Иван Иноземцев - Под крылом - Ленинград
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Под крылом - Ленинград"
Описание и краткое содержание "Под крылом - Ленинград" читать бесплатно онлайн.
Налеты воздушного противника на Ленинград отражались воинами Ленинградской армии ПВО, в том числе и летчиками 7-го истребительного авиакорпуса, входившего в ее состав. За большие заслуги в защите Ленинграда от воздушного противника корпус 7 июля 1043 г. был преобразован во 2-й гвардейский истребительный авиакорпус ПВО. 1 октября этого же года А. А. Жданов вручил ему гвардейское Знамя.
Мужественные, умелые действия наших летчиков и зенитчиков приводили к тому, что враг вынужден был летать лишь на больших высотах, стремясь поскорее освободиться от бомб и удрать. Фашисты называли Ленинград "огнедышащей горой". Пленные сообщали, что к налетам на Ленинград их командование привлекает наиболее опытные экипажи, объясняя это сильной противовоздушной обороной города и большими потерями. За определенное количество налетов на Ленинград летчиков награждали крестами.
Чтобы ослабить воздействие вражеской авиации на Ленинград, командование 13-й воздушной армии организовало ряд сильных бомбардировочно-штурмовых ударов по аэродромам.
На аэродроме Красногвардейск воздушные разведчики Ленинградского фронта 12 апреля обнаружили до 70 самолетов-истребителей, преимущественно ФВ-190. На следующий день группа бомбардировщиков Пе-2 и две группы штурмовиков Ил-2 нанесли по нему удар.
Уже над линией фронта в небе показались "фокке-вульфы" и связали боем наших истребителей прикрытия. Ведущий группы бомбардировщиков майор И. Ф. Кованев приказал сомкнуть строй и отбивать атаки фашистских истребителей, а сам продолжал вести группу к цели. Один ФВ-190, особенно рьяно рвавшийся к самолету ведущего, был сбит меткой пулеметной очередью стрелка-радиста младшего лейтенанта Л. В. Курьина. Это была его пятая победа.
Сбросив бомбы на стоянки самолетов и на взлетную полосу, наши бомбардировщики взяли курс на базу. Но обратный путь оказался еще труднее. Самолет Кованева подвергался все новым атакам фашистских истребителей. Штурман эскадрильи майор Ф. С. Юрченко и младший лейтенант Курьин были ранены, правый мотор заглох. Майору Кованеву все же удалось оторваться от преследования. С трудом посадил он поврежденный бомбардировщик на аэродром. Леонид Курьин лежал в кабине на полу, зажимая рукой рану. Через 40 минут он умер от потери крови.
Разбирая вещи стрелка-радиста, однополчане нашли письмо, написанное давно и адресованное его сестре Софье Васильевне. На конверте была написана просьба отправить письмо в случае смерти. В нем Леонид Курьин писал: "Вот уже десять месяцев, как идет Отечественная война, и за эти грозные дни в борьбе за нашу любимую Родину я честно пронес знамя Ленинского комсомола, я испытывал счастье победы, и от этого, мне становится радостно...
Соня, я много думал о смерти: страшна она или нет.
Нет, она не страшна во имя Родины, во имя грядущих светлых дней...
Я иду по стопам моего отца, который погиб в борьбе с белополяками в 1919 году. Я сохранил его традицию: он дрался за мою жизнь, я дерусь за жизнь твоих детей". Письмо заканчивалось словами "Победа будет за нами. Смерть немецким оккупантам!"{14}.
Младшего лейтенанта Л. В. Курьина похоронили на краю аэродрома. А на следующий день многие механики, мотористы, оружейники подали рапорт с просьбой заменить погибшего товарища.
В конце мая авиация противника перенацеливается на срыв работы коммуникаций, связывавшей Ленинград со страной. Интенсивность налетов на город резко снизилась. С июня по октябрь враг совершил десять налетов. Над невской твердыней прошло 22 фашистских самолета. 17 октября 1943 г. на Ленинград упала последняя бомба{15}. В дальнейшем над ним удавалось пролетать лишь одиночным самолетам-разведчикам. Таким образом, все попытки врага разрушить Ленинград с помощью своей авиации, деморализовать население и войска потерпели окончательный провал. Огромная заслуга в этом принадлежит ленинградским авиаторам.
Чтобы сорвать снабжение Ленинграда, в район Мги противник подтянул дальнобойную артиллерию и начал интенсивный обстрел построенного в районе Шлиссельбурга моста через Неву. Огонь корректировался с самолетов. Но мост им так и не удалось разрушить.
Одновременно с обстрелом моста враг усилил бомбардировку железнодорожных станций и разъездов на участке дороги Тихвин - Ленинград и перевалочных баз на Ладожской трассе Морье, Осиновец, Кобона. Наибольшая активность неприятельской авиации наблюдалась в мае - июне 1943 г. За этот период она совершила 36 крупных налетов, в которых участвовало от 20 до 100 самолетов. Всего было зафиксировано 1726 самолето-пролетов. Особенно ожесточенным ударам подверглись мосты через реку Волхов.
В конце мая основные усилия немецкой авиации были направлены на бомбардировку баз Ладожской трассы, железных дорог на участках Войбокало Волхов, Волхов - Тихвин, железнодорожного узла, моста и гидроэлектростанции в Волхове.
Военный совет Ленинградского фронта поставил перед 13-й воздушной армией задачу надежно прикрыть объекты трассы, а также нанести поражение авиации противника на его аэродромах. Штаб армии разработал план, в котором предусматривалось усиление авиации, предназначенной для прикрытия коммуникаций; улучшение организации отражения налетов противника по объектам трассы; уничтожение вражеских самолетов на аэродромах Красногвардейского и Сиверского аэроузлов.
Для усиления противовоздушной обороны объектов трассы в начале апреля 1943 г. из резерва главного командования ВВС Красной Армии прибыла 240-я истребительная авиадивизия под командованием полковника Г. В. Зимина, а в мае - 630-й истребительный авиаполк 106-й истребительной авиадивизии ПВО.
Совершенствовалась организация управления авиацией при отражении налетов воздушного противника. Из состава штаба 13-й воздушной армии была выделена оперативная группа во главе с заместителем командующего генерал-майором авиации А. А. Ивановым. В ее подчинение перешла вся истребительная авиация, находившаяся на восточном берегу Ладожского озера. Был создан вспомогательный пункт управления этой группы, разработан специальный план отражения налетов воздушного противника. Это значительно повысило эффективность действий наших истребителей.
Утром 17 апреля служба воздушного наблюдения сообщила, что курсом на Волхов следует большая группа немецких бомбардировщиков под прикрытием истребителей. На перехват были подняты три группы истребителей 29-го гвардейского истребительного авиаполка, возглавляемые Героями Советского Союза майорами П. А. Покрышевым и II. А. Пилютовым и удостоенным этого звания позднее капитаном А. И. Горбачевским. При подходе к рубежу перехвата пятерка Горбачевского встретилась с вражескими истребителями и связала их боем. В это время группы Покрышева и Пилютова атаковали "юнкерсов". Тяжело пришлось нашим летчикам. Горбачевский с ведомым дрался с 12 "фокке-вульфами". Длинной пулеметной очередью он поджег ФВ-190, а вскоре, выручая ведомого, в хвост самолета которого зашел фашистский истребитель, загнал в землю еще один "фокке-вульф". Успешно сражались и группы Покрышева и Пилютова, сбившие 5 вражеских бомбардировщиков.
Вечером 30 мая операторы радиолокационной станции "Редут" засекли крупные группы неприятельских самолетов, шедших курсом на Осиновец. В налете участвовало 47 бомбардировщиков Хе-111 и Ю-88. Они летели девятками в строю клина. Их прикрывало 20 истребителей ФВ-190 и Ме-109. Авиационные полки прикрытия Ладожской трассы были приведены в готовность к немедленному взлету. В 20 час. 16 мин. на перехват была поднята группа истребителей 158-го истребительного авиаполка во главе с Героем Советского Союза капитаном С. Г. Литавриным. Она первой атаковала воздушного противника и связала боем истребителей. В 20 час. 22 мин. взлетела шестерка истребителей Як-1 275-й истребительной авиадивизии. В районе Осиновца она вступила в бой с группой вражеских бомбардировщиков и вынудила их сбросить бомбы вне цели. Но к охраняемому объекту подходили все новые группы бомбардировщиков с черными крестами. Наращивались силы и нашей авиации. В течение десяти минут было поднято еще несколько групп самолетов 275-й и 240-й истребительных авиадивизий. Их по радио наводили на врага. Бой становился все более напряженным.
Шестерка Як-76, пилотируемая летчиками 86-го гвардейского истребительного авиаполка во главе со старшим лейтенантом Коротковым, перехватила группу из 14 бомбардировщиков Хе-111. Во время атаки младший лейтенант И. К. Сомов увидел пару ФВ-190, которая шла в стороне от бомбардировщиков и готовилась напасть на советские самолеты. Он подвернул к вражеским истребителям и, зайдя в хвост к ведомому, открыл по нему огонь. "Фокке-вульф" загорелся. Затем Сомов атаковал "Хейнкель-111" и также сбил его. В это время молодой летчик старший лейтенант Хорошков заметил ниже себя другой бомбардировщик Хе-111. Развернувшись со снижением, он на предельной скорости настиг вражеский самолет и винтом отрубил ему хвостовое оперение. "Хейнкель" рухнул в Ладожское озеро. Но тут самолет Короткова получил серьезное повреждение и загорелся. Летчику пришлось прыгать с парашютом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Под крылом - Ленинград"
Книги похожие на "Под крылом - Ленинград" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Иноземцев - Под крылом - Ленинград"
Отзывы читателей о книге "Под крылом - Ленинград", комментарии и мнения людей о произведении.