Павел Огурцов - Конспект

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Конспект"
Описание и краткое содержание "Конспект" читать бесплатно онлайн.
«Конспект» – автобиографический роман, написанный архитектором Павлом Андреевичем Огурцовым (1913–1992). Основные события романа разворачиваются в Харькове 1920-х – 1941 гг. и Запорожье 1944 – 1945 гг. и подаются через призму восприятия человека с нелегкой судьбой, выходца из среды старой русской интеллигенции. Предлагая вниманию читателей весьма увлекательный сюжет (историю формирования личности на фоне эпохи), автор очень точно воссоздает общую атмосферу и умонастроения того сложного и тяжелого времени. В романе представлено много бытовых и исторических подробностей, которые, скорее всего, неизвестны подавляющему большинству наших современников. Эта книга наверняка вызовет интерес у тех, кому небезразлична история нашей страны и кто хотел бы больше знать о недавнем прошлом Харькова и Запорожья. Кроме того, произведение П.А. Огурцова обладает несомненными литературными достоинствами, в чем мы и предлагаем вам, дорогие читатели, убедиться.
Мы объединились в бригаду, пополнив ее до требуемого количества теми, кто хотел учиться по-настоящему, но, как прежде, каждый из нас занимался сам, и, как прежде, мы помогали друг другу и всем желающим. Дома эта реформа вызвала возмущение, насмешки и беспокойство за меня. Я рассказал о нашем отношении к этому методу и о том, что мы в своей бригаде занимаемся так же, как и раньше. Я никогда не обманывал, мне верили, но сомневались — сможем ли мы устоять от соблазна прятаться за спину друг друга.
— Кто же из вас отвечает, когда вызывают вашу бригаду? — спрашивает папа.
— По жребию.
— Как по жребию? Когда же вы его бросаете?
— Когда нам задают вопрос.
— А как относятся к этому преподаватели? — поинтересовалась Галя.
— Хвалят нас.
— А не сердятся, что тратите время на жеребьевку? — спрашивает Сережа.
— А время почти не уходит. Вот! — Я вынул из кармана спичечную коробку с несколькими спичками, быстро высыпал их на ладонь, быстро зажал их в кулак и быстро протянул. – У кого горелая — тому и отвечать. Всего несколько секунд.
Все засмеялись.
— Ну, цирк! — сказал Сережа.
— Хоть убейте, не могу понять — кому и зачем понадобилось это, — сказала Галя.
— А как относятся к вам другие бригады? — спросил папа.
— Да по разному... Очень скоро нашу бригаду расформировали, а нас разбросали по другим.
Недолго музыка играла, — сказала Лиза по этому поводу. Мы видели, что некоторые соученики, особенно великовозрастные, никакие задания не выполняют, ни на какие вопросы никогда не отвечают, а зачеты со всей бригадой получают. Большинство же старается учиться добросовестно, но время от времени то один, то другой заявляет, что сегодня он отвечать не может. Бригады коллективно не занимаются, и вся их деятельность сводится к выяснению — кто сегодня будет отвечать.
— А как преподаватели относятся к бригадному методу? — поинтересовалась Галя.
— Ну, Галя! О чем ты говоришь? — воскликнул папа. — Свое отношение к бригадному методу они перед учащимися не раскрывают. Верно, Петя?
— Верно. Но сегодня преподаватель украинского языка вызвал к доске бригаду и сказал: «А зараз хор пiд керуванням Кулiшенка виконає нам...»
— Ну, и что? — спросила Галя.
— Мы все смеялись, и он тоже.
— А хор виконував? — спросил Сережа.
— Виконував не хор, а солiстка Таня.
Наша компания увлеклась игрой: по выражению лица, одежде, разговору, манере себя держать и каким-то неуловимым признакам угадывать профессию. Идем по улице, один из нас вдруг, перебивая других, говорит:
— Посмотрите на ту сторону. Вон идут двое. Того, кто ближе к нам, я знаю. Угадайте его специальность.
Но таких случаев мало. Приходится, извинившись, объяснять нашу игру случайному прохожему и спрашивать, какова его профессия. Бывало, что и обругают, но чаще, улыбаясь, нас же и спросят:
— Ну, и какая у меня, по-вашему, профессия?
Если мы угадали, нам, продолжая улыбаться, отвечали — «правильно». Если не угадали, — мало кто называл свою профессию, в большинстве случаев мы слышали сердитый ответ «не угадали», и ответивший это спешил уйти.
— Интересно, почему он не хочет сказать какая у него профессия? — как-то спросил Пекса. — Стыдится ее, что ли?
— Может быть, просто ее не любит, — сказал Токочка. — И вспоминать ее не хочет.
— Если так, — сказал Изъян, то выходит, что большинство не любит свою работу.
— Это очень правдоподобно, — сказал Птицоида. — По-моему, мало кому удается найти свое призвание, это не так просто.
— Дело не только в этом, — сказал Токочка снова. — Очень многим надо как-нибудь на жизнь зарабатывать, вот и берутся за первое попавшееся дело. Тут уж не до поисков призвания.
— А ты, — спросил я Птицоиду, — нашел свое призвание?
— Думаю, что нашел: техника, люблю это дело. А вот о тебе, как мне кажется, не скажешь, что техника — твое призвание.
— А какое мое призвание?
— Ну, я не знаю... Может быть литература или что-нибудь такое из гуманитарных наук.
— Это я уже и сам чувствую.
— Тогда зачем ты учишься в нашей профшколе? — спросил Изъян.
— А я не знаю своего призвания, да и есть ли оно у меня — тоже не знаю.
— А я почти убежден, — сказал Птицоида, – что призвание к чему-нибудь есть у всех. Вопрос в том, чтобы его нащупать.
Легче всего нам было определить социальное положение: рабочий, служащий, кустарь, крестьянин. Постепенно научились отличать чернорабочих от рабочих квалифицированных, потом среди квалифицированных рабочих стали выделять металлистов и строителей, а среди служащих — учителей, врачей и инженеров, потом среди учителей — преподавателей литературы, а среди врачей — детских. Распознавали дворников, парикмахеров, портных, торговцев, а особенно — торговок. И все же профессии большинства людей даже не пытались угадывать и лишь вылавливали взглядом таких, на которых, как нам казалось, лежит ее отпечаток. Что профессия накладывает отпечаток, в этом мы не сомневались. А вот какая профессия — какой отпечаток? Несколько раз обсуждали эту тему, но одолеть ее не смогли. Теперь же, когда пишу об этом, понимаю, как наивно пытаться одним махом решить такой сложный вопрос. Не знаю как в других странах, но теперь у нас по внешним признакам угадать специальность, за редким исключением, невозможно. Причин несколько. И то, что обязательное среднее образование, одинаковое для всех, накладывает отпечаток не меньший, чем профессия. И то, что десятилетиями нас всеми средствами пытались подогнать под требуемый стандарт. И если на личностях огромного количества специалистов низкой квалификации при их равнодушии к своему делу что-нибудь и отражается, то только не профессия. А впрочем, — кто знает! Не исключено, что и эти мои соображения столь же наивны.
26.
Собрались в клуб на лекцию о любви и дружбе, но я чем-то был занят и не пошел, на другое утро впервые чуть не опоздал на занятия, вошел в аудиторию одновременно с преподавателем и сел на свое место рядом с Таней. Разговаривать нельзя, и я пишу на листке бумаги: «Лекция интересная?» Таня пишет: «Страшная гадость. Тебе повезло, что ты не был». С удивлением поворачиваюсь к ней. Таня пишет: «Закрой рот и повернись к преподавателю». Перемена. На мой вопрос ребята хмурятся.
— Не хочется и рассказывать, — говорит Птицоида. — Мы не дослушали и ушли. Один Изъян остался.
— Как же! Жалко денег за билет, — говорит Пекса. — Надо досидеть до конца.
— Да не жалко денег! — вспыхивает Изъян. — Не в этом дело.
— Увлекся содержанием, — говорит Токочка. — Не оттащишь.
— Да не увлекся я содержанием!
— Чего же ты сидел? — спрашивает Таня.
— Приятно было слушать, — говорит Токочка.
— Слушай, я тебя сейчас стукну!
— Так чего же ты сидел? — спрашивает Таня.
— Новая точка зрения. Хотел в ней до конца разобраться.
— Разобрался? — спрашиваю я.
— Кажется, разобрался.
— Ну, и что?
— Для себя я ее не приемлю, но для других она, возможно, и подходит.
— А кто эти другие? — спрашивает Птицоида.
— Те, кто в зале. Вы же слышали возгласы одобрения: «Верно!»... «Правильно!»...
— Ты думаешь, что Муссолини не слышит возгласов одобрения? — начинает Птицоида, но его обрывает звонок.
По дороге в мастерскую прошу Таню рассказать о лекции.
— Противно, Петя. Если уж тебе так хочется знать, пусть кто-нибудь из ребят расскажет.
По дороге домой Изъян рассказывает:
— Любовь выдумала буржуазия...
— А до буржуазии любви не было?
— Не придирайся. Я говорю то, что говорил лектор. Есть всего лишь физиологическая потребность, такая же, как в еде, питье и в естественных отправлениях, и эту потребность надо удовлетворять. Ее испытывают в равной мере и мужчины, и женщины, поэтому найти партнера не составляет труда. Я и раньше слышал об этой теории — она называется теорией стакана воды. А потом он давал практические советы как эту потребность удовлетворять без неприятных последствий, и отвечал на вопросы.
— Не может этого быть!
— Что не может быть?
— Чтобы все сводилось к удовлетворению физиологической потребности. Это неправда.
— Мне тоже так кажется. Но зачем же тогда читают эти лекции?
— Изъян, ты слышал о том, что несколько лет назад по городу ходили голые мужчина и женщина, и милиция их не трогала?
— Слышал. Ты хочешь сказать, что и голые, и эти лекции — явления одного порядка?
— Совершенно верно.
— А ты читал, что при коммунизме семьи не будет?
— Читал. Но это другой вопрос. Это не значит, что при коммунизме и любви не будет.
— Петя, а ты веришь, что при коммунизме семьи не будет?
— Не знаю... Не хочется верить. Но ведь утверждают, что об этом писали Маркс и Энгельс. Но все равно — не нужен мне такой коммунизм! Одно утешение — когда это еще будет!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Конспект"
Книги похожие на "Конспект" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Павел Огурцов - Конспект"
Отзывы читателей о книге "Конспект", комментарии и мнения людей о произведении.