Владимир Андриенко - Искусство войны: Древний мир и Средние века
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Искусство войны: Древний мир и Средние века"
Описание и краткое содержание "Искусство войны: Древний мир и Средние века" читать бесплатно онлайн.
Военное искусство это то самое, что привело к победе фараонов Яхмоса, Тутмоса III и Рамсеса II и помогло им создать Египетскую империю. Оно помогло вождю малого племени персов Киру II превратиться в ·царя царей и царя странЋ. Также именно оно помогло царю Македонии Александру III войти в мировую историю под именем Александра Великого. Здесь говориться о военном искусстве древности и средних веков: Древний Египет, Ассирия, Персида, Греко-персидские войны, образование империи Александра, зарождение военного искусства Древней Руси, завоевательные походы монгольских полководцев, битвы на полях Европы…
Поэтому слова Гумилева: "Те удивились, посмеялись и растеряли сомкнутый строй из тугих арбалетов", об эффективности этого оружия сильно преувеличены. Да, арбалет, отличное оружие! В этом нет никакого сомнения, но время его применения еще не пришло. В тот период война имела иные законы.
Армия империи Хань против армии Рима
Теперь пришла пора делать предположения. Китайцы в период Хань вели активную политику внешней экспансии. И они могли выйти к границам римской империи. Но вот была ли у них возможность победить римлян? Не в одной мелкой стычке как это было в 36 году до н. э., а в большой войне?
Итак, против армии Рима в период Хань китайцы смогли бы выставить мощную армию, в которую входили отряды кавалерии, боевых колесниц, пехотинцев, арбалетчиков (60 % от пехоты).
Практиковалось многолинейное построение пехоты с копьями, усиленное одиночными колесницами, которые исполняли роль передвижных командных пунктов. На них передвигались командиры пехотных соединений.
Кавалерия на флангах также традиционно усиливалось колесницами с установленными на них арбалетами. Эти отряды в случае отступления кавалерии прикрывали отход и обеспечивали перегруппировку.
Бой начинался стрелками, которые осыпали врага стрелами из луков и арбалетов и только после этого отряды шли на сближение с врагом. Отлично прикрытые латами китайские пехотинцы врубались в ряды врагов. А если в строю латников образовывались бреши, то в бой вступали ударные отряды меченосцев. Эти отряды называли "шило" и состояли из отборных профессионалов.
Римская армия состоявшая из весьма подвижных легионов и прикрытая с флангов кавалерией могла отлично противостоять китайской фаланге. Римский легион был разделен на 10 когорт, каждая из этих когорт — на 3 манипулы, и каждая манипула — на 2 центурии, то есть 6 центурий на когорту или 60 на легион.
Ведь если сила китайцев была в арбалетчиках, то стоит отметить, что эффективность обстрела плотных построений пехоты из арбалетов не высока. А китайская пехотная фаланга состоявшая по традиции из 3 линий воинов по 5 шеренг проигрывала римским мобильным манипулам.
Китайская армия имела четкую организацию. Минимальным подразделением была пятерка. За пятеркой шел "лян" — подразделение из 25 воинов. Четыре "ляна" составляли сотню ("цзу"). Пять "цзу" составляли подразделение в 500 воинов ("люй"). Пять "люй" составляли "си" — отряд в 2500 воинов. Пять "си" составляли "цзюнь" — отряд в 12500 воинов. И три "си" составляли "цзюнь" или отряд в 37500 воинов.
Каждое из "цзюнь" имело определенное назначение. Авангард, центр, арьергард. Средних размеров армия состояла из 6 "цзюнь", что составляло довольно грозную силу. Римляне также легко могли выставить в бой большие силы. Например, римская армия в период правления Августа возросла до 75 легионов. Общая численность армии достигала 350 тысяч человек.
Также у китайцев, как и у римлян была отработана система эффективного управления войсками. Делалось это при помощи барабанов и знамен. Барабанным боем давались сигналы кавалерии и колесницам, пехотинцам с копьями и арбалетчикам. Знамена служили для указания направления движения подразделениям.
Китайские полководцы, постоянно воюя с кочевниками, вырабатывали все новые и новые тактические приемы войны. Они противопоставили "правильному" строю пехоты и колесниц "неправильные" действия нового рода войск, способного быстро перестроиться, обойти препятствия, нанести удар и, если потребуется, оторваться от преследования.
Но что это были за "неправильные войска"? Колесницы? Нет! Они не обладали достаточной маневренностью и проходимостью. В качестве "странных" войск можно было использовать только конницу, причем без тяжелого защитного вооружения. Ибо чрезмерное утяжеление этих мобильных частей могло пагубно сказаться на их способности решать поставленную задачу.
Но против войск римской империи такая тактика бы вообще не сработала. И потому в сражении с китайцами римляне оказались бы лучшем положении.
Хотя завоевать Китай у римлян также не было никакой возможности. Слишком отдаленной была эта страна от основных частей империи и была весьма густонаселенной, что делало её покорение проблематичным делом.
Список использованной литературы при написании раздела "Древний мир":
1. Авдиев В.И. "Военная история Древнего Египта". М.: 1959.
2. Андриенко В.А. "Все фараоны Древнего Египта". http://oldegypt.info/articlescategory-24.html
3. Ардзинба В. "Хеттское царство" // Межгосударственные отношения и дипломатия на Древнем Востоке. М.: 1987.
4. Appиан. "Поход Александра". М.-Л.: 1962.
5. Военное искусство Древнего Китая. http://history.rin.ru/cgi-bin/history.pl?num=111
6. Гумилев Лев "Тысячелетие вокруг Каспия". М.: ТОО "Мишель и Кº". 1993.
7. Дьяконов И.М. "История Мидии от древнейших времен до конца IV в. до н. э." М.-Л.: 1956. — С. 29–34.
8. История Востока М.: 1995–1997.
9. История Древнего Востока М.: 1983–1988.
10. История Древней Греции. М.: 1982.
11. История Древнего Рима. М.: 1990.
12. Езерский М. "Власть и народ". ТТ.1.2.3. М.: КЕЛВОРИ. 1993.
13. Королев Кирилл "Войны античного мира. Македонский гамбит". М.: АСТ. 2003.
14. Кован Р. "Римские легионеры, 58 г. до н. э. — 69 г. н. э." М.: "Астрель". 2005.
15. Козленко А.В. "Военная история античности: полководцы, битвы, оружие" М.: Беларусь.
16. Королев К. "Военное искусство античности". М.: Эксмо. 2003.
17. Мертц Барбара "Красная земля, Черная земля (Древний Египет: легенды и факты)". М.: Центрполиграф. 2002. - 370 с.
18. Нечитайлов М. "Конница Ахеменидской державы во второй половине V века до н. э." http://www.tgorod.go.ru/parabellum
19. Нефёдкин А.К. "Серпоносные колесницы: проблема происхождения" // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. 1997. Вып. 2 (? 9). — С. 22–26.
20. Нефёдкин А.К. "Боевые колесницы в древней Греции (XVI–I вв. до н. э.)". Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. СПб.: 1997. — С. 13–16.
21. Нефёдкин А.К. "Защитное вооружение колесничных коней на Ближнем Востоке в ахеменидский и эллинистический периоды" // Античный мир: проблемы истории и культуры. Сборник научных статей к 65-летию со дня рождения проф. Э.Д. Фролова / Под ред. И.Я. Фроянова. СПб., 1998. -С. 249–260.
22. Полибий. "Всеобщая история". СПб.: 1995.
23. Полупуднев В. "У Понта Эвксинского". Т. 1. "Великая Скифия", Т.2. "Восстание на Боспоре". М.: Советский писатель. 1991.
24. Полупуднев В. "Митридат". Луганск. 1994.
25. Попов И.М. "Армии Древнего Китая III век до н. э. — III в ек н. э.: Униформа, вооружение, организация". М.: АСТ. 2001.
26. Разин Е. А. "История военного искусства". Т. 1. М.: 1955. — С. 149–152;
27. Разин Е. А. "История военного искусства". Т. 1. М.: 1955. — С. 222–225,
28. Меринг Ф. "Очерки по истории войн и военного искусства". Изд. 6-е. М.: 1956, с. 26–34.
29. Рыжов К.В. "Все монархи мира: Древний Восток". М.: Вече, 2001.- 606 с.
30. Рыжов К.В. "Все монархи мира: Древняя Греция, Древний Рим, Византия". М.: Вече, 2001. - 700 с.
31. Садаев Д.Ч. "История древней Ассирии". М.: 1979.
32. Тураев Б. "История Древнего Востока". Минск.: Харвест. 2002.
33. Фролов Э.Д. "Ксенофонт и его "Киропедия". М.: 1976. — С. 257–258.
Русские земли
Часть 1
Киевская Русь: ранний период
Когда князья сражаются на собственной земле, это будет местность рассеянная; когда заходят в чужую землю, но не углубляются в неё, это будет местность неустойчивости; когда я ее захвачу, и мне это будет выгодно, и когда он её захватит, ему также будет выгодно, это будет местность оспариваемая; когда и я могу ею пройти, и он может ею пройти, это будет местность смещения; когда заходят глубоко на чужую землю и оставляют в тылу у себя много укрепленных городов, это будет местность серьезного положения…
Сунь-Цзы
"Искусство войны"
Глава 1
Зарождение боевого искусства
Мощь — это умение применять тактику, сообразуясь с выгодой.
Сунь-Цзы
"Искусство войны"
Если говорить о времени зарождения русского военного искусства, то начать стоит от периода, когда на престоле утвердились князья Рюрикова корня. Это естественно совсем не значит, что до них военного искусства не было вовсе. Было! Как и была у славянских вождей военная сила. Но подлинно большие завоевательные походы начались с князей Олега, Игоря, Святослава и, следовательно, о военном искусстве можно говорить от времени правления этих князей.
Дело в том, что сами ранние государства славян по Днепру стали и активно развиваться после появления здесь пришельцев из Скандинавии. Преимущественно это были вооруженные купцы, стремящиеся пробраться в богатую Византию. Они приходили в большие торговые центры славян и входили в состав местного вооруженного купечества. Таким образом, в городах образовалась из местного и пришлого купечества мощная военно-промышленная сила, которая и стала подчинять себе иные племена.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Искусство войны: Древний мир и Средние века"
Книги похожие на "Искусство войны: Древний мир и Средние века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Андриенко - Искусство войны: Древний мир и Средние века"
Отзывы читателей о книге "Искусство войны: Древний мир и Средние века", комментарии и мнения людей о произведении.