» » » » Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях


Авторские права

Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях

Здесь можно скачать бесплатно "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, год 1912. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях
Рейтинг:
Название:
Пролог в поучениях
Издательство:
Афонский Русский Пантелеймонов монастырь
Жанр:
Год:
1912
ISBN:
5-902040-01-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пролог в поучениях"

Описание и краткое содержание "Пролог в поучениях" читать бесплатно онлайн.



Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: — Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru






"Были, — говорит в одной из своих притчей преподобный Варлаам, — у одного человека три друга. Первых двух он особенно любил и до самой смерти готов был жертвовать для них всем, а к третьему относился с небрежением и питал к нему мало расположения. Но вот случилось, что к этому человеку являются от царя воины и с угрозами велят ему скорее прибыть к царю, чтобы дать отчет в долге кому-то в десять тысяч талантов серебра. Не имея ничего, чем бы мог заплатить столь большой долг, он пошел искать помощи у своих друзей. Приходит к первому, рассказывает о своей беде и просит помощи. Но друг, которого он столь любил, говорит: "Я тебе не друг и не знаю, кто ты; у меня теперь без тебя много друзей, и я иду с ними веселиться; а когда этих не будет, другие явятся. На вот тебе, пожалуй, два рубища, оденься в них, а более от меня ничего не жди". Видя, что тут ничего больше не получишь, человек тот пошел к другому своему другу, которого тоже очень любил, и сказал: "друг, вспомни, как я всегда дорожил твоею дружбою, и какой ты от меня сподоблялся чести; теперь я нахожусь в скорби и в великой беде, помоги мне". Сей отвечал: "сегодня я занят, да и сам нахожусь в горе, — пожалуй провожу тебя немного до царя, но больше ничего от меня не жди". И воротился человек с пустыми руками от обоих самых близких друзей. Пошел к третьему другу, которым он доселе почти пренебрегал. Вошел к нему с унылым и пристыженным лицом и сказал ему: "не смею и уста раскрыть, чтобы говорить с тобою, потому что никакого добра я тебе не сделал и никакого почтения никогда не оказал; но пришло и ко мне горе великое и не к кому обратиться, кроме тебя, за помощью. Был у двоих друзей, те отказали мне; если можешь, помоги сколько-нибудь и забудь мое пренебрежете к тебе". Друг этот отвечал ему: "что же, я, подлинно, почитаю тебя близким ко мне человеком и, помня малое твое добро, сделанное мне, теперь с лихвою возвращу оное тебе. Не бойся и не ужасайся; я умолю за тебя царя, и он не предаст тебя в руки врагов твоих; мужайся, мой возлюбленный, и не скорби". Тогда человек тот со слезами воскликнул: "Увы мне! что вперед начну оплакивать: то ли, что втуне я оказывал почтение и любовь неблагодарным друзьям, или небрежение, которое, по неразумию, я показал сему истинному и нелицемерному другу?"

Что значит притча сия? Первый друг есть пагубная алчность к наживе и самое богатство тленное, которое оставляет человека при смерти и дает ему только два рубища на погребение — срачицу и саван. Второй друг — это семейные и друзья, которых мы часто любим до забвения Бога; но и от них при смерти — мало пользы, ибо они проводят только человека до могилы, а потом среди своих забот и попечении также позабудут его. Третий же друг — это добрые дела наши, которые несомненно станут, так сказать, ходатаями за нас пред Богом, по разлучении души от тела, умолят за нас Бога и помогут свободно пройти мытарства воздушные. Они-то, следовательно, и суть истинные друзья наши, помнящие и малое наше благотворение и с лихвою за оное воздающие.

Итак, не забудем, что все земное должно остаться по сию сторону гроба и что вслед за нами пойдут одни дела наши и добрые из них составят истинное сокровище наше на небесах. Поэтому не будем прилепляться к тому, что рано или поздно должны будем оставить навсегда; будем заботиться обогащать себя тем, чем будем жить целую вечность. "Блажен человек есть той, говорит святитель Димитрий Ростовский, иже все свое уповайте на Бога возлагает, иже сокровиществует на небеси, — идеже ни червь, ни тля тлит, идеже татие не подкапывают, ни крадут. Идеже бо сокровище ваше, тамо и сердце ваше будет, глаголет Господь (Мф. 6, 20 и 21). Не прилагай же сердца твоего, продолжает святитель, к настоящим вещам; ибо не вдолзе твоя от тебя отыдут. Презирай дольняя, яко да горними обогатишися. Презирай мимотекущая, яко да вечная примеши, и присносущных благ сподобишися о Христе Иисусе Господе нашем" (Св. Дим., ч. I, л. 389). Аминь.

17.04. Смирение наше особенно невыносимо для бесов

(Слово от Патерика о смирении, еже всю силу дьявола побеждает. Прол. Апр. 17)

Смирение наше особенно невыносимо для бесов и противно им. Это докажем мы вам следующими двумя примерами.

Два родные брата-монахи жили вместе и жили в совершенной любви. Дьявол позавидовал этому и захотел их разлучить. И вот, когда младший брат зажег свечу и положил ее на свечнике, дьявол погасил светильник и уронил его. Старший же, думая, что это сделал его меньший брат, сего последнего избил и с большим гневом. Младший поклонился ему до земли и просил прощения. "Брат", говорил он: "подожди немного, я свечу сейчас зажгу тебе". — Демона же невидимая сила Божия страшно мучила до утра. Освободившись от муки, он рассказал обо всем сатане. Все это слышал, бывший тут, Еллинский жрец. И вскоре после сего стал монахом и сделался смиренным и говорил всем: "смирение разрушает всю силу вражью; ибо я сам слышал слова бесовские". И монах, если смирится и поклонится до земли — то этим упразднит всякую силу вражью. Другой пример:

Однажды Еллины привели к преподобному Агафону бесноватого и просили, чтоб он исцелил его. Старец сказал бесу: "выйди из создания Божия!" Бес отвечал: "выйду, только позволь спросить тебя: кто праведники и кто грешники?" Преподобный сказал: "грешник я, а кто праведник, Один Бог знает". Сие слыша, бес громким голосом вскричал: "вот за твое смирение выхожу" и тотчас вышел. (Прол. 11 сент.).

Видя отсюда, сколь невыносима для врага нашего спасения добродетель смирения и держитесь ее, братие Ведь и Сам Господь победил дьявола смирением, смирив Себя даже до смерти, смерти же крестным. Темже, сказано далее, и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене. Т. е. Господь восприял полную победу над врагом нашего спасения. Будьте же, повторяю, смиренны, и дьявол бежит от вас, ибо сейчас и сами видели, что смирения дьявол не терпит, им всегда побежден бывает, и оно далеко гонит его от себя прочь. Аминь.

18.04. Молиться можно не в одних храмах, но и везде

(Слово святого Иоанна Златоустаго о послушании с верою молящихся на всяком месте)

Многие из христиан говорят: "и рад бы я помолиться, да некогда сходить в церковь Божию: то дела не пускают, то домашние останавливают". Что сказать таковым? Конечно, все бывает. Случается, что и дела не пускают. Например, если есть в доме больные, как уйти от них, если кроме тебя некому походить за ними? Ну, другой раз и домашние не пускают. Но что делать? И тут, пожалуй, нередко приходится оставаться дома, чтобы не произвести между семейными вражды и несогласия. Встречается, разумеется, много и других препятствий. Но если и в самом деле эти препятствия так велики, что нельзя идти в церковь, разве, в крайнем случае, нельзя дома или где бы то ни было, Богу молиться? Везде можно. Скажешь: "некогда". И это неправда. Руки заняты, уста могут говорить; уста заняты, молись умом и сердцем. И эту молитву Бог услышит, и домашнюю зачтет вместо церковной.

"Апостол Павел не в храме молился, — говорит св. Златоуст, — а в темнице, и так как ноги его были забиты в колодке, он не мог преклонять колен, но молился лежа. Поскольку же молитва его была с верою, то он ею потряс темницу, освободил узников от цепей и обратил ко Христу темничного стража. Езекия также не в церкви стоя молился и колен тоже не преклонял, потому что был прикован болезнью к одру, но поскольку в теплой, умиленной молитве призывал Бога, то и праведное определение Божие о смерти отменил и получил умножение лет жизни, и испросил всему граду спасение от врагов. Разбойник, на кресте распятый, краткими словами Царствие Небесное получил. Иеремия во рву тинном молился, и услышал его Бог. Иона умолил Бога во чреве китовом. И другие молитвою предотвратили предстоящие им бедствия и получили Божью помощь. Также и ныне молитвою многие освободились от бед и зол, при помощи Божией. Поэтому и мы, братие, не будем изыскивать мест для молитвы и не будем ухищряться в красноречивых словах; но как молилась хананеянка, говоря: помилуй мя, яко дщи моя зле беснуется, так и мы будем говорить в молитве: помилуй мя. Хотя и кратка такая молитва, но привлекает собою бездну человеколюбия Божия. А где милость Божия, там и всякое благо. Итак, где бы ты ни находился, говори так: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного". Если не можешь произносить устами, то держи на уме, в сердце. Таковых и молчащих слышит Бог; и ты сам в себе составишь церковь — посему не разыскивай места молитвенного. Когда Евреи вышли из Египта, впереди них было море, позади Фараон, а посреди Моисей. В великом затруднении был Моисей среди ропщущего народа и, по-видимому, ему нельзя было молиться. Но Господь говорит ему: что вопиеши ко Мне? Также и три отрока в пещи молились, и молитва их угасила пламень, разрешила их узы, извела живыми из печи и прославила. И Иов на гноище молился Богу, и Господь явил ему Свое милосердие. Поэтому, когда и к тебе беда придет, прибегни к Богу и молись Ему, да избавит тебя. Бог везде и близ тебя. Когда ты и не вслух будешь произносить молитвы, Он скажет: вот Я!" И ты еще не окончишь молитвы, а Он уже облегчение тебе подаст и избавит тебя от скверных страстей".


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пролог в поучениях"

Книги похожие на "Пролог в поучениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора прот.Виктор Гурьев

прот.Виктор Гурьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях"

Отзывы читателей о книге "Пролог в поучениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.