Николай Пржевальский - Из Зайсана через Хами в Тибет и на верховья Желтой реки

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Из Зайсана через Хами в Тибет и на верховья Желтой реки"
Описание и краткое содержание "Из Зайсана через Хами в Тибет и на верховья Желтой реки" читать бесплатно онлайн.
В издании представлены обработанные М.А.Лялиной подлинные сочинения российского путешественника и натуралиста Н.М.Пржевальского.
Издание предваряется вступительными статьями проф. Э.Ю.Петри, содержит 5 глав:
Путешествие по Уссурийскому краю
Монголия и страна тангутов
Из Зайсана через Хами в Тибет на верховья Желтой реки
От Кяхты на истоки Желтой реки; исследование северной окраины Тибета и путь через Лоб-нор по бассейну Тарима.
Второе, сокращенное издание
229
29 июня/11 июля –9/21 августа 1879 г.
230
Ради такого признака, если только он не составляет единичного исключения, описываемый марал может быть назван также Cervus sellatus note 260.
231
Китай
232
Панты меньших размеров ценятся различно, обыкновенно от 10 до 50 рублей.
233
Об этой замечательной птице будет рассказано в XIII главе.
234
Небольшие отдельные массы льдистого снега местами спускались футов на 200 ниже предельной линии главного ледника.
235
Гора эта посещена была нами впоследствии по переходе на южную сторону главного хребта Нань-шаня.
236
Обе эти снеговые группы, как оказалось впоследствии при составлении карты, лежали в окрайнем, к стороне пустыни, хребте.
237
кермек
238
реамюрия
239
остролодка трагантовая
240
10/22 августа-11/23 сентября 1879 г.
241
Но ни в каком случае не доходит до Лоб-нора, как в том уверяли меня цайдамские монголы в 1872–1873 годах, см. "Монголия и страна тангутов", стр. 298 note 272.
242
князю
243
Вторые названия у первых четырех хошунов обозначают родовые степени князей, управляющих этими хошунами; пятый хошун — Тайджинерский — назван прямо по родовой степени своего князя.
244
О тех и других будет рассказано впоследствии.
245
полынь
246
Первое — в ноябре 1872 года и феврале 1873 года; второе — в августе 1879 года, январе и феврале 1880 года.
247
Распределяющихся приблизительно следующим образом: оседлых — 28 видов, пролетных — 56 (из них около 17 остаются гнездиться), зимующих — 16 видов.
248
Или, быть может, двух, если при специальной обработке орнитологического отдела окажется новым найденный на болотах северного Цайдама жаворонок, которого, в таком случае, можно назвать Alaudula zaidamensis note 280.
249
белая, желтоголовая и горная трясогузки
250
Монгольское название "Сыртын" обозначает вообще старое или болотистое место(56).
251
он так и называется — большой жаворонок
252
мануфактуру
253
Судя по тому, что в конце августа на южных склонах некоторых отдельных вершин виден был снег, быть может, не растаивающий и летом.
254
кустарница
255
Кроме того, хармык растет в южной России и в Австралии.
256
В Алтае хармык поднимается несколько выше на север.
257
Впрочем, такую особенность мы заметили лишь на цайдамском хармыке; в Гоби ягоды этого растения опадают вскоре после их созревания.
258
Замечательно, что перелетные птицы, даже дрозды, большей частью не едят ягод хармыка или едят его неохотно, по нужде.
259
Верблюды в особенности любят близкий к тамариску, обыкновенно растущий по горным долинам, кустарник Myricaria, называемый монголами балга-мото.
260
Около восьми наших фунтов.
261
как
262
Запасную воду мы всегда возили в двух плоских деревянных бочонках; если же требовалось большее количество воды, то набирали ее в свежие бараньи шкуры, ободранные мешком.
263
В мсем дневнике записап на этом переходе следующий характерный случай. Во время пути на сильном зное, около полудня, ко мне на руку села большая мясная муха и не хотела улетать, несмотря на то, что я сгонял ее несколько раз. Я плюнул на руку, муха принялась с жадностью пить слюну, потом улетела. Видно, и насекомым подчас жутко приходится в безводной пустыне.
264
В первсе наше путешествие некоторые цайдамские монголы говорили нам, что это озеро называется Хара-нор.
265
гольцы
266
пустынный сорокопут, белая трясогузка, удод
267
Медведь этот описан в X главе под названием Ursus lagomyiarius.
268
"Монголия и страна тангутов", стр. 296 note 301.
269
150 кредитных наших рублей.
270
хребта
271
Расстояние по нашему пути от Зайсана до хырмы Дзун-засак, у подножия гор Бурхан-Будда, равнялось 2 060 верстам.
272
В том числе 11 видов домашних.
273
пандитами
274
Известно, что все, даже новейшие, карты Тибета, за исключением немногих здесь местностей, посещенных европейцами и пундитами, копируются с карты д'Анвиля, основанной исключительно на китайских источниках, в данном случае весьма неполных(64).
275
Три века ранее того, именно в первой четверти XIV столетия, быть может, тем же путем пробрался в Лхасу со стороны Китая монах Odorico von Pordenone, бывший первым из европейцев в Тибете. "Markham. Bogle and Manning", p. 46(65).
276
Обозначенный буквою D в отчете Монгомери, одного из членов Ост-Индского географического бюро. Вообще имена пундитов, для их личной безопасности, скрывались и эти путешественники в отчетах из Индии обозначались цифрами или буквами. Так, Наин Синг известен был под № 9.
277
В районе, выше мною указанном, но собственно в Восточном Тибете побывал в 1862 году из Батана до г. Ча-му-то миссионер де Годен "La mission du Tnibet de 1855–1870, par С. Н. Desgodins". Кроме того, во время печатания настоящей книги заявлено было в "Proceedings ef the Royal Geographical Soceity", London February, 1883, p. 99–101, что недавно возвратился в Индию из Тибета, после 4-летнего там пребывания, один из пундитов, которому удалось пробраться из Лхасы с караваном монгольских богомольцев на север до урочища Тингали, приблизительно под 36° северной широты и 96° восточной долготы от Гринвича. (Почти под теми же координатами на нашей карте лежит в южном Цайдаме урочище Тенгелик, по всему вероятию то же самое). Отсюда пундит прошел в северо-западный Цайдам в урочище Сайтанг (Сыртын на нашей карте) и далее в г. Сайту (Са-чжеу). Обратно через Сайтанг и Барун-цайдам (т. е. хошун князя Барун-засака в восточном Цайдаме) тот же пундит пробрался в г. Да-дзянь-лу в Сы-чуане. Попытавшись отсюда пройти прямо в Ассам, пундит принужден был предпринять окружный путь через г. Чамту на гг. Четанг и Гианце в Дарджелинг. Результаты этого путешествия еще не опубликованы, но важнейший из них, как заявлено, состоит в окончательном решении вопроса, что тибетская note 311 Яру-цампо не составляет верховьев Иравадди.
278
Richthofen, China, стр. 255.
279
Там же, карты 2, 3, 8 и 9.
280
Цаган-нур
281
China, гл. VII. К тому же центральному Куэн-люню Рихтгофен причисляет и хребет Баян-хара-ула.
282
Изредка понижалась и до 13 700 футов.
283
Здесь по гипсометрическому определению абсолютная высота равняется 13 100 футов. При этом следует оговорить, что во время моей экспедиции 1871, 1872 и 1873 годов абсолютные высоты определялись лишь точкою кипения воды (гипсометрически); в экспедициях же 1876, 1877 и 1879, 1880 годов все измерения абсолютных высот производились посредством барометра.
284
Например, исток р. Уан-харза (15 300 футов) и ключ Ниер-чунгу (15 500 футов).
285
Здесь собственно говорится о районе, нами исследованном; но, по всему вероятию, от него не отличаются, по общей характеристике, и остальные части, Северно-Тибетского плато.
286
Тому причины объяснены при описании Сачжеуского Нань-шаня, гл. VI.
287
Так как гора Бумза (близ ключа Ниер-чунгу), при 17 100 футов абсолютной высоты, совершенно свободна от вечного снега.
288
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Из Зайсана через Хами в Тибет и на верховья Желтой реки"
Книги похожие на "Из Зайсана через Хами в Тибет и на верховья Желтой реки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Пржевальский - Из Зайсана через Хами в Тибет и на верховья Желтой реки"
Отзывы читателей о книге "Из Зайсана через Хами в Тибет и на верховья Желтой реки", комментарии и мнения людей о произведении.