» » » » Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях


Авторские права

Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях

Здесь можно скачать бесплатно "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, год 1912. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях
Рейтинг:
Название:
Пролог в поучениях
Издательство:
Афонский Русский Пантелеймонов монастырь
Жанр:
Год:
1912
ISBN:
5-902040-01-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пролог в поучениях"

Описание и краткое содержание "Пролог в поучениях" читать бесплатно онлайн.



Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: — Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru






Итак, на всяком месте обретается спасение Бога нашего, и Он, как вездесущий, услышит наши молитвы везде и, как вездесущий, примет их отовсюду. Поэтому несправедливо говорят, что если нельзя идти в церковь, то как будто бы и совсем нельзя молиться. Мало ли есть мест, где и вовсе нет храмов Божьих? Но кто же, кроме безумного, станет утверждать, что там нет молящихся и спасающихся? А в первые века христианства много ли было храмов Божьих? Их и совсем почти не было в некоторых странах, а между тем первые христиане и в домах, и в подземельях молились, можно сказать, непрестанно. Молитесь же, где Господь приведет. Есть тебе возможность посетить храм Божий? Спеши туда; ибо там есть особенное присутствие Божие, и там, может быть, и молитва твоя, подлинно и от примера других, и от благоговейного служения, скорее сделается сердечною и. пламенною; но если нельзя идти в церковь, войди в комнату твою и, затвори дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаешь тебе явно (Матф. 6, 6). Аминь.

19.04. Твердость наша в вере заставляет уважать нас и врагов наших

(Слово от Патерика о вдовице, юже помилова князь смирения ради сына ее. Прол. Апр. 19)

Отчего это, братие, часто бывает, что многие и из добрых христиан чуждаются нас, не исполняют наших просьб, презирают нас? Оттого это бывает часто, что добрые христиане видят в нас худых христиан, не исполняющих заповедей Божьих, видят нас хромающими на оба колена. Живи же мы по-другому, покажи перед всеми свою твердую веру и жизнь по вере, тогда бы дело было другое.

Одна убогая старица имела двух детей: сына и дочь. Сын ушел в монахи, а дочь нищеты ради совершила какое то преступление, и князь, начальник города, хотел предать ее смерти по закону суда. Мать рвала на себе волосы и, пришедши к князю, в отчаянии говорила ему: "умоляю тебя, князь: если ты убьешь дочь мою, то убей с нею и меня; ибо без нее некому мни принести и воды напиться, и я без нее жить не могу. Был у меня один сын, но — и тот ушел в монахи, и теперь живет в монастыре, проводя святую жизнь". Князь сказал ей: "призови сюда сына твоего, про которого ты говоришь, что он свят. Пусть помолится за сестру свою; тогда я и отпущу ее". Старица пошла к сыну и объявила ему волю князя. Сын-монах отвечал ей: "поверь мне, мать моя, что если и тебя князь убьет с твоей дочерью, то и тогда я не выйду из монастыря, ибо я умер миру". После этого мать сначала долго умоляла сына, но потом, видя, что ничто не помогает, жестоко укорила его и затем все рассказала князю. Князь опять сказал ей: "приведи сюда сына твоего, монаха, которого ты сама же называешь святым". Она отвечала: "Нет, Владыка, он не святой и не знает Бога; ибо я долго умоляла его пойти к тебе, но он сказал мне: "если бы и тебя с дочерью осудили на смерть, то и тогда я не пойду; ибо я прежде вас умер миру". Князь удивился твердой вере инока и уверился в том, что он великий раб Божий. И сказал он матери: "поверь мне старица, если б ты привела сюда монаха, я ни за что бы не отпустил твоей дочери. А поскольку он не пришел сюда, я уверился, что он великий муж пред Господом. Возьми свою дочь и ступай с Богом. Я верю, что сын твой молится за меня".

Итак, братие, живи мы по заповедям Божьим, имей твердую веру, покажи, что мы христиане не на словах а на деле, тогда бы и отношения к нам добрых христиан были бы другие; они бы не чуждались нас, но сами бы шли к нам на встречу и в случай нужды никогда не оставили бы нас и своей помощью. Слышали, что сказал князь матери? "поверь мне, старица, если б ты привела сюда монаха, я ни за что бы не отпустил твоей дочери. А поскольку он не пришел сюда, я уверился, что сын твой есть великий муж пред Господом". Так добрая жизнь монаха принесла и добрые плоды, как для него самого, так и для его матери.

Следуйте же примеру таковых людей, и милость Господня пребудет и с вами. Аминь.

20.04. Своими грехами мы удаляем от себя Ангела-Хранителя

(Слово святого Анастасия игумена)

Господь настолько милостив к нам, братие, что каждому из нас, при св. крещении, дает на всю жизнь невидимого защитника, наставника на все благое и правое и руководителя к небесному отечеству — Ангела-Хранителя. "Иже в вере суть христанстей, всякому человеку дается от Бога Ангел на сохранение во весь живот его, "говорит св. Анастасий игумен (Прол. Апр. 20). И еще: "всякому верному от Бога коемуждо Ангел дан бысть, и той вся дела его добрые написует" (Там же, л. 37). Но если у каждого из нас есть Ангел-Хранитель, почему же св. Церковь, каждый день, на службах церковных, испрашивает нам его? "Ангела, вопиет, мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим." И в молитве вечерней верующий также умоляет Господа об Ангеле-Хранителе. "Ангела, говорит, Твоего Хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякого зла". Почему же так? Если раз Ангел-Хранитель дан на всю жизнь, так зачем же еще просить его?

А затем, братие, что когда мы пребываем в ожесточении и нераскаянности, предаемся страстям и порокам, повторяем одни и те же грехи и не каемся в них, тогда Ангел-Хранитель хотя и не оставляет нас вовсе, но, побуждаемый несовместимостью чистого естества своего со грехом, удаляется от нас так, что мы лишаемся его ангельского покрова. "Иже в вере, суть христианстей, всякому человеку дается от Бога Ангел, "как вы слышали; говорит св. Анастасий, но прибавляет к сему: "аще кто делы злы не проженет его". И далее продолжает: "Яко бо пчелы дым прогонит, и голуби злый смрад: тако убо и хранителя живота нашего Ангела злые наши греси, пиянство и блужение, гневодержание и прочая злая дела, тии святого Ангела отдаляют от нас" (Прол. Апр. 20). То же говорит и самый Ангел Божий великому старцу Пахомию: "Кто чрез свою худую жизнь сделался мертвым для Бога и добродетели, тот смердит в тысячу раз хуже мертвого тела, так что мы никаким образом ни стоять, ни пройти около не можем." О том же некогда было сказано и преподобному Нифонту. "Что ты здесь стоишь и плачешь?" спросил он однажды юношу, который стоял при воротах одного дома и плакал. "Я, отвечал юноша, — Ангел, посланный Господом на сохранение человека, который пребывает уже несколько дней в сем непотребном доме, — стою здесь потому, что не могу приблизиться к грешнику, — плачу оттого, что теряю надежду привести его на путь покаяния". — Так вот почему Православная Церковь каждый день умоляет Господа, чтобы Он посылал нам Ангела-Хранителя, — потому, что мы часто своими грехами и нераскаянностью удаляем его от себя, и не только удаляем, но и причиняем еще ему скорбь и печаль. И подлинно, братие, причиняем ему скорбь и печаль. "Егда же человек верный, учит тот же Анастасий, — в правде, живет, Ангел Божий радуется о нем; егдаже начнет истины не творити, но лгати и красти, упиватися и завидети, к церкви не ходити, гневатися, вадити, скуп быти, тогда убо Ангел Божий скорбит о нем" (Прол. Апр. 20). А при этом что? "Бесове ликуют, продолжает Анастасий, всячески лютейшия злобы наводяще на ны". Т. е. тогда открывается ближайший доступ к человеку ангела тьмы, ибо, при ком нет Ангела-Хранителя, при том враг-губитель, — а где, сей враг, там тьма за тьмою, нечистота за нечистотою, нераскаянность за нераскаянностью, доколи, смерть не положит конца грехам человека".

Слыша сие, братие, убоимся греха, как губительной язвы! И если сознаем, что доселе, не раз своими беззакониями удаляли от себя Небесного наставника и руководителя, потщимся истинным раскаянием и исправлением жизни паки приблизить его к себе, а вместе будем просить его, чтобы он чаще поражал в нас внутреннего змия, и давал нам помощь на совершение благих дел, — силу на искоренение худых навыков и страстей и особенно, чтобы не оставил нас своею защитою в страшный час смерти. "Лукавому, по слову Анастасия, не дадим места в себе, но со страхом Божьим отженем его. А Ангелу-Хранителю отверзем сердце прияти его, да на истину наставит ны и от пронырства дьявола избавит нас и от соблазн его" (Прол. Апр. 20). Аминь.

21.04. Не следует желать явлений из загробного мира

(От старчества о бесовских видениях, да никтоже прельстится в мечтании от дьявола)

Хотя редко, но встречаются люди, которые, послужив Богу какими-либо особенными подвигами, начинают воображать, что они стоят уже на такой степени духовного совершенства, что могут созерцать явления из загробного мира, беседовать с небожителями и т. п. Такое самомнение весьма опасно для них. Дьявол обыкновенно не дремлет около таких людей и, узнав их слабую сторону, сейчас же начинает смущать их разными мечтаниями и видениями, являться им в образе ангела светла или святых, а они, по своей простоте и неопытности, и с своей стороны начинают принимать эти видения за истинные, увлекаться ими, заражаться гордостью, выходить из послушания пастырям и учителям духовным и кончают тем, что погибают. Св. отцы предостерегают! нас от желания созерцать тайны загробного мира и не советуют искать бесед с небожителями, а велят спасаться в простоте сердца.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пролог в поучениях"

Книги похожие на "Пролог в поучениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора прот.Виктор Гурьев

прот.Виктор Гурьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях"

Отзывы читателей о книге "Пролог в поучениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.