Алан Элфорд - Когда боги спустились с Небес

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Когда боги спустились с Небес"
Описание и краткое содержание "Когда боги спустились с Небес" читать бесплатно онлайн.
Очередная книга Алана Элфорда — ещё более сложная для осмысления и дерзка по выводам, чем «Путь феникса. Тайны забытой цивилизации». Задавшись вопросом происхождения богов, богинь и человечества, автор использует древнейшие письменные источники — не только Библию (включая апокрифические Евангелия), но и шумерские и аккадские таблички, тексты Кумранских свитков, египетских папирусов. Знания в области религиозных обрядов древних, их быта, традиции, языковых тонкостей, имеющих сакральный смысл, сопоставление незначительных, на первый взгляд, фактов позволяют А. Элфорду по-своему трактовать господствующие в современной науке взгляды. Однако автор предупреждает читателя, чтобы понять его позицию, надо принять образ мышления древних.
И свет засиял внезапно — после того как с отчетливой ясностью я «примерил на себя» образ мыслей древних людей. Как мы уже рассмотрели, падение Небес заставило их физически оказаться внутри Земли, а это означало, что все горы и воды Небес и Земли слились вместе. Следовательно, вполне логично предположить, что требовалось разделение Небес и Земли, Этого не произошло в физическом смысле, но это произошло метафизически.
Внезапно мне стали понятны многие вещи. В Библии, к примеру, в Книге Бытия утверждается, что Бог отделил свет от тьмы и воды Земли от вод Небес .[357] Вскоре после этого Бог отправился отдыхать в своё метафизическое святилище.
Подобным образом в священном для мусульман Коране Аллах заявляет:
«Неужели же неверные не знают, что небеса и земля были единым целым и что Мы разделили их и сотворили всё живое из воды?» .[358] И опять же — в метафизическом смысле.
Если перейти к более древним текстам, то ту же мысль можно найти в первой строке загадочной таблички, найденной в Ассуре (см. главу 1):
«Когда Небеса были отделены от Земли — своего далёкого близнеца» .[359] Та же мысль звучит и в шумерской легенде «Миф о мотыге», где бог Энлиль «отделяет Небеса от Земли», раскалывая последнюю своей метеоритной «мотыгой» .[360] Как подразумевает его имя Энлиль, он был Повелителем (Эн) части вселенной — Лиль, т. е. «воздушного пространства», или «атмосферы», которая и разделяла две реальности, Небеса и Землю. Так, в древнеегипетских Текстах пирамид мы читаем: «…когда Небо было отделено от Земли, когда боги взошли на Небо» .[361] Всё обретает смысл Боги взошли на небо, потому что они были метафизически подняты из земного подземного мира.
Один из самых впечатляющих примеров этого отделения можно найти в древнеегипетской легенде о Гебе и Нут, которые были отделены друг от Друга богом Шу. Легенда начинается с того момента, когда Геб и Нут оказались «заперты» в «день великой битвы» .[362] Это означает, что оба божества упали на Землю и оказались в теснине подземного мира, где совершили ритуал священного брака. Однако затем Шу взревновал и разделил двух любовников, подняв Нут, которая стала Небом .[363] Вот слова Шу из Текстов саркофагов:
«Я поднял свою дочь Нут, чтобы предложить её своему отцу Атуму в его мире. Я положил Геба у своих ног… и я встал между ними» .[364]
Это разделение представлено на рис. 3. В результате Нут стала метафизическими Небесами. Здесь мы должны напомнить, что она последовательно становилась сосудом для возрождения Осириса и Ра.
Возможно, самый драматический рассказ об отделении Небес от Земли можно найти в древнеегипетской легенде «Истребление людей». В первобытные времена бог Ра сошёл на землю, создал людей и стал «править всем, что создал» .[365] Но затем люди подняли восстание против Ра, потому что бог стал старым, его «кости» стали, как серебро, «члены», как золото, а волосы — как ляпис-лазурь .[366] Ра, почувствовав слабость своих «членов», испугался второй смерти, «как в первое время», и заявил о своём намерении уйти из мира людей. Затем Ра поднялся на Небеса на спине Нут, которая здесь была в образе коровы, но их обоих поддерживал Шу. По словам самого Ра, история закончилась так:
«Я [Ра] ухожу от людей, и любой, кто захочет видеть меня, должен прийти ко мне…» Затем великий бог [Ра] посмотрел вокруг из своего [земного?] дома и сказал: «Давайте соберёмся вместе и создадим мне обитель на долгие годы… Давайте сотворим великое поле».Так появилось Поле Хе- теп. (И Ра сказал): «Я заставлю обитать в нём звёзды всех видов». Так появились звёзды akbekhг. Богиня Нут задрожала от огромной высоты. И великий Ра сказал: «Я приказываю, чтобы богиня обрела поддержку».
Рис. 3. Отделение Нут от Геба.
Так появились колонны Небес. И великий Ра сказал: «О, мой сын Шу, я прошу тебя встать под моей дочерью Нут и охранять для меня эти миллионы тех, которые живут во тьме» .[367]
И ещё один, последний пример, призванный проверить наше понимание происходящего. Мы обратимся к вавилонскому эпосу о творении под названием «Энума элиш». В этой легенде описана череда небесных битв, последовавших за сотворением Небес Эти битвы мы рассмотрим далее, а сейчас давайте остановимся на сотворении метафизических Небес.
Первое упоминание о сотворении метафизических Небес содержится в Табличке IV «Энума элиш». Здесь бога Мардука, героя эпоса, остальные боги подвергают испытаниям, чтобы проверить, есть ли у него силы выполнить возложенную на него задачу. А его цель заключается в уничтожении Тиамат, злобной небесной богини, а затем вновь, но уже метафизически сотворить Небеса как жилище для павших богов. Испытание силы Мардука проходит так:
Первородному Мардуку так сказали:
«Ты возвышен, Владыка, надо всеми богами!
Уничтожить, создать — прикажи, так и будет!
Промолви же Слово — звезда[368] да исчезнет!»
"Вернись!" — прикажи — и появится снова!»
По слову уст его звезда исчезла.
«Вернись!» — приказал, и она появилась.
Боги-отцы, силу Слова увидя, ликовали и радовались:
«Только Мардук — властитель!»[369]
Я привел этот отрывок, поскольку он в совершенстве демонстрируют древний образ мышления. Небесная «гора» («созвездие») была разрушена физически, но воссоздана метафизически. В отрывке, таким образом, отражена физическая и метафизическая дуальность, которая так необходима нам для понимания древних религий.
После испытания Мардук занялся серьёзными делами. Во-первых, он ввязался в битву и уничтожил богиню Тиамат, похоронив большую часть её тела в Земле — под «обвалившейся горой» .[370] Затем он создал метафизические Небеса, названные «Эшарра»:
Пересёк небосвод, обозрел пространство.
Подобье Апсу [загробного мира], чертог Нудиммуда [Энки],
он измыслил.
Размеры Апсу измерил Владыка
Отраженье его — Эшарру создал.
Эшарру, кумирню, что поставил на небе.
Ану, Энлилю и Эйе в их созвездьях-святилищах устроил стоянки[371]
Это отделение Небес от Земли повлекло за собой и разлад между богами. Триста богов взошли на Небеса и стали богами-игигами, а другие триста богов остались на Земле, и стали богами-ануннаками. Ануннаки были богами в физическом теле, а игиги — их метафизическими двойниками.
Однако затем Мардук заявил, что собирается построить храм E-sag-вa, «Дом высокого повелителя», в котором могут встречаться все боги. В Табличке V «Энума элиш» приведены слова Мардука:
Над Ансу [подземным миром] — вашей морской стоянкой,
Напротив Эшарры, которую я создал для вас,
Я укрепил почву под святилищем…
Когда бы вы ни взошли из Апсу для встречи,
Вашим местом для ночного отдыха станет оно, здесь вы получите все,
Когда бы ни сошли вы с Небес для встречи,
Вашим местом для ночного отдыха станет оно, здесь вы получите всё.
Я назову это местом Вавилоном [Bab-нli] — «Вратами богов» .[372]
Следует отметить, что этот храм E-sag-ila действительно существовал и был описан греческим историком Геродотом, который посетил его в V веке до н. э .[373] Он стоял напротив вавилонского зиккурата и, видимо, в большей степени, чем сам зиккурат, представлял собой Связь Небес и Земли.
В легенде о строительстве храма (Табличка VI «Энума элиш») есть несколько интересных упоминаний о впечатляющих размерах этого здания:
Лопатами замахали Ануннаки (на Небе и Земле).
В первый год кирпичи для храма лепили
По наступленье второго года
Главу Эсагилы, подобье Апсу, воздвигли.
Как[374] Апсу построили зиккурат высокий.
Ану, Энлилю и Эйе, как и в Апсу, поставили там жилища .[375]
Для понимания смысла этого отрывка требуется знать, как подземный мир стал называться Апсу. В Табличке I «Энума элиш» описано, что битва па небе произошла между богами Апсу и Эа (Энки). В результате Эа победил и, по обычаю всех небесных войн, сбросил побеждённого бога Апсу в подземный мир Земли. После этого сам Эа (Энки) сошёл на Землю и построил своё святилище над павшим Апсу.
Апсу усыпил он [Энки] сном излиянным…
Апсу сиянием овладел он,
Апсу сковал он и предал смерти …
Он возвёл над Апсу себе чертоги…
Укрепил над врагами победу Эа,
Отдых вкусил в потаённом покое,
«Апсу» нарёк он покои, кумирней сделал …[376]
Благодаря этому отрывку мы можем понять, что Апсу имеет для месопотамцев двойное значение — «того, что вверху, и того, что внизу». Апсу, который был синонимом «Глубины», уже когда-то существовал в Глубине космоса на небесах, но теперь существует в Глубине Земли, в подземном мире. В связи с этим нужно отметить, что есть шумерский гимн, где Апсу подчёркнуто называется «Глубокой Горой» .[377] Это именно то, чем и было это место.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Когда боги спустились с Небес"
Книги похожие на "Когда боги спустились с Небес" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алан Элфорд - Когда боги спустились с Небес"
Отзывы читателей о книге "Когда боги спустились с Небес", комментарии и мнения людей о произведении.