» » » » Илья Ильин - Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм


Авторские права

Илья Ильин - Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм

Здесь можно скачать бесплатно "Илья Ильин - Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм"

Описание и краткое содержание "Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм" читать бесплатно онлайн.








звания. История метафизики, как и история Запада, является

историей этих метафор и метонимий. Ее матрица ... служит

определением бытия как наличия во всех смыслах этого слова.

Вполне возможно показать, что все эти названия связаны с

фундаментальными понятиями, с первоначалами или с центром,

который всегда обозначал константу наличия -- эйдос, архе,

телос, энергия, усия (сущность, субстанция, субъект), але

тейя, трансцедентальность, сознание или совесть, Бог, человек

и так далее" (там же, с. 325).

Таким образом, в основе представления о структуре лежит

понятие "центра структуры" как некоего организующего ее на

чала, того, что управляет структурой, организует ее, в то время

как оно само избегает структурности. Для Дерриды этот

"центр" -- не объективное свойство структуры, а фикция, по

стулированная наблюдателем, результат его "силы желания" или

ницшеанской "воли к власти", а в конкретном случае толкования

текста (и прежде всего литературного) следствие навязывания

ему читателем своего собственного смысла, "вкладывания этого

смысла в текст, который сам по себе может быть совершенно

другим. В некоторых своих работах, в частности в "Голосе и

феномене" Деррида рассматривает этот "центр" как "сознание",

"соgitо" или "феноменологический голос". С другой стороны

само интерпретирующее "я" понимается им как своеобразный

текст, "составленный" из культурных систем и норм своего вре

мени, и, следовательно, произвольность интерпретации со сторо

ны зтого "я" заранее ограничена исторической обусловленностью

его норм и систем.

Однако, несмотря на общую негативную позицию Дерриды

по отношению к "универсальной зпистеме" западноевропейского

мышления, характеризуемой им как "логоцентрическая метафи

зика", служащая для рационалистического оправдания, для ут

верждения собственных правил и законов мышления и своей

традиционалистской преемственности, стремление французского

теоретика вступить в диалог с этой традицией логоцентризма,

взятой в целом, без достаточного учета неизбежной историче

21 /Человек и мир как текст/

ской ограниченности своей собственной критики, т.е. без учета

ее обусловленности социальными и временными параметрами,

дает основания американскому исследователв Ф. Лентриккии

обвинить Дерриду в антниисторизме и формализме.

В то же время представление о культуре любого историче

ского периода как о сумме дискурсов или текстов, т.е. устных

или письменных модусов мышления, представление, обозначае

мое термином "текстуальность" и позволяет, по мнению Лен

трикии, избежать опасности ничем не ограниченного произвола

интерпретации. Поскольку, как не устает повторять Деррида,

"ничего не создается вне текста" (148, с.158), то и любой

индивид в таком случае неизбежно находится "внутри текста",

т.е. в рамках определенного исторического сознания, что якобы

и определяет границы "интерпретативного своеволия" любого

индивидуального сознания, в том числе и сознания литератур

ного критика.

Человек и мир как текст

Рассматривая человека только через призму его соз

нания, т.е. исключительно как геологический феномен

культуры и, даже более узко, как феномен письменной

культуры, как порождение Гутенбергеровой цивилизации, пост

структуралисты готовы уподобить самосознание личности неко

торой сумме текстов в той массе текстов различного характера,

которая, по их мнению, и составляет мир культуры. Весь мир в

конечном счете воспринимается Дерридой как бесконечный,

безграничный текст (сравните характеристику мира как

космической библиотеки" В. Лейча, или "энциклопедии" и

"словаря" У. Эко).

В этом постструктуралисты едины со структуралистами,

также отстаивавшими тезис о панъязыковом характере сознания,

однако осмысление этого общего постулата у наиболее видных

теоретиков постструктурализма и структурализма отличается

некоторыми весьма существенными нюансами. Например, Дер

рида, споря с Бенвенистом, слишком "прямолинейно", с точки

зрения Дерриды, связывающего логические и философские ка

тегории, сформулированные еще Аристотелем в соответствии с

грамматическими категориями древнегреческого языка, -- а

через него и всех индоевропейских языков, -- тем самым кри

тикует "неоспоримый тезис" структурной догмы, жестко соотно

сившей специфику естественного языка со своеобразием нацио

нального мышления . Хрестоматийный пример: эскимосы

"видят", т..е. воспринимают мир и осмысливают его иначе, чем

22 /Поэтическое мышления/

носители английского языка. С точки зрения Дерриды проблема

гораздо сложнее, чем это кажется Бенвенисту. Ибо для того,

чтобы категории языка стали "категориями мысли", они должны

быть "сначала" осмыслены, отрефлексированы как категории

языка: "Знание того, что является категорией -- что является

языком, теорией языка как системы, наукой о языке в целом и

так далее -- было бы невозможно без возникновения четкого

понятия категории вообще, понятия, главной задачей которого

как раз и было проблематизировать эту простую оппозицию

двух предполагаемых сущностей, таких как язык и мысль" (160,

с. 92). К тому же количество категорий древнегреческого языка

значительно превосходит те десять, которые выдвигались Ари

стотелем в качестве логико-философских. Таким образом, за

ключает Деррида, исходя только из "грамматического строя"

древнегреческого языка нельзя решить вопрос, почему были

выбраны именно эти категории, а не другие. В результате чего

нарушается структуралистский тезис о полном соответствии

законов грамматики, мышления и мира.

Меня здесь интересует не вечная страсть Дерриды со все

ми спорить, а те выводы о метафизичности логико-философских

категорий, включая само понятие "категории", которое он сде

лал: "Категории являются и фигурами (skhemata), посредством

которых бытие, собственно говоря, выражается настолько, на

сколько оно вообще может быть выражено через многочислен

ные искажения, во множестве тропов. Система категорий -- это

система способов конструирования бытия. Она соотносит про

блематику аналогии бытия -- во всей одновременности своей

неоднозначности и однозначности -- с проблематикой метафоры

в целом. Аристотель открыто связывает их вместе, утверждая,

что лучшая метафора устанавливается по аналогии с пропорцио

нальностью. Одного этого

уже было бы достаточно для

доказательства того, что

вопрос о метафоре является

для метафизики не более

маргинальным, чем проблемы

метафорического стиля и фи

гуративного словоупотребления являются аксессуарными укра

шениями или второстепенным вспомогательным средством для

философского дискурса" (там же, с. 91).

Поэтическое мышления

Впоследствии это стало краеугольным положением

"постмодернистской чувствительности" ее тезисом о неизбеж

ности художественности, поэтичности всякого мышления, в том

числе и теоретического (философского, литературоведческого,

23

искусствоведческого и даже научно-естественного), но в рамках

собственно литературоведческого постструктурализма -- со

ссылкой на авторитет Ницше, Хайдеггера и Дерриды -- этот

"постулат" послужил теоретическим обоснованием нового вида

критики, в которой философские и литературоведческие пробле

мы рассматриваются как неразрывно спаянные, скрепленные

друг с другом метафорической природой языка. И роль Дерри

ды в этом была особенно значительной, поскольку его методика

анализа философского текста (а также и художественного, чему

можно найти немало примеров в его работах), оказалась вполне

применимой и для анализа чисто литературного текста; эта ме

тодика, крайне близкая "тщательному ", "пристальному прочте

нию" американской новой критики, обеспечила ему триум

фально быстрое распространение на американском континенте.

Разумеется, с точки зрения Дерриды, речь не идет о пре

восходстве литературы над философией, как это может пока

заться с первого взгляда и как зто часто понимают и истолко

вывают сторонники деконструктивизма. Для него самым важ

ным было "опрокинуть, перевернуть" традиционную иерархию

противопоставления литературы "серьезной" (философии, исто

рии, науки и т.д.) и литературы заведомо "несерьезной", осно

ванной на "фиктивности", на "методике вымысла", т. е. литера

туры художественной. Говоря по-другому, для него ложен

принцип разделения между языком "серьезным" и


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм"

Книги похожие на "Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Илья Ильин

Илья Ильин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Илья Ильин - Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм"

Отзывы читателей о книге "Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.