Владимир Андриенко - Искусство войны: Древний мир и Средние века
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Искусство войны: Древний мир и Средние века"
Описание и краткое содержание "Искусство войны: Древний мир и Средние века" читать бесплатно онлайн.
Военное искусство это то самое, что привело к победе фараонов Яхмоса, Тутмоса III и Рамсеса II и помогло им создать Египетскую империю. Оно помогло вождю малого племени персов Киру II превратиться в ·царя царей и царя странЋ. Также именно оно помогло царю Македонии Александру III войти в мировую историю под именем Александра Великого. Здесь говориться о военном искусстве древности и средних веков: Древний Египет, Ассирия, Персида, Греко-персидские войны, образование империи Александра, зарождение военного искусства Древней Руси, завоевательные походы монгольских полководцев, битвы на полях Европы…
Солдатам нравилась справедливость Мария. Он всегда был беспристрастен. Вот что говорил по этому поводу Плутарх:
"Между прочим рассказывают о таком случае. Под началом Мария служил военным трибуном его племянник Гай Лузий, человек вообще не плохой, но одержимый страстью к мальчикам. Влюбившись в одного из своих солдат, Требония, он часто пытался совратить его, — но ничего не достиг. Наконец, однажды ночью отослав слугу, он велел позвать Требония. Юноша явился, так как не мог ослушаться приказа начальника, но когда его ввели в палатку и Лузий попытался овладеть им насильно, Требоний выхватил меч и заколол Лузия. Все это произошло в отсутсвие Мария, который возвратившись, велел предать суду Требония. Многие поддержали обвинение, никто не сказал ни слова в защиту юноши, и тогда он сам встал, смело рассказал, как было дело, и представил свидетелей, подтвердивших, что он неоднократно отказывал соблазнявшему его Лузию и не отдался ему, даже когда тот предлагал большие деньги. Удивленный и восхищенный Марий приказал подать венок, которым по обычаю предков награждают за подвиги, и, взяв его, сам увенчал Требония за прекрасный поступок, совершенный в то время, когда особенно нужны благие примеры. Этот случай стал известен в Риме, что немало способствовало третьему избранию Мария в консулы".
Штатный состав легиона. Гай Марий довел количество легионеров до 6200 человек; позже, как правило, их было 6000. Это был нормальный штат легионов и во времена войн Гая Юлия Цезаря.
Подразделения легиона. Вначале I века до н. э., легион был разделен на 10 когорт, каждая из этих когорт — на 3 манипулы, и каждая манипула — на 2 центурии, то есть 6 центурий на когорту или 60 на легион. Ничего не изменилось при Цезаре.
Глава 3
Эволюция римской армии: Легионы времен принципата и империи
Легионы Октавиана Августа
Но перевод римской армии на профессиональную основу окончательно был произведен только при принцепсе Октавиане Августе. Римская армия в период правления Августа возросла до 75 легионов. Общая численность армии достигала 350 тысяч человек.
Согласно положению, разработанному в период правления Августа, легионы должны были комплектоваться только из числа римских граждан. Но потребности армии значительно превысили наличные людские ресурсы. Поэтому Август после поражения в Тевтобургском лесу приказал пополнить армию отпущенными на волю рабами. Армия усиливалась вспомогательными войсками, которые набирались в провинциях. Во II веке н. э. император Адриан установил новый порядок комплектования легионов, приказав принимать на службу не только римских граждан, но и жителей провинций, что еще больше изменило состав римской армии.
На военную службу в порядке добровольной вербовки теперь принимались мужчины в возрасте 17–20 лет. В случае, если добровольцев не хватало, применялся принудительный набор. Легионер присягал императору и обязан был служить 25–30 лет, превращаясь, таким образом, в воина-профессионала.
За службу в армии легионер регулярно получал жалование. Это, однако, не исключало восстаний в армии, возникавших на экономической почве, а также из-за жестокой дисциплины и больших работ, которыми обременяли легионеров.
Римская армия I–II веков не была полностью наемной армией. В этот период наемными были лишь вспомогательные войска. Легионы же комплектовались из римлян, а не из иностранных наемников.
Но римская армия теперь была постоянной армией, легионы которой не распускались после походов, как легионы периода республики. Этому было положено начало еще при Гае Марии, но гражданские войны не дали полностью воплотить в жизнь все идеи этого полководца.
Армия империи уже имела устойчивые организационные формы, иерархию командного состава, систему воспитания и обучения и была по настоящему постоянной регулярной армией. В легионах была восстановлена суровая воинская дисциплина, резко упавшая за период гражданских войн.
Армия была опорой императорской власти и как таковая являлась самостоятельной политической силой: легионы провозглашали императорами своих полководцев.
Утвердив свою власть с помощью армии. Август вывел ее из Италии и разместил в пограничных областях. Армия была рассредоточена, но управление ею было централизовано. На Рейне находилось 8 легионов, которые составляли главные силы римской армии; в Дунайских странах было расквартировано 6 легионов, в Сирии и Малой Азии — 4 легиона, в Испании — 3, в Африке и Египте — по 2 легиона. В самой Италии расквартировывались отборные войска и императорская гвардия.
Эта гвардия стояла из 12 когрорт, а затем её численность увеличилась до 14 когорт. Этих солдат называли преторианцами и впоследствии они и их командир перфект претория даже иногда свергали императоров с трона и ставили своих ставленников. Кроме того Рим имел 7 когорт муниципальной гвардии, что формировалась из освобожденных рабов.
На угрожаемых границах привлекались на службу иностранные наемники, которых было еще сравнительно немного. В организацию легиона были внесены некоторые изменения. Численность его возросла до 6100 человек пехоты и 726 всадников. Первая когорта была вдвое больше остальных. В каждый легион входили легкие и вспомогательные войска. Легионом командовал префект, когортами — трибуны. Центурионы стали теперь младшим командным составом.
Жизнь легионов, как в военное, так и в мирное время была строго регламентирована. Большую часть дня легионеры проводили в строевых учениях. Вооруженные особыми учебными щитами и деревянными мечами, которые были вдвое тяжелее боевого оружия, легионеры выполняли учебные упражнения. Манипулы и центурии занимались строевой подготовкой, а затем, разделившись на две группы, сражались между собой. А роль строевой подготовки трудно переоценить в деле подготовки войск. Это сейчас строевая называется неграмотными историками "тупой шагистикой" и "бесполезной муштрой".
Историки часто обвиняют русского императора Павла I тупым фанатом Фридриха Великого, что уделял громадное значение строевой. Но именно строевая подготовка делает армию единым механизмом. Отточенные движения и быстрые и четкие перестроения крайне важны во время сражения. И римляне отлично это понимали. Строевая подготовка способствовала также укреплению воинской дисциплины.
Всадники также практиковались в скачках с препятствиями, ходили в атаку на пехоту. Крупные соединения совершали совместные учебные походы. Наконец, все без исключения воины и командиры упражнялись в беге, плавании, борьбе.
Представители высшего командования, вплоть до императора, внимательно следили за состоянием военного обучения, лично инспектируя легионы. Кроме военных упражнений, солдаты обязаны были выполнять многочисленные строительные работы. Они возводили лагерные постройки и укрепления, строили дороги, мосты, водопроводы, сооружали пограничные укрепленные линии и следили за их сохранностью. Впоследствии значительную часть этих работ легионы стали перекладывать на плечи рабов. И это был первый шаг к разложению армии. Понятно, что сказалось это не сразу, но яблочко начало гнить.
Трудом рабов на границах были возведены огромные оборонительные сооружения. Эти сооружения состояли из валов с частоколами и глубоких рвов. На валах возвышались наблюдательные вышки и стояли сторожевые посты. Позади вала строилась военная дорога, по которой вдоль границы перебрасывались войска и военные материалы. Такими укрепленными линиями были прикрыты римские границы на севере Британии — Адрианов вал, между Днестром и Прутом в Бессарабии — Троянов вал и в Африке — Триполитанский вал.
Снабжение всей армии съестными припасами и военным снаряжением производилось через особые органы снабжения. Полный солдатский паек состоял из хлеба, сала и уксуса. В малонаселенных пограничных районах солдаты были обязаны сами добывать себе мясо, организуя охотничьи команды. Одежда, оружие и боевая техника, выдаваемые государством, чинились в особых лагерных мастерских.
Военные реформы императора Адриана
Правила, установленные Августом, оставались без изменения в течение целого столетия.
Новшества были введены только при императоре Адриане. Древние авторы считают его великим реформатором армии. Его реформы касалась дисциплины, вооружения, боевого порядка, набора на службу, организации границ.
Он повысил ответственность военных трибунов, уменьшил чрезмерные полномочия центурионов. Он изменил вооружение легионных всадников, сделав его более приспособленным к успешному противостоянию народам, против которых Рим был вынужден тогда воевать (бриттам, сарматам, армянам, скифам). Он предписал вернуться к построению фалангой на поле боя. Легионы стали набираться регулярно и исключительно на месте, из уроженцев провинции, в которой легиону было назначено располагаться. Это позволило резко увеличить численность армии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Искусство войны: Древний мир и Средние века"
Книги похожие на "Искусство войны: Древний мир и Средние века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Андриенко - Искусство войны: Древний мир и Средние века"
Отзывы читателей о книге "Искусство войны: Древний мир и Средние века", комментарии и мнения людей о произведении.