себя, а все остальное – горы, море, пространства, близких, народ, экономику, словом, не только творения Божьи, но и Его Самого. Совсем как в детской той сказке – и чтоб была она у меня на посылках… Каждому, сейчас забывшему о наиболее важном в этой жизни, придется держать ответ в будущем и придется платить по всем счетам – тогда, когда уже ничего нельзя будет изменить.
P.S.
И мой корабль от меня уйдет.
На нем, должно быть, люди выше сортом.
Впередсмотрящий смотрит лишь вперед,
Ему плевать, что человек за бортом!..[21]
Сухой остаток
Образование, образованность – это то, что остается с человеком, когда забыт смысл слов. Хотя и вызывающее, но, по сути, чрезвычайно проницательное определение. Разумеется, по словам можно многое узнать. Многое сообщает и обширный репертуар невербальных жестов. Но ведь не по говорливости судят о культуре человека, не по одной лишь способности выстраивать синтаксически, пунктуационно, лексически или интонационно свое речевое поведение. Возможно, одно из самых сильных качеств личности – умение и в безмолвии, вынужденном или добровольном, сохранять человеческое достоинство. И об ушедших от нас в моменты панихиды хотя и говорят нелживые, как правило, слова, но главное скрыто не в них, а в подкатывающем к горлу комке, в щемящем чувстве невосполнимости и приходящей на смену горю тихой и светлой памяти. Но, лишенные фактом смерти возможности нам что-либо сказать в этом мире, некоторые (не все – хотя бы потому, что мы не можем знать всех лично) люди продолжают оказывать свое влияние на текущий ход вещей. Они остаются в так называемой «референтной группе лиц», чье ожидаемое мнение важно для нас, перед которыми за ошибки – стыдно, за удачи – радостно. И это не тот случай, когда ценность имеет то, что «станет говорить княгиня Марья Алексевна». Это те высокие пространства, где небезразлична честь и царствует ответственность немногих, избранных и не всегда званых, – перед своим родом, нацией, Отечеством, миром, в конце концов – пред Богом. Это те пространства, в которых нет вранья, нет фальши, предательства и прочей скверны. Это те пространства, что своим сиянием немного, до должного баланса, очищают наш грешный мир. Именно оттуда появляются те, о ком сказано, что они «не рождаются случайно», что «они уходят, выполнив заданье, их отзывают высшие миры», что они исполнены «глубокой тайны, хотя понятны и просты». Поэты, гении, герои, и каждый из них – Учитель.
В жизни каждого небеспризорного человека есть, наверное, свой Учитель. Его уроки – не столько та сумма знаний, которой он делится с учениками, сколько отпечаток неуловимой ауры личности и самой его жизни. Так, С.Н. Булгаков именно в этом ключе пытался понять урок Пушкина – не творчества, самого по себе исключительно важного, не мотивов отдельных поступков, а урок именно жизни Пушкина – жизни, которая предстает «не только как фактическая биография, или литературная история творчества, но как подвиг его души, ее высшая правда и ценность…». Более фундаментального учительства не найти. Жизнь – как она сложилась. Когда уже не важны рисунки звезд, что располагают, но не обязывают, когда никакого значения не имеют признательность или брань, сожаления и скорбь, а есть один неоспоримый факт – прожитая жизнь. И чем наша жизнь щедрее на подвиг учительства, на расточение себя для других – без потери себя, – тем она богаче принципами, эталонами, стандартами. Нет всего этого – нет авторитетов, старцев, всех тех, к кому прислушиваются, кому доверяют и у кого в минуту смуты ищут мудрого совета, и господствует хаос – турбулентность перемен, невыносимая беспринципность ни от чего не зависящих поступков. На Руси все это называли, кстати, архаровщиной…
Новый российский бизнес имеет очень запутанную генеалогию. В ней обнаружатся и нахрапистые отцы «первоначального накопления», и почувствовавшие вольницу советские мздоимцы и их детвора, и разномастный криминалитет, и давно жаждавшие творческой свободы вкрапления творческой же интеллигенции. Словом, «каждой твари по паре». Из этого разнообразия произросло наше нынешнее деловое состояние – со всей его насаженностью на углеводородную иглу, неумением распорядиться уникальнейшим шансом целенаправленного развития на основе грамотного частно-государственного партнерства, социально-экономической и демографической деградацией – несть числа напастям… Нечто похожее было в России в 1920 г. Страна, избитая до полусмерти и кровью умытая. Новая элита, не только захватившая и в гражданской жуткой войне удержавшая власть, но и ясно осознавшая свою персональную для каждого ответственность за эффективность менеджмента. И вождь, давший молодежи известный завет «учиться (три раза)». И сухой остаток этого генерального курса – все то, что мы имеем сегодня: и все еще работающие активы и практики советского образца, и все дисбалансы, и вся та чудовищная, варварская культура, в которой чуть ли не весь народ по статусу – штрафбат.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Цепочка вечных ценностей"
Книги похожие на "Цепочка вечных ценностей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Агеев - Цепочка вечных ценностей"
Отзывы читателей о книге "Цепочка вечных ценностей", комментарии и мнения людей о произведении.