» » » » С Максимов - Крестная сила, Нечистая сила


Авторские права

С Максимов - Крестная сила, Нечистая сила

Здесь можно скачать бесплатно "С Максимов - Крестная сила, Нечистая сила" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Крестная сила, Нечистая сила
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Крестная сила, Нечистая сила"

Описание и краткое содержание "Крестная сила, Нечистая сила" читать бесплатно онлайн.








Если перенесем наши наблюдения выше, на север, го и здесь найдем немало таких же прославленных родников, привлекающих толпы богомольцев Например, в 5-7 верстах от реки Меты, возле HOI ос га, называемою "Пятницей", из-под пригорка бьет сильный родник, скопляющий в колодезном срубе воды столько, что можно тут искупаться Родник это1 прославился

бссчпсленнымп случаями чудесного исцеления боч иых, 11 ежегодно, в 10 ю цягницу после Пасхи, ,\^.L ^с1раиваютс>1Кресгныехолы Высокопадюлпогсптп маю1ся носилки с большою киотою, в когорую п(х ian \ено деревянное изваяние иконы снячон Парасксп' Пятницы, несомос над половами наро\нои юмш длинной цепью склонившейся на коленях Пелены iih сящая на иконе, признается также лечебною, и ею оО н1рают лица и 1лаза (Торювля удачно приладил.кь и здесь, по крайней мере ярмарка из года в юд с nei^p пением ожидается не только окрестными жшелями IIJ Боровичского уезда, но и удаленною Тихвинскою )

Довольсгвуясь на это1 раз гремя указаниями, но черпну1ыми из личных наблюдений, мы осчавляем i (. гороне другие сообщения, доставленные из каждои губернии, главным образом потому, 410 они одноро\ Hiii и слишком мноючисленны Притом же и в эгих грех указаниях достаточно ярко выражался древняя, присущая не одному правослаиному люду слепая вера и родники и почтение к ним не как к исючникам бо\ь ших рек-кормилиц, а именно как к хранителям и разданателям таинственных целебных сил Это одно из на (.ледств седой старины, но из разряда чаких, когорыс наиболее усердно обере1аю1ся и, несмотря ни на какие соблазны, не исчезают Если в доне юрические времена в моего храмов посвящали 601 ам ручьи и колодцы, а христиансчво взяло пол свое покрови1ельс1но наиболее выдающиеся из них, io все гаки осталось еще мною idKHX, коюрые, сохраняя за собою общее древнее ид звание "прощеи", не признаны церковью, но призна

" Гизиппх Л1тс[] привочяг к^иагь ч к)11аю7ся с-шп ролигслц [11 ioii же рскр Мете в подобном же роднике при п.лс Белом ) ч ко! iiii Скорбящем Сож1си Матери

I' Hi цч-чля си ia

ются народом за святые, и к которым народ сходится в известные дни на богомолье*. В то же время эти родники или криницы представляют собой несомненные намягники седой старины, когда младенческий ум подозревал в них явное, хотя бы и незримое ирису гствие и, во всяком случае, близкое участие высших существ. Милостивым заботам этих существ и поручались такие места. Здесь попечительная мать сыра земля устроила так, что ключом бьющая из нее водная жила и сильна, и непрерывна. Народившийся поток обилен чудесной водою, зимою не поддающейся даже лютым морозам, а летней порой, в палящий зной, холодной, как лед, чистой и прозрачной, как хрусталь, и при нсем том обладающей особенным вкусом, резко отличающим ее от воды прочих источников. Достаточно одних эгих свойств, чтобы сделать подобные урочища заветными и назвать их "прощами" - словом, самый корень которого свидетельствует о древности происхождения**. Действительно, здесь издревле искали прощения и отпущения, т.е. духовного и телесного освобождения от внутренней душевной тяготы и от внешних телесных повреждений, и именем "прощеника" до сих пор зовется всякий, чудесно выздоровевший или исцеленный на святом месте. Хотя в Великороссии лишь по некоторым местам сохранилось это слово в живом языке (по всему вероятию, вследствие стремления лухоненст

* Ярославский кореспоидент, который дает это обьясисние, указал три таких в южной части Пошехонского уезда. В подкрепление ею сообщений имеются сведения о двух "прощах" во Владимирской губернии.

** Хотя в Далевском словаре живого великорусского языка "проще" лано иное толкование, очевидно, зависящее от неполноты собранных сведений, но точно указан корень' "простой^^рощать, простить - сделать простым от греха; "проща" - прощение, разрешение духовное, индульгенция католиков".

ва, а в особенности монастырей, к искоренению языческих обычаев и верований), но зато и Белоруссии оно употребляется повсеместно. Название "проща" присвоено и тому Черному Ручью, о котором выше упомянуто, и тем криницам, которые, подобно находящимся в местечках Лукомле (Могилевской губернии), Дивине (Гродненской) и др., выбрасывают из недр земли на ее поверхность волу с целебными свойствами, подкрепленными верою многих десятков поколений. Эта вера сохранилась и в настоящем поколении, привлекая к "прощам" в урочные дни огромные 'юлпы народа, так что эги многолетние сборища вошли даже в поговорку. Когда собирается много народа на ярмарку или торжок, на обычное гулянье и пр., говорят; "идут, как на прощу"; к радушному хозяину охотно собираются в гости так же, "как на какую-нибудь прощу" и т.д. В довершение полного сходства при этих "прощах", кроме обычных кермашей, или красных торгов, устраиваются и игрища молодежи с песнями п хороводами. По народным представлениям, "прощи" находятся пол особым покровительством святой Пятницы - не той святой мученицы греческой церкви,* пострадавшей за Христа при Диоклетиане в Иконии в 282 юду, которую вспоминает церковь православная 28 октября под именем Параскевы, нареченной Пятницы, а иной, особенной, своей и поныне обретающейся в живых и действующей. Эта Пятница всеми тремя главными русскими племенами согласно чествуется в определенный лень недели, именно в пятый, считая с понедельника, и, кроме того, в виде исключения, и в грозную Ильинскую - последнюю перед 20 июля днем святого Пророка Илии. В преимущество перед всеми святыми православной церкви, за исключением Николая Чудотворца (так называемого, Николы Мо

жайскою), сохранился обычай изображ^нь ее в виде изваяния из дерена. Обычай такой, несомненно, уцелел с тех времен, когда обращение и хрисшанстпо было большею частью инепншм и пользовалось го-ювыми формами старой веры, более или менее удачно видоизменяя или приспособляя к ним обрядовую часг]) церК01ШОГО чина. Лишь впоследствии новое учение стало понемногу входить в плоть и кровь, отступая, однако, перед тем, что успело уже слишком глубоко проникнуть в народную жизнь и сосчавило коренную и незыблемую основу верований. К числу таковых, между прочим, относится почигание Пячницы именно в связи с занимающим пас вопросом*.

Начиная с крайних границ болотисюй Белоруссии, от берегов Десны и Киева до далеких окраин Великороссии и Белого моря - поклонение образу Параскевы-Пячницы в виде изваяния остается до снх пор неизменным и всенародным. Точно таким же образом всюду на этом громадном пространстве земли, населенной православным людом, целебные родники-криницы и святые колодцы поручены особому покровительству святой Пятницы. Эга связь имени Пятницы с источниками текучих вод не ограничивает силы народных верований в нее, как и защитницу вообще воды, в самом широком значении этого слова. Это вытекает, между прочим, из того, что в старинных городах, укрепившихся па высоких берегах больших рек, подобно Киеву, Брянску и другим, пятницкис храмы построены на низменностях, у самой воды - древний обычный прием, который, помимо Великого Новгорода и Торжка с их пятницкими концами, наблюдается к близ Москвы, в Троице-Серги

* Описанию чествования Пятницы отведено буле" оглельнос место в третьей часги грилогии - "Крестная сила".

евской лавре. Кроме того, во многих местах, а в особенности в Белоруссии, сохраняется обычай молшься о дождях, потребных в весеннее время для всходов и в лечнее для урожаев, обязательно святой Пятнице и непременно с нокоторыми суеверными приемами: молшвы возносятся в таинсгвенной ночной обстановке и состоя) IIJ 1аких прошений, самодельная форма которых указывасч также на давность их сочинения.

Иконы Пятницы, охраняющие святые колодцы, признаются (за малыми исключениями) явленными, а стало быть, и чудотворными, причем преимущество oiдастся скульпгурным изображениям этой свягой, но скульптура эта, разумеется, младенческая, она сос^апляст древнейшую форму русского искусе гва, сущее iвовавшую еще во времена язычества и в наши дни имеющую археологическое значение. Это изделие iex времен, когда мастера не дерзали еще слишком удаляться от плоской резьбы для изображения естественных округлых фигур, и грубый резец в форме долоча, направляемый младенческой рукою, был в сосюянии лишь намечать признаки лицевых органов. Но невзыскачельные молельщики равнодушно огносягся к явным неудачам первобытных художников.

- За грехи наши (говорят орловские богомолки при виде нераспознаваемого почернелого изваяния Пяшицы, находящегося в i. Брянске в Псчровском женском монастыре) обрызгали матушку золой наши бабы грешницы, что по пятницам белье бучили (г.е. при стирке обычно пересыпали белье золой для щелока).

- Истыкали наши беспутные жонки нашу святую иголками, когда шили рубахи свои по пятницам, юлкуют архангельские поморы в селе Шуе, объясняя чочки и полосы червоточины на такой же темной и

очень старой иконе Пягницы, представленной также в виде ipy6oio изваяния


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Крестная сила, Нечистая сила"

Книги похожие на "Крестная сила, Нечистая сила" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С Максимов

С Максимов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С Максимов - Крестная сила, Нечистая сила"

Отзывы читателей о книге "Крестная сила, Нечистая сила", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.