Иван Иноземцев - Под крылом - Ленинград
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Под крылом - Ленинград"
Описание и краткое содержание "Под крылом - Ленинград" читать бесплатно онлайн.
За период относительного затишья летом 1944 г. в этом районе гитлеровцы еще более укрепили свои оборонительные рубежи. На таллинском направлении мощная в инженерном отношении позиция "Танненберг" была предельно насыщена оборонительными сооружениями, противопехотными и противотанковыми заграждениями. Вражеский передний край, прикрываемый водной преградой - рекой Нарва, имел хорошо развитую систему траншей и ходов сообщения. Правда, севернее Тарту, между озерами Чудское и Выртс-ярв, оборона в инженерном отношении была менее развита.
Перед Ленинградским фронтом от устья Нарвы до озера Выртс-ярв оборонялась немецкая оперативная группа "Нарва". Военно-воздушные силы противника на этом направлении в июле имели 88 самолетов. Но они могли быть быстро усилены за счет основных сил 1-го воздушного флота, насчитывавшего до 400 боевых самолетов, базировавшихся в Прибалтике и Финляндии. Так и произошло{1}.
13-я воздушная армия имела 479 самолетов. К операции привлекались еще три полка 2-го гвардейского Ленинградского истребительного авиакорпуса ПВО в составе 78 самолетов. 120 штурмовиков и истребителей выделяли ВВС Краснознаменного Балтийского флота. Такое количество боевых машин позволяло надежно обеспечивать наземные войска и удерживать господство в воздухе.
До начала операции всеми службами 13-й воздушной армии была проделана большая работа по перебазированию авиационных частей и соединений с Карельского перешейка на нарвское направление. В первую очередь, как обычно, в новый район базирования выезжали части авиационного тыла, которые подготавливали аэродромы для приема самолетов, помещения для личного состава, завозили необходимые запасы для боевой работы авиачастей. В июле части 6-го района авиационного базирования подполковника С. Н. Игнатьева перебросили с Карельского перешейка на Кингисеппский и Гдовский аэроузлы, а части 5-го района авиационного базирования подполковника В. М. Смирнова - на Гатчинский и Сиверский аэроузлы. 96-й район авиационного базирования полковника М. А. Гуркина остался на прежних аэродромах Ленинградского аэроузла{2}. Затем на эстонское направление перелетели почти все части и соединения 13-й воздушной армии.
Временный пункт управления командующего армией был развернут при ВПУ командующего войсками Ленинградского фронта в населенном пункте Монастырек. Для взаимодействия со стрелковыми корпусами, действующими на главном направлении, был оборудовал командный пункт в районе Бол. Поле, на котором находился заместитель командующего воздушной армией. Командиры авиадивизий свои КП выдвинули в районы штабов стрелковых корпусов, с которыми им предстояло взаимодействовать.
Наличие у противника мощной, заблаговременно созданной оборонительной полосы требовало массированного применения авиации. При планировании боевых действий 13-й воздушной армии в операции советское командование учло эту особенность. План взаимодействия 13-й воздушной армии с 8-й и 2-й ударной армиями предусматривал, что в первый день наступления все усилия авиации будут сосредоточены на поддержку 8-й армии, а на следующий день - на обеспечение 2-й ударной армии при форсировании Нарвы.
24 июля 1944 г. войска 8-й армии генерал-лейтенанта Ф. Н. Старикова перешли в наступление.
Сложные метеорологические условия не позволили авиации в этот день полностью выполнить план авиационного наступления перед фронтом 8-й армии. 25 самолетов 276-й бомбардировочной дивизии, вылетавшие бомбить оборону противника, на маршруте встретили низкую облачность и вынуждены были вернуться. Вся тяжесть легла на штурмовиков, которые действовали группами по 6-9 самолетов. "Илы" уничтожали и подавляли артиллерийские и минометные батареи, живую силу в траншеях, а также наносили удары по штабам и узлам связи противника.
Немецкие истребители пытались воспрепятствовать действиям штурмовиков. Когда вторая группа "илов", ведомая старшим лейтенантом Н. И. Полагушиным, подходила к переднему краю, цель оказалась прикрытой истребителями противника. Чтобы отвлечь их внимание, Полагушин сделал круг над своей территорией, предупредил ведомых об опасности и стремительно атаковал артиллерийские позиции врага. Сбросив бомбы, летчики сделали еще два захода и обстреляли противника реактивными снарядами и пулеметно-пушечным огнем. Было уничтожено две батареи, взорван склад с боеприпасами.
На следующий день погода несколько улучшилась. Согласно ранее разработанному плану 74 самолета Ил-4 113-й бомбардировочной авиадивизии генерал-майора авиации М. В. Щербакова и 77 самолетов Пе-2 276-й бомбардировочной авиадивизии генерал-майора авиации А. П. Андреева нанесли массированный удар по артиллерийским и минометным батареям и узлу сопротивления на западном берегу Нарвы. В этом налете успешно действовали группы пикирующих бомбардировщиков, ведомые майором И. Ф. Кованевым, капитаном Н. И. Кузьменко и старшим лейтенантом Д. Д. Борисовым. Ударами бомбардировщиков система обороны противника была разрушена, и наземные войска успешно форсировали Нарву.
Наступление 8-й армии обеспечивалось штурмовой авиацией, которая поддерживала наземные войска непосредственно над полем боя.
Немало пришлось потрудиться и нашим летчикам-истребителям, прикрывавшим наземные войска и боевые действия бомбардировщиков и штурмовиков.
Противник, стремясь любой ценой сдержать наступление советских войск, для нанесения ударов по ним привлек авиацию не только с нарвского, но и с других направлении. В этот день четыре группы немецких бомбардировщиков по 11-24 Ю-87 в каждой под прикрытием истребителей пытались бомбить наши войска и особенно переправы через Нарву. Все наличные силы своей истребительной авиации враг бросил на борьбу с советскими бомбардировщиками и штурмовиками. 25 июля на нарвском направлении было зафиксировано 129 самолето-пролетов вражеской авиации.
Но, несмотря на все усилия противника, в воздухе безраздельно господствовала советская авиация. Наши истребители успешно отражали налеты вражеской авиации. В течение дня они провели пять воздушных боев, в которых сбили два бомбардировщика Ю-87. 13-я воздушная армия работала весь день, совершив 567 самолето-вылетов. План боевого использования авиации, намеченный на второй день операции, был полностью выполнен.
Немало добрых слов в адрес авиаторов было высказано пехотинцами. В редакцию газеты 2-й ударной армии "Отважный воин" пришло письмо, в котором автоматчик Нургалиев от имени бойцов своего подразделения, одними из первых переправившихся на западный берег Нарвы, писал: "От всей души спасибо славным соколам нашим. Да вот только горе, не знаю, кто летал, как фамилии героев. Мы видели разбитые бомбами батареи немцев, разрушенные доты, траншеи и много убитых фашистов. Летчики помогли нам преодолеть реку и занять город Нарву. Спасибо вам, неизвестные герои!"{3}.
Это письмо было напечатано в газете 13-й воздушной армии "Боевая тревога". В ответной корреспонденции были названы и имена авиаторов, наносивших 25 июля бомбовый удар по вражеским позициям. Письмо Нургалиева горячо обсуждалось среди летных экипажей. Капитан Н. И. Кузьменко заявил: "Приятно и радостно слышать слова благодарности от пехотинцев. Наш долг - работать еще самоотверженнее и делать все, что в наших силах. Я призываю товарищей еще лучше показать нашим доблестным пехотинцам на деле, как мы жаждем победы над врагом и горим желанием помогать в бою наземным войскам, не жалея ни сил, ни жизни своей"{4}.
26 июля советские войска освободили город Нарву. Командующий 2-й ударной армией генерал-лейтенант И. И. Федюнинский дал высокую оценку действиям авиации. "Массированные удары бомбардировщиков по артиллерийским группировкам противника на западном берегу Нарвы в районе водного рубежа, - писал он, эффективно содействовали выполнению этой сложной задачи"{5}.
Признанием больших заслуг авиаторов в освобождении города явилось присвоение почетного наименования Нарвских 140-му бомбардировочному авиаполку подполковника Г. Г. Гречухина, 448-му и 943-му штурмовым авиполкам подполковника А. А. Баешко и майора Д. Л. Челомбиева, а также 815-му дальнебомбардировочному авиаполку майора П. П. Упатова.
Гитлеровское командование, опасаясь окружения своих войск в нарвском выступе, начало отводить части на тыловые позиции. В то же время оно спешно подбрасывало на нарвское направление резервы.
Повышенная активность противника на путях сообщения вовремя была замечена нашей авиаразведкой. 26 июля в 9 ч. 00 мин. Летчик-разведчик 58-го бомбардировочного авиаполка младший лейтенант Корыстылев на самолете Пе-2 обнаружил на железнодорожном узле Тапа скопление железнодорожных вагонов. В 12 час. эти данные были подтверждены дешифрированными фотоснимками. Советское командование приняло решение нанести по железнодорожному узлу Тапа массированный бомбардировочный удар.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Под крылом - Ленинград"
Книги похожие на "Под крылом - Ленинград" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Иноземцев - Под крылом - Ленинград"
Отзывы читателей о книге "Под крылом - Ленинград", комментарии и мнения людей о произведении.