Иван Иноземцев - Под крылом - Ленинград
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Под крылом - Ленинград"
Описание и краткое содержание "Под крылом - Ленинград" читать бесплатно онлайн.
Утром 14 июня начался прорыв второй полосы обороны финских войск. Не успела замолкнуть наша артиллерия, как 347 бомбардировщиков и штурмовиков 13-й воздушной армии и ВВС Краснознаменного Балтийского флота подвергли бомбардировке укрепления, огневые позиции и траншеи противника в опорных пунктах Мустамяки, Расватту, Вуотта. Средняя плотность ударов по опорному пункту Расватту достигала 324 т на квадратный километр площади. Затем еще 280 бомбардировщиков и штурмовиков нанесли удары по опорным пунктам Неувола и Мустамяки{7}.
Несмотря на мощную артиллерийскую и авиационную подготовку, сопротивление финских войск на приморском направлении было упорным. Особенно ожесточенный бой разгорелся за укрепленный узел Кутерселькя, где на господствующей над местностью высоте располагалась сильно укрепленная, ключевая позиция правого фланга финской обороны, упирающегося в Финский за-лив. Продвижение наших войск затормозилось. Командующий фронтом Л. А. Говоров позвонил командующему ВВС Красной Армии Главному маршалу авиации А. А. Новикову и указал на необходимость усилить удары авиации. Но низкая облачность совершенно исключала возможность применения бомбардировщиков. Взвесив возможности, Главный маршал авиации А. А. Новиков и генерал С. Д. Рыбальченко решили направить на Кутерселькю почти все экипажи штурмовиков, которые могли действовать при такой погоде.
Под ураганным огнем зенитной артиллерии и пулеметов летчики-штурмовики шесть часов подряд бомбили и обстреливали вражеские позиции. Не успевали самолеты приземлиться, как их быстро заправляли бензином, загружали бомбами и боеприпасами, и они снова вылетали в район Кутерселькя. И так одна группа "илов" сменяла другую и штурмовала опорный пункт.
При поддержке авиации наши войска к вечеру заняли опорный пункт Кутерселькя и продолжали развивать наступление на Выборг. Взятие пункта Кутерселькя позволило командованию фронта направить усилия авиации на оказание помощи 108-му стрелковому корпусу генерала М. Ф. Тихонова, завязавшему бой за поселок Метсякюля. Район обороны Метсякюля состоял из четырех опорных пунктов, на километр фронта в нем приходилось 43 железобетонных сооружения, расположенных на господствующих возвышенностях. Снова на помощь сухопутным войскам пришла авиация. За два дня боевых действий, 14 и 15 июня, 13-я воздушная армия и ВВС Краснознаменного Балтийского флота произвели более 2600 самолето-вылетов.
В соответствии с указаниями командующего фронтом части 13-й воздушной армии препятствовали отводу живой силы и техники противника на третью полосу обороны, производству оборонительных работ на этой полосе и на позициях Выборгского отвода, массированными ударами разрушали оборонительные сооружения финнов на третьей полосе, вели борьбу с подходящими резервами, дезорганизовывали его железнодорожные перевозки.
К исходу 17 июня войска Ленинградского фронта при поддержке авиации завершили прорыв второй оборонительной полосы противника и с утра следующего дня продолжали наступление с целью прорыва третьей полосы обороны и овладения Выборгом.
Обеспечивая наступление наземных войск, авиация 17 июня штурмовала отходящие войска и технику противника, бомбила железнодорожные узлы и станции Выборг, Кексгольм, Хитола, Антреа, срывала строительные работы по укреплению обороны в районе Выборга, совершив на выполнение этих задач 835 самолето-вылетов.
Особенно сильным был удар по железнодорожным составам Выборгского узла, где находилось до 750 вагонов и платформ с различными грузами и военной техникой. Его нанесли 59 бомбардировщиков Ту-2 и 74 Пе-2. Первую группу пикировщиков возглавлял командир 34-го гвардейского бомбардировочного авиаполка подполковник М. Н. Колокольцев. Две другие эскадрильи полка вели майор И. Ф. Кованев и майор И. Л. Сиренко. С высоты 1700-2000 м они произвели бомбардировку железнодорожных составов. Было уничтожено и повреждено до 350 вагонов и платформ, 10 складов с военными материалами, во многих местах разрушены железнодорожные пути. Над станцией долго раздавались мощные взрывы{8}.
В боях на Карельском перешейке совершила первый боевой вылет Тамара Федоровна Константинова. На Ленинградском фронте она была единственной женщиной, летавшей на Ил-2. Вскоре Константинова стала одним из лучших штурмовиков. Не раз возвращалась она с задания на продырявленном снарядами самолете, но снова и снова поднималась в воздух и наносила по врагу меткие удары. Впоследствии ей было присвоено звание Героя Советского Союза.
По мере продвижения советских войск к Выборгу сопротивление противника становилось все более упорным. Финское командование требовало от войск остановить русское наступление. Оно продолжало усиливать свои войска на Карельском перешейке. На это направление было переброшено более 100 самолетов из состава 54-й истребительной эскадры, 1-й эскадры пикирующих бомбардировщиков и авиационных частей, базировавшихся в Карелии. К моменту боев за Выборг активность авиации противника, особенно истребительной, резко возросла. Немецкие и финские истребители нападали на советские бомбардировщики и штурмовики, стремясь любой ценой помешать им. В этот период бои в воздухе приняли исключительно ожесточенный и тяжелый характер.
17 июня в момент штурмовки оборонительных сооружений противника восьмерка "илов" 703-го штурмового авиаполка, действовавшая двумя звеньями, была атакована 15 истребителями Ме-109 и "Брустер". Первым был атакован ведущий группы капитан Н. С. Ткачев. Вражеские истребители парами наседали со всех сторон. Воздушные стрелки штурмовиков непрерывно вели по ним огонь. Летчики прикрывали друг друга и немедленно приходили на помощь, когда товарищу угрожала опасность. В этом неравном бою наши штурмовики, практически без истребительного прикрытия, сбили четыре вражеских самолета и два повредили. Один наш подбитый "ил" произвел вынужденную посадку.
Для 275-й истребительной авиадивизии особенно тяжелым было 19 июня. Летчики дивизии сделали по пять-шесть боевых вылетов, провели 15 воздушных боев и уничтожили 22 неприятельских самолета. В этот день летчик 153-го истребительного авиаполка старший лейтенант В. И. Веденеев добился шестнадцатой победы в воздухе. Еще один сбитый вражеский самолет добавился в списке побед у командира 196-го истребительного авиаполка мастера воздушного боя Героя Советского Союза майора А. В. Чиркова. Но и его самолет был подбит, и Андрей Васильевич вынужден был произвести посадку на территории противника. на следующий день он не только сам перешел линию фронта, но и привел еще двух пленных.
В период боев за Карельский перешеек среди летчиков-истребителей 13-й воздушной армии широкое распространение получили личные счета мести. На специальном щите наглядно показывалось, сколько каждый летчик сбил вражеских самолетов. Вернувшись из полета, все спешили к щиту, чтобы узнать, кто еще добился новой победы.
Открыть личный счет мести было делом чести каждого летчика. Зародилось это движение в 159-м истребительном авиаполку. Не только опытные летчики, но и молодежь брала обязательства открыть личный боевой счет. В первые дни наступления на Карельском перешейке молодой летчик младший лейтенант Миляев заявил: "До сих пор я еще не имею ни одного мною сбитого вражеского самолета. Но во мне много сил и уверенности в победе над врагом, и я во что бы то ни стало открою личный счет мести". И он сдержал слово. 21 июня комсомолец провел два воздушных боя и сбил лично два "Мессершмитта-109".
За девять дней наступления войска Ленинградского фронта прорвали три мощные полосы обороны противника и вышли на подступы к Выборгу. Вечером 19 июня Маршал Советского Союза Л. А. Говоров отдал приказ 21-й армии на следующий день овладеть городом. 13-я воздушная армия должна была оказывать ударной группировке фронта всемерную поддержку на поле боя, не допускать подвоза и подхода резервов противника в район Выборга со стороны Хельсинки и со стороны Элисенвара, уничтожать отходящие части и колонны врага.
В этот день группа из 21 Пе-2 140-го бомбардировочного авиаполка во главе с командиром подполковником Г. Т. Гречухиным с горизонтального полета бомбила железнодорожную станцию Симола. По данным фотоконтроля, было разбито 15 вагонов, разрушены железнодорожное полотно и пристанционные постройки. Экипажи наблюдали три больших взрыва - это в воздух взлетели какие-то склады. Затем последовал новый налет на эту же цель 15 Пе-2. Еще два удара, в каждом из которых участвовало по 16 пикировщиков, были нанесены по железнодорожной станции Элисенвара. Врагу был нанесен большой ущерб{9}.
На морских коммуникациях продолжала действовать авиация Краснознаменного Балтийского флота.
20 июня разгорелись бои непосредственно за Выборг. 13-я воздушная армия наносила бомбардировочно-штурмовые удары по железнодорожному узлу Выборг, по железнодорожным станциям Симола, Титала, Элисенвара.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Под крылом - Ленинград"
Книги похожие на "Под крылом - Ленинград" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Иноземцев - Под крылом - Ленинград"
Отзывы читателей о книге "Под крылом - Ленинград", комментарии и мнения людей о произведении.