» » » » Кеннет Макси - Вторжение, которого не было


Авторские права

Кеннет Макси - Вторжение, которого не было

Здесь можно скачать бесплатно "Кеннет Макси - Вторжение, которого не было" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Альтернативная история, издательство АСТ, Terra Fantastica, год 2001. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Кеннет Макси - Вторжение, которого не было
Рейтинг:
Название:
Вторжение, которого не было
Издательство:
АСТ, Terra Fantastica
Год:
2001
ISBN:
5-17-003163-7, 5-7921-0346-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Вторжение, которого не было"

Описание и краткое содержание "Вторжение, которого не было" читать бесплатно онлайн.



История не знает сослагательного наклонения. Но это вовсе не отменяет столь популярные сейчас исследования на тему: “Что было бы, если бы?..” Что было бы, если бы Гитлер осуществил вторжение в Англию? Что было бы, если бы в августе 41-го он бросил все свои силы на захват Москвы? История Второй мировой войны содержит бесчисленное множество подобных “развилок”, и их исследование — вовсе не никчемное любопытство. Анализируя прошлое, мы созидаем настоящее и изменяем будущее. “Альтернативы” — это не учебник с правильными или неправильными рецептами лечения уже отошедшей в прошлое болезни. Это — вызов к размышлению “о времени и о себе”.

Так что произошло бы, если бы Гитлер осуществил операцию “Морской лев” и напал на Англию? Авторы этой книги приводят тщательную реконструкцию “вторжения, которого не было”.






30

26

31

Тактико-технические характеристики всех упоминающихся в тексте К.Макси самолетов даны в Приложении 1.

32

27

33

28

34

29

35

Первоначально план войны на Западе повторял классическое развертывание Шлиффена: главный удар наносила группа армий “Б” фон Бока, наступающая через Бельгию и Голландию. По инициативе Э.Манштейна, начальника штаба группы армий “А” фон Рунштедта, план был пересмотрен. Теперь наступление в Бельгии рассматривалось как отвлекающее. Предполагалось, что союзники попытаются парировать его, для чего перебросят против группы армий “А” значительные силы. Как показал еще Шлиффен, такой контрманевр приводит к образованию слабо прикрытого участка между Намюром и Седаном.

36

Это отнюдь не являлось тайной, но союзники считали риск минимальным, исходя из того, что преодоление с боями лесистой и бездорожной Арденнской возвышенности, а затем форсирование реки Маас в среднем течении займет много времени и они успеют усилить оборону на Маасе. Выигрывали оба варианта, но, конечно, “поворот на юг” приводил к победе намного быстрее. При этом уничтожение прижатых к Ла-Маншу войск союзников возлагалось на корпуса группы армий “Б” и 16-ю армию из состава группировки Рунштедта. Остальные армии группы “А” — 4-я и 12-я — вместе с танками Клейста и Гота взламывали оборону на Сомме (которая на двадцать второе мая существовала только на бумаге) и осуществляли классический маневр на обход Парижа с запада. Такой план содержал в себе некоторые элементы риска (впрочем, не чрезмерного), но позволял закончить войну за одну операцию — в лучших традициях графа Шлиффена и германского Генерального штаба. (Именно этот вариант предлагает в своих мемуарах Э.Манштейн, автор развертывания плана “Гельб” — см.: Э.Манштейн. Утерянные победы. М., 1999). В действительности, однако, был принят более надежный “северный вариант”, причем приведен в жизнь он был неоптимальным способом.

37

30

38

На этом утверждении Кеннет Макси строит весь свой “альтернативный” план. Между тем оно просто неверно. Немцы, имея негативный исторический опыт “чудес на Марне”, отнеслись к предстоящей операции с надлежащей серьезностью и задействовали в ней больше войск, чем было использовано на первом этапе кампании (140 дивизий против 136). И в действительности “добивание” Франции (операция “Рот”) потребовало от Вермахта напряжения всех сил и заняло довольно много времени — даже несмотря на то, что французское командование, по существу, не управляло своими войсками. На стадии прорыва обороны потери (особенно в танках) были велики. Группа Клейста вообще не смогла самостоятельно выйти на оперативный простор. Окончательное поражение Франции определилось не 21 мая, а лишь 9–10 июня.

(В 1953 году французская военно-историческая служба опубликовала следующую интересную информацию: к 11.6.1940 г. у Франции оставалось 3047 танков, 743 бронемашины и больше самолетов, чем в начале кампании. Именно в июне вводились в строй те 1445 самолетов, которые в мае были неисправны. Кроме того, французы сняли для укрепления фронта на Сомме 18 дивизий из 26, находившихся на линии Мажино. Наконец, потери немцев в операциях первого этапа были огромны: 14 ак, например, потерял 65% танков.)

39

31

40

Представления автора о Норвежской операции 1940 года очень приблизительны: автор считает, что кампания была завершена высадкой десанта (между прочим, практически полностью морского). Это ошибка. Кампания оказалась очень трудной: 13 апреля 1940 года произошло “избиение 10 эсминцев” в порту Нарвика. В этот день только неуклюжесть руководства союзников спасла немцев от катастрофы. А “Кригсмарине” фактически на полгода перестали существовать как оперативная сила.

41

32

42

Такое совещание в Шарлевилле действительно имело место, и Редер действительно поднял там вопрос о вторжении. Подробности см. в книге: К. Klee Das Unternehmen “Seelowe”, на стр. 57.

43

33

44

ОКВ настолько слабо разбиралось как в авиационных проблемах, так и в чисто армейских, что ОКХ и ОКЛ лишь в одном случае не обнаружили бы изъянов в плане, предложенном высшей инстанцией: если бы они вообще не были поставлены в известность об этом плане. (Так произошло, например, при первоначальной разработке операции “Везерюбунг”.)

45

Сушествует много вариантов перевода должности А.Йодля, большинство из которых неадекватны. Йодль был начальником штаба оперативного руководства ОКВ. То есть выполнял функцию начальника оперативного отдела. (В настоящем переводе мы, как правило, будем пользоваться устоявшимся, хотя и неточным, обозначением: “начальник штаба ОКВ”.)

46

34

47

Именно в этом состояла основная задача ОКВ. То, что к концу первого года войны эта организационная структура впервые получила представление о своих обязанностях и увидела в этом проблему, несколько удивляет.

48

Англо-американская историография придает несколько преувеличенное значение так называемому “сражению у Арраса”. В действительности две британские дивизии при поддержке пары танковых батальонов отбросили немецкое боевое охранение на 3–5 километров к югу. Операция не получила развития, да и не могла его получить — хотя бы в виду нехватки горючего и боеприпасов. В целом контратака носила чисто демонстративный характер: англичане “как бы участвовали” в общем маневре, намеченном Вейганом.

49

“Стоп-приказ” вызвал ожесточенные споры уже в мае 1940 года. Не подлежит сомнению, что он оказался крупной, может быть, фатальной ошибкой Гитлера и фон Рунштедта. Советская историография рассматривала остановку немецких войск под Дюнкерком как “весьма непрямое” действие в рамках “большой стратегии” — примирительный жест, обращенный к Англии. Может быть, однако, все обстоит намного проще. Большинство немецких командующих (и Гитлер в том числе) сражались в Первую Мировую Войну во Фландрии и запомнили эту местность как совершенно непроходимую для широкого оперативного маневра. Естественно, они опасались использовать на этой местности драгоценные танки. Приходилось также принимать в расчет усталость войск, растянутость тылов, наличие угрозы флангам. См. также: Ф.Гальдер. Военный дневник. М., 1968. Т.1.}

50

35

51

} В Норвежской операции “Кригсмарине” лишились 3 крейсеров (“Кенигсберг”, “Карлсруэ”, “Блюхер”), 10 эсминцев и 4 подводных лодок. “Шарнхорст” и “Гнейзенау” получили серьезные повреждения. Союзники также понесли тяжелые потери — авианосец “Глориес”, 2 крейсера (“Эффингем” и “Карлей”), 9 эсминцев и 6 подводных лодок (включая французские и польские корабли). См.: “История Второй Мировой войны 1939–1945 гг.”. М., 1974. Т.3.

52

36

53

37

54

В настоящем переводе мы иногда будем использовать принятое в англо-американской литературе сокращение “Люфтваффе-два” как синоним выражения Второй Воздушный флот.

55

Вероятно, “опасаясь роста потерь”, Геринг с начала июля приказал сократить производство самолетов… (См. также Приложение 1: “Люфтваффе” и RAF”)

56

В действительности на начало июля 1940 года в составе “Люфтваффе” было лишь 359 Ju.52, причем не все они были боеспособны. Число Ju.90 и Fw.200 измерялось единицами. (Fw.200 — в транспортной модификации — и Ju.90 никогда не выпускались серийно.)

57

38

58

За время “Везерюбунга” (около 10 дней) 517 Ju.52 совершили 3018 вылетов, перевезя 29280 человек, 1177 т горючего, 2376 т грузов.

59

Ничего такого Геринг не говорил. В эти дни все внимание командующего “Люфтваффе” было привлечено к сложнейшей процедуре передислокации на Запад Второго и Третьего воздушных флотов. Это подразумевало приведение в порядок аэродромов, подъездных путей и железнодорожных магистралей (разрушенных в ходе боевых действий), организацию системы снабжения и системы управления полетами. При максимальном напряжении сил такая работа должна была занять 6–8 недель. Кроме того, с июня 1940 года началось переоснащение истребительных частей с Bf.109 модификации ЕЗ на Bf.109 модификации Е4, что также требовало времени. Наконец, следовало иметь в виду необходимость пополнения эскадрилий до штатной численности, пилоты же нуждались в отдыхе.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Вторжение, которого не было"

Книги похожие на "Вторжение, которого не было" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Кеннет Макси

Кеннет Макси - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Кеннет Макси - Вторжение, которого не было"

Отзывы читателей о книге "Вторжение, которого не было", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.