Протоиерей Иоанн Толмачев - 4.Недели по Троице 18-32
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "4.Недели по Троице 18-32"
Описание и краткое содержание "4.Недели по Троице 18-32" читать бесплатно онлайн.
“И пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин” (ст.16).
Иисус Христос, хотя не требовал Себе никакой благодарности и не искал для Себя никакой чести, однако, вменял девяти исцеленным в преступление их неблагодарность и радовался искренней благодарности самарянина (ст.17–18[1327]). Этим Он предостерегает нас от порока неблагодарности и учит быть благодарными.
Такое предостережение и наставление Иисуса Христа весьма необходимо, потому что между нами не много таких, которые подражают самарянину, большая же часть людей поступают, подобно девяти неблагодарным прокаженным.
Чтобы настроить себя к истинно благодарным чувствам, представим — три степени благодарности.
Есть:
1. Благодарность животных.
а) Домашние животные — благодарны. Они воздают за доставляемый им присмотр работой, шерстью, молоком, медом (пчелы), защитой и т. д. Они не только принимают, но и дают. Они посвящают человеку свои силы.
Так и мы должны за получаемые от Бога благодеяния отдавать Ему наше сердце, наши силы: посвящать Ему язык, очи, уши и проч. Так должны мы служить и нашим благодетелям среди людей, особенно родителям.
б) Самое благодарное из домашних животных, это — собака. Она ласкается к своему господину, следует за ним, любит его, хотя он даже наказывает ее. Часто она не хочет разлучаться с гробом благодетеля. Ее благодарность продолжается и после времени благодеяний.
Так должны и мы в бедствиях благодарить Бога за прежнее счастье, в болезнях — за прежнее здоровье, в бессонных ночах — за прежний покой, в голоде и жажде — за прежний избыток. Наша благодарность должна продолжаться до гроба, огорчения должны записывать на песке, а благодеяния на меди.
в) Благодарны птицы небесные. Настанет ли утро, зайдет ли солнце, они воспевают хвалебную песнь Богу. Выражаем ли мы так нашу благодарность Творцу утром и вечером?
Что делает для нас Бог днем и ночью, и что мы, напротив, делаем для Него? Не престыждает, не укоряет ли нас жаворонок?
“Кто имеет хотя искру человеческого чувства, тот не должен ли стыдиться заканчивать день без хвалебной, благодарственной молитвы, когда он видит, что даже малейшая птичка воспевает хвалебную песнь Богу, прежде чем сомкнет свою голову под крылья для покоя?”[1328]
г) Даже дикие животные иногда благодарны. Святой Герасим вынул однажды из уязвленной ноги льва занозу. Благодарное животное после этого всюду сопровождало его и служило ему. Так даже дикие животные уподобляются человеку, а человек часто в своих отношениях к Богу, родителям и учителям бывает хуже диких животных.
Бог дает животным один только инстинкт, а не ясное сознание, и, однако, они благодарны. Научимся от них благодарности! Неблагодарный человек стоит ниже животного, его сердце — камень.
2. Благодарность человеческая.
Выше стоит благодарность человеческая, но только человеческая. Если человек не закоснел во грехе, если он не одичал, то он благодарен. Посмотрим на человека без отношения к христианству и искуплению, и мы убедимся, что он должен быть благодарен.
а) Человек имеет разум. Он видит, что Бог делает и что дарует нам по доброте и любви, а если он этого не видит, то его ум слеп, и о нем можно сказать то же, на что жалуется Исаия: “вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего” (Ис. 1:3).
Он понимает, что сделали для него родители, учителя и благодетели, что он получает от общества, в котором живет. Он не может не быть благодарным, он должен быть благодарным.
б) Человек имеет сердце. Это сердце только тогда истинно наслаждается благом, когда оно благодарно. Разве имеет удовольствие тот, кто не знает никакой благодарности?
Это сердце есть огонь благородных чувств и, следовательно, благодарности. В нем должно пылать пламя благодарения.
Некогда Моисей по Божьему повелению устроил алтарь, на котором днем и ночью должен был гореть огонь. На это один из мудрых сказал: “пламя огня напоминает нам о благодеяниях Божиих, которые никогда не прекращаются, но изливаются на нас днем и ночью, и требуют от нас такой же непрестанной благодарности Богу.”[1329]
в) Человек имеет потребности. Благодарному всегда и охотно дают взаймы. Бог оказывает свои благодеяния и неблагородным, но охотнее благодарным. Так точно поступают и люди. Как безумны бедные, если они не благодарят?
Римляне-язычники ежегодно выходили к колодцам, ручьям и рекам, чтобы поблагодарить мнимых богов и рек, и источников, и получить от них за это новые благодеяния.
г) Человек имеет язык (дар слова). Он дан ему по истине не для того, чтобы изрыгать гневные, недовольные и богохульные слова. Он обладает им для того, чтобы не только тихо, но и громко возвещать благодарность Богу, величайшему благодетелю, и людям.
3. Благодарность христианская.
Несравненно выше, чище, бескорыстнее благодарность христиан. За что благодарит христианин?
а) За испытания. Иной воздыхает под гнетом испытаний, постигающих еего, и желает избавиться от них, чтобы невозмутимее можно было служить Богу. Но испытания — необходимы. Они дают христианину случай отражать их и побеждать. Без испытаний наша добродетель не имела бы никакого достоинства, не была бы борьбой и победой.
б) За страдания. Как Иисус Христос сказал, что следует любить не только друзей, но и врагов, также можно сказать, что следует благодарить не только за радости, но и за скорби. И как любовь к врагам есть высочайшая любовь, так и благодарность за бедствия есть высочайшая благодарность. Почему скорби благодетельны для нас?
в) За искупление. Бог явил нам свою величайшую любовь тем, что послал Своего Сына для нашего искупления, следовательно, христиане должны быть по преимуществу благодарны за искупление. Что значат все даруемые Богом блага в сравнении с искуплением, в сравнении с освобождением разума от заблуждений, сердца от жестокосердия, воли от бессилия, души от вины и наказания, от вечной смерти?! Так как блага духовные выше материальных благ, то самая величайшая благодарность должна быть возносима Богу за благо искупления от греха.
г) За надежду вечной жизни. Настоящая жизнь кратковременна и имеет ничтожное достоинство, однако, мы должны и за нее благодарить Бога. Бесконечно выше — вечная жизнь, которую Бог хочет нам дать, и за которую христианин особенно благодарит. Бессмертие и вечное блаженство — высочайшие блага. Христианин, который уже на земле живет в небе, благодарит за будущие, небесные блага.
Заключение. Не допустим же, чтобы животные могли стыдить нас за неблагодарность! Будем людьми! Будем христианами! Будем благодарить!
В чем обнаруживается благодарность в отношении к Богу и людям
“И пал ниц к ногам Его, благодаря Его” (ст.16).
В девяти облагодетельствованных прокаженных мы видим отталкивающий пример неблагодарности. Так много получили и — не благодарят! Но весьма часто в жизни и мы не благодарим так, как следует, а совершенно неблагодарных людей неисчислимое множество. Порицая по справедливости девять неблагодарных, мы порицаем самих себя.
Но в самарянине мы видим истинно привлекательный пример благодарности. Он “и пал ниц к ногам Его, благодаря Его”. Благородный поступок самарянина радует нас. Чтобы подражать этому примеру, мы поговорим сейчас о благодарности и покажем, в чем она состоит.
Она обнаруживается:
1. В надлежащем употреблении и в добром применении их даров.
Только тот может назваться благодарным, кто полученные дары и благодеяния правильно употребляет и плодотворно использует. В противном случае тут выражается величайшая неблагодарность.
а) Если бедные получают что-либо от благодетелей и полученное ими проматывают, расточают или употребляют на плохое, то они в высшей степени неблагодарны. Часто слышатся жалобы, что то, чем думали утолить голод и прикрыть наготу, употребляется на лакомство, хорошую жизнь, или дает повод к спеси и т. д. Благодетели должны удовлетворять только необходимым потребностям.
Пышная одежда дочери, когда мать нищенствует! Роскошь сына, когда отец находится в богадельне!
б) От учителей и людей опытных мы приобретаем знания — смеем ли мы пользоваться ими для дурных целей? От родителей многие получают имущество и состояние, многие даже почет и громкое имя — дерзнем ли мы проматывать, расточать, уменьшать полученное? Нет, мы должны это сохранять.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "4.Недели по Троице 18-32"
Книги похожие на "4.Недели по Троице 18-32" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Протоиерей Иоанн Толмачев - 4.Недели по Троице 18-32"
Отзывы читателей о книге "4.Недели по Троице 18-32", комментарии и мнения людей о произведении.