Степан Гречко - Решения принимались на земле
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Решения принимались на земле"
Описание и краткое содержание "Решения принимались на земле" читать бесплатно онлайн.
Аннотация издательства: Автор книги — начальник оперативного отдела штаба 5 и воздушной армии В своих воспоминаниях он рассказывает о боевых делах авиаторов в годы Великой Отечественной войны, о встречах с видными военачальниками С. М. Буденным, И. С. Коневым, Р. Я. Малиновским. Teпло и проникновенно пишет автор о прославленных летчиках 5-й воздушной армии, показывает роль таких авиационных командиров, как С К. Горюнов, К А. Вершинин. Е. М Белецкий. В Г Рязанов, И. С. Полбин и других. Книга рассчитана на массового читателя.
К полудню 8 марта погода значительно улучшилась, в небе появились большие просветы между облаками, туман почти окончательно рассеялся. Создались более или менее нормальные условия для боевой работы авиации. Правда, мешала грязь на аэродромах, но к преодолению этой трудности авиаторы были готовы. В тот день наши воздушные разведчики засекли движение из района Умани по направлению к железнодорожной станции Поташ до 500 вражеских танков, их передовые отряды к вечеру уже вступили в бой с советскими ттанками.
Незамедлительно последовая приказ Конева: авиации с утра 9 марта приступить к активным боевым действиям против 11, 13 и 14-и танковых дивизий врага.
Передавая мне это распоряжение командующего фронтом, Сергей Кондратьевич предупредил: смотрите не подкачайте, чтобы все было строго по графику. Я авиаторы не подкачали, не подвели командарма — в течение всего светлого времени суток, тесно взаимодействуя со стрелковыми, артиллерийскими, танковыми частями и соединениями, громили в районе станции Поташ бронированного, контратакующего врага.
В боевых донесениях, посланных нами на исходе 9 марта в штабы ВВС Красной Армии и 2-го Украинского фронта, говорилось, что за день летчики армии произвели в интересах войск фронта 723 самолето-вылета, штурмовиками сожжено 40 вражеских танков и штурмовых самоходных орудий, в проведенных 36 воздушных боях сбито 18 немецких самолетов, не вернулись с боевых заданий 8 наших экипажей.
Утром следующего дня генерал Горюнов в присланной на мое имя радиограмме дополнил вечернее донесение такими фактами: в районе станции Поташ противник потерял всего более 500 танков. 200 танков оказались вполне исправными, только без горючего горючего, а их экипажи, по показаниям местных жителей, удрали со станции на лошадях…
Несмотря на непролазную грязь, темпы наступления войск фронта день ото дня нарастали. Главная группировка, наступавшая на уманском направлении, за пять дней продвинулась вперед и расширила фронт наступления до 170 километров. Вслед за ней перешли в наступление войска левого крыла фронта в составе 5-й и 7-й гвардейских армий в направлении на Новоукраинку.
Да, трудности наступления, связанные с весенней распутицей и бездорожьем, были огромными. Их неимоверную тяжесть испытывали на себе прежде всего пехотинцы, танкисты и артиллеристы. Из-за распутицы они не всегда вовремя получали даже самое необходимое для ведения боевых действий. Авиаторы прекрасно понимали это и старались делать все возможное для облегчения ратного труда полевых войск. Им приходилось нe только наносить бомбовые и штурмовые удары по врагу, но в доставлять по воздуху нужные войскам материалы- боеприпасы, горючее, продовольствие.
10 марта к нам на КП приехал начальник армейского тыла генерал Тараненко. Устало пожал мне руку — и сразу к делу:
— Начальнику тыла фронта генералу Вострухову нужны самолеты для доставки войскам боеприпасов и продовольствия.
— Но на тыл фронта, работает отдельный авиаполк ГВФ, — возразил я. Не на боевых же машинах доставлять грузы.
— Все равно надо что-то делать, — твердо заявил Тараненко. — Звоните командарму, пусть он решает.
Я связался с Горюновым. Он подсказал выход из положения: на доставку продовольствия и боеприпасов были брошены легкие бомбардировщики 312-й авиадивизии. Дни и ночи трудились отважные экипажи, доставляя к переднему краю патроны, снаряды, ящики с консервами, мешки с мукой и крупами, а также почту — газеты, журналы, письма. Возглавляли эту необычную для ночных бомбардировщиков работу лично комдив В. П. Чанпалов, командиры авиаполков С. В. Илларионов, А. И. Чернобуров, Н. М. Девятов. Более габаритные и тяжелые грузы доставляла войскам транспортные авиаполки Б. Л. Местона и Н. Т. Алушева. В транспортный был превращен на время авиаполк связи и частично санитарный авиаполк.
Вот лишь одна из множества записей в журнале боевых действий 5-й воздушной армии: "Авиация доставляла войскам все, что по габаритам вмещалось в самолеты: для автоматчиков — патроны, для противотанковых орудий — снаряды. По воздуху доставляли штабам средства связи, перебрасывали штабы дивизий и корпусов, которые в условиях непролазной грязи отставали от наступавших войск".
Но главной для нас оставалась, конечно, непосредственная борьба с врагом. Штурмовики-гвардейцы авиакорпуса генерала Рязанова, истребители генерала Подгорного почти непрестанно, в соответствии с графиком, наносили удары по позициям и укреплениям врага в полосе наступления 2-й танковой и 52-й общевойсковой армий, которые вели бои на ближних подступах к Умани. Вскоре у противника был отбит грунтовой аэродром с самолетами, оставшимися без горючего. Мы немедленно воспользовались этим и перебазировали на аэродром Умани 1-й гвардейский штурмовой авиакорпус.
. — Аэродром тесноват для нас, — заметил в связи с этим генерал Рязанов. Но все-таки отсюда штурмовикам было сподручнее поддерживать наступающие войска при форсировании Южного Буга.
Ни на один день не прекращалась и воздушная разведка. 11 марта летчик И. Ф. Якурнов, ведя разведку на самолете Ил-2 вместе со своим напарником, по дороге от Винницы на Немиров обнаружил сплошную колонну примерно в 2000 автомашин с грузами и живой силой. Якурнов атаковал колонну, сделав восемь заходов, и одновременно вызвал по радио группы штурмовиков. На вызов по команде генерала Рязанова вылетели группы Гулькина и Одинцова. Авиабомбами и огнем из пушек они уничтожили до 70 автомашин с грузами и солдатами противника.
Сильные воздушные бои развернулись над Южным Бугом во время форсирования реки нашими войсками. Отражая попытки врага воспрепятствовать с воздуха переправе наших наземных войск на западный берег Южного Буга, истребители корпусов Подгорного и Утина сбили 19 вражеских самолетов. В этих боях особенно отличился летчик-истребитель старший лейтенант Н. И. Леонов. Некоторое время спустя командиру эскадрильи Н. И. Леонову было присвоено звание Героя Советского Союза.
…Остались позади 120 километров весеннего наступления. Войска фронта разгромили десять пехотных, восемь танковых дивизий и продолжали продвигаться к Днестру. Из-за отсутствия промежуточных аэродромов и удаленности базирования поддерживать наступавшие войска нашей авиации становилось все труднее. Особенно отстал от наземных войск бомбардировочный авиакорпус генерала Полбина. Для самолетов Пе-2 требовались аэродромы с твердым покрытием, а их не было.
Первым высказал недовольство действиями авиации начальник штаба фронта генерал М. В. Захаров. Он потребовал быстрее приводить в порядок отбитые у врага аэродромы, базировать авиацию ближе к фронту, активнее помогать стрелковым, артиллерийским и танковым соединениям. 21 марта состоялся сердитый разговор по телефону между маршалом Коневым и генералом Горюновым. Смысл его сводился примерно к следующему; маршал самым решительным образом приказывал как можно быстрее привести в порядок отбитые у врага аэродромы Вапрянка, Новоукраинка, Могилев-Подольский и перебазировать на них отставшие от наземных войск авиационные соединения генералов Полбина и Утина.
Приказ командующего фронтом был выполнен. 25 марта бомбардировщики авиакорпуса Полбина и истребители Утина включились в активную поддержку с воздуха наступавших войск 52-й общевойсковой и 2-й танковой армий. Бомбардировщики, прикрываемые истребителями, группа за группой вылетали в район города Бельцы, наносили мощные удары по скоплениям техники и живой силы врага и тем самым содействовали наземным войскам в разгроме бельцевского гарнизона, освобождению города и выходу на государственную границу северо-западнее Унген. Произошло это 26 марта. А накануне, 25 марта, первыми во 2-м Украинском фронте достигли границы с Румынией по реке Прут войска 27-й армии генерала С. Г. Трофименко, поддерживаемые штурмовиками Рязанова и истребителями Подгорного. Оба комкора управляли действиями авиации с наблюдательного пункта общевойсковой армии. На этом направлении летчикам пришлось вести ожесточенные бои в воздухе с большим числом истребителей и бомбардировщиков противника.
Мы у себя в оперативном отделе наскоро подвели итоги боевых действий авиации за двадцать один день фронтовой операции. Оказалось, что, несмотря на весенние трудности, было произведено 6643 самолето-вылета. В многочисленных воздушных боях летчики 5-й воздушной армии сбили за этот период 231 немецкий самолет, в их число много бомбардировщиков Ю-87.
В эти дни во всех авиаполках состоялись митинги. На некоторых из них довелось побывать и мне. Летчики, инженеры, техники, авиаспециалисты в своих выступлениях выражали огромную радость по поводу того, что войска 2-го Украинского фронта первыми вышли на государственную границу и что в достижении этого успеха немалая роль принадлежала нашей воздушной армии. Много теплых слов авиаторы говорили о командующем фронтом маршале И. С. Коневе, командарме 5-й воздушной, теперь уже генерал-полковнике авиации, С. К. Горюнове и торжественно клялись, что и впредь будут достойно выполнять любые задания командования, сражаться до полной и окончательной победы. Многие интересовались: будут наши войска переходить государственную границу или нет? Официального ответа на этот вопрос пока не было.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Решения принимались на земле"
Книги похожие на "Решения принимались на земле" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Степан Гречко - Решения принимались на земле"
Отзывы читателей о книге "Решения принимались на земле", комментарии и мнения людей о произведении.