» » » » Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях


Авторские права

Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях

Здесь можно скачать бесплатно "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, год 1912. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях
Рейтинг:
Название:
Пролог в поучениях
Издательство:
Афонский Русский Пантелеймонов монастырь
Жанр:
Год:
1912
ISBN:
5-902040-01-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пролог в поучениях"

Описание и краткое содержание "Пролог в поучениях" читать бесплатно онлайн.



Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: — Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru






Итак, братие, и на ложе в нощех будем искать Господа (Песн. 3, 1), и в ночном уединении постараемся творить дела не тьмы, а света. Ведь если и Господь в ночное время промышляет о нас, если Его любовь не знает для нас покоя и в ночи, и тогда бодрствует над нами, как мать над своим младенцем в колыбели; то неужели и мы, как дети, не отзовемся на эту любовь Господа, и хотя малое время в нощи не посвятим на беседу с Ним? К этой беседе, и для нашей же пользы, видь Он, наконец, и Сам возбуждает нас. Что спите, — говорит, — воставше молитеся, да не внидете в напасть (Лук. 22, 46). Пусть же посему и в ночи сердце и ум наш бодрствуют и внимают тому, как сладкий глас Господа, зовущий к беседе с Ним, ударяет в двери душ наших (Песн. 5, 2). Аминь.

13.04. Господь спасает от клеветы невинных и наказывает виновных

(Слово от Патерика о Данииле монасе, како воскреси убиенного человека. Прол. Апр. 13)

Люди, пришедшие во глубину зол, совершая со всеми предосторожностями какое-либо злое дело, часто думают, что, при совершении ими преступления, никто их не видал, и потому они свободны за свой грех от всякой ответственности. Но они жестоко ошибаются. От всевидящего и правосудного Господа они не уйдут, и Он так или иначе найдет их и накажет, а невинно пострадавших из-за них оправдает и их невинность откроет.

Однажды преподобный Даниил, проходя мимо некоторого места, увидел, что нисколько человек схватили и держат одного из монахов. Старец подошел к задержанному и спросил: "за что схвачен ты и какая причина твоего удержания?" Монах отвечал, что его обвиняют в убийстве человека, в чем он совершенно невиновен и ничего не знает. Тогда преподобный спросил: "где же убитый?" Ему показали. Тогда Даниил подошел к мертвецу и сказал всем бывшим при нем: "Помолимся!" Преподобный затем воздвиг руки к небу, и умерший тотчас воскрес. Авва сказал: "отвечай: кто тебя убил?" Оживший встал и при всех произнес: "вошедши в церковь, я дал довольно золота на сохранение одному из служащих в ней, а он, схвативши, убил меня, принес к монастырю и бросил. Но умоляю вас, возьмите у него мое золото и отдайте его осиротевшим моим детям!" После этого преподобный сказал: "ну, теперь спи до тех пор, пока Господь воскресит тебя в последний день". К этому прибавлять нечего. Остальное понятно Само собою.

Итак, грешники нераскаянные, не говорите: никто не видал, что я сделал и потому за сделанное мною мне ничего не будет. Пусть никто не видал злых ваших дел из людей, но зато видел их Бог всевидящий и правосудный и за все взыщет с вас. Господь, говорит слово Божие про таких, как все грешников, гневом своим смятет я и снесть их огнь (Пс. 20, 10), в тыя дни взыщут человецы, смерти и не обрящут ея и вожделеют умрети, и убежит от них смерть (Апок. 9, 6). — И там будет плач и скрежет зубов (Мф. 13, 42). Аминь.

14.04. К простолюдинам о том, что и они могут быть наследниками Царствия Божия

(Слово от Патерика о видении отца Самуила. Прол. Апр. 14)

К вам, простолюдины, будет сегодня слово наше и вот что мы скажем вам.

Однажды преподобный Самуил, когда сидел с братиею, вдруг почувствовал себя в восторге и пал ниц. Через довольно долгое время он встал и начал горько плакать. Братья стали умолять его, чтобы он сказал им о причине своего плача. Долго он не отвечал им и, наконец, сказал: "я, братие, восхищен был на суд и видел множество народа, который шел в муку, и множество простолюдинов, шедших в Царство Небесное".

И вот вам, простолюдины, утешительный урок от преподобного, относительно того, что и вам есть большая надежда наследовать обители небесные.

Но вы мне на это, конечно, по обычаю скажете: "препрост семь и невежда; я ничего не знаю, как же мне войти туда?" Да очень просто, братие, поступайте так, как я скажу вам, и Царствие Небесное себе вы восхитите.

Вот что я прочитал у одного святого отца: хочешь, говорит он, наследовать Царство Небесное? Люби Бога больше всего и всегда; имей к Нему сыновний страх, бегай худых дел и отгоняй от себя молитвою скверные помыслы. Добрыми делами не гордись и всегда считай себя рабом неключимым. Прославляй Бога непрестанно. Делай все доброе не из тщеславия или человекоугодия, но тайно, для славы имени Божия. Православною верою себя огради и будь верным сыном Православной Церкви, поступая по заповедям Святых Апостолов и святых отцов. Так живущим будет великая награда, бесконечная жизнь и блаженство вечное у Отца и Сына и Святого Духа (Прол. Апр. 14).

Теперь скажите: есть ли тут что-либо особенно трудное? Неисполнимое? Положительно ничего. Что тут сказано, можно выразить в двух словах: живите по Божьи и спасены будете. Господу не ученость от нас нужна, ни премудрость, а наше сердце. Сыне, даждь Ми сердце твое, говорит Он. Так вот и отдайте сердце ваше Господу и тогда и при всей простоте вашей наследниками Царствия Божия будете. Аминь.

15.04. И печаль, и радость могут служить во спасение

(Слово от Патерика о дву монасех, поимших себе жены)

В Прологе, читаем: "Два инока однажды впали в тяжкий грех. Но, по времени, раскаялись и сказали: "ну, какую же пользу мы получили, оставивши ангельский образ и впадши в скверное житие? Не ждет ли нас за сие мука вечная? Пойдем опять в пустыню, покаемся. Господь примет наше покаяние". Сказавши сие, пошли в монастырь, открыли свои грех духовному отцу, и он наложил на них епитимью. Он повелел им целый год пребыть в затворе и посылал им туда только хлеб и воду, обоим в равной мере. Прошел год, окончился срок епитимьи, и старцам монастыря было открыто, что иноки прощены. Отворивши келлии, где они были заключены, отцы вывели их. Что же оказалось? Один монах был весьма худ и бледен, и вышел в унынии, а другой был весел, цветущ лицом и торжествовал. Отцы удивились такой противоположности, тем более, что иноки, как мы сказали, получали пищу одинаковую и в равной мере. И вот они спросили сначала скорбящего брата: "как ты пребывал в келии своей?" Инок отвечал: "Я помышлял о содеянном мною зле, и представлял себе адскую муку, в которую я должен был идти". Спросили радовавшегося инока: "ты о чем размышлял в келии твоей?" Сей сказал: "Я прославлял Бога, исторгшего меня из скверного жития и паки приведшего в ангельский образ, и, хваля Бога, веселился". Тогда старцы сказали: "покаяние обоих было приятно Богу, ибо Он обоих простил".

Отсюда ясно видно, братие, что одни могут радоваться во спасение, а другие скорбеть в то же время и также во спасение, — и упомянутые иноки представляют нам убедительный тому пример. Ты бросил худую жизнь; Господь привел тебя к покаянно; радуйся! ибо ты перешел из темницы на волю, из мрака на свет, из страны чуждой в страну родную. И как не радоваться, когда ты знаешь, что Господь приходящих к Нему не отгоняет от Себя, а принимает с радостью! И еще ему далече сущу, сказано про блудного сына, — узре его отец его, и мил ему бысть и тек нападе на выю его и облобыза его (Лук. 15, 20). Как не радоваться сему? Но, придя в покаяние, ты не расположен радоваться? Ну и не радуйся, а скорби. Скорби, помышляя множество содеянных тобою лютых, скорби, что ты не раз своими грехами оскорблял Отца Небесного, второе распинал Сына Божия. "Сиди же, как говорит святитель Димитрий Ростовский, размышляя твое житие и приводи во ум вся тобою грехи от юности содеянные, ИСПОВЕДанные же и не исповеданные. Воспомянув же вся, воздохни из глубины сердца, бий в перси, аще ти будет мощно, и восплачи" (Св. Дим. т. I, л. 135). И, конечно, плач твой послужит тебе во спасение. Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (2 Кор. 7, 10). Итак, братие, как видите, одним радость, а другим печаль могут служить во спасение. Но только не забудьте, что радоваться всегда при покаянии мы должны о беспредельном милосердии Божием к кающимся, грешникам, а плакать о своих грехах. Аминь.

16.04. Три друга

(Повесть Варлаама старца о трех друзьях)

Хотя Господь и учит нас искать прежде всего Царствия Божия и правды Его (Матф. 6, 33); хотя и уверяет, что если будем искать Его, то и все необходимое для жизни временной приложится нам; но мы как-то мало слушаем слов Спасителя и вместо того, чтобы для достижения Царства. Небесного обогащать себя добродетелями, более всего заботимся о приобретении благ временных и тленных, и в них полагаем всю свою надежду. "У меня, говорит большая часть из нас, — есть жена и дети. С чем они останутся после меня; чем будут кормиться, если я не обеспечу их?" И начинает человек думать об одних деньгах и деньгах, и спит и видит одни деньги, о них одних мечтает, в них полагает главное благо. А попечение о едином па потребу, о совести и душе бессмертной, об украшении себя добродетелями считает, если только считает, самым последним предметом своих попеченей. А между тем, чем же все это кончается? Умирает деньголюбец, и деньги его остаются по сию сторону гроба. На том свете они ему не понадобятся; там всего нужнее для него и полезнее было бы то, на что он при жизни менее всего обращал внимания и что, на самом деле, должно бы быть первым предметом его попечения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пролог в поучениях"

Книги похожие на "Пролог в поучениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора прот.Виктор Гурьев

прот.Виктор Гурьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях"

Отзывы читателей о книге "Пролог в поучениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.