В Маклаков - Иностранное конституционное право (Под ред. проф. В.В. Маклакова)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Иностранное конституционное право (Под ред. проф. В.В. Маклакова)"
Описание и краткое содержание "Иностранное конституционное право (Под ред. проф. В.В. Маклакова)" читать бесплатно онлайн.
Рассматриваются конституционное право и политические институты 15 государств: США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Швейцарии, Японии, Индии, Индонезии, Бразилии, Китайской Народной Республики, Польши, Венгрии и Болгарии. Учтены как изменения в законодательстве этих стран, так и новые подходы к изучению и восприятию конституционного права этих государств в России.
В основе конституционной формулы лежал тезис: «плановое хозяйство — основа, рыночное регулирование — дополнение», но в китайской экономической литературе не было однозначного толкования этого тезиса. Часть экономистов видела основу в директивном плане, часть — в плановом управлении (как директивном, так и направляющем). Некоторые считали, что этот тезис следует понимать в смысле планового рынка как основы[94].
Социалистический характер экономики Китая проявляется, по мнению китайских экономистов, прежде всего в доминировании государственной собственности в народном хозяйстве страны и ведущей роли принципа распределения по труду.
Политическая установка КПК на создание социалистической рыночной экономики получила конституционное оформление. Ст. 15 основного закона КНР в редакции 1993 г. гласит: «Государство осуществляет социалистическое рыночное хозяйство. Государство усиливает законодательную деятельность в области экономики, совершенствует макрорегулирование.
Государство в соответствии с законом запрещает любым организациям или отдельным лицам нарушать экономический строй общества».
Многообразие форм собственности в Китае прямо связывается с особенностями переходного периода. Конституционное регулирование отражает разрешительный подход к формам собственности, т. к. упор делается на закрепление правового статуса отдельных форм собственности, далеко не равноправных. Так, в конституции закреплено, что основа социалистической экономической системы КНР — социалистическая общественная собственность на средства производства, то есть общенародная собственность и коллективная собственность трудящихся масс (ст. 6); государственный сектор экономики — «руководящая сила в народном хозяйстве» (ст. 7); различные формы кооперативной собственности рассматриваются как социалистический сектор хозяйства (ст. 8), а единоличные хозяйства городских и сельских тружеников определяются как дополнение к социалистическому общественному хозяйству (ст. 11).
Стремление создать стабильную обстановку для проведения экономической реформы предопределило и другую особенность китайской конституции. В Китае частное хозяйство определяется как дополнение к социалистическому общественному хозяйству (ст. 11); в 1988 г. эта статья была дополнена следующим образом: «Государство допускает существование и развитие частного хозяйства в пределах, установленных законом. Частное хозяйство является дополнением к социалистической экономике, основанной на общественной собственности. Государство охраняет законные права и интересы частного хозяйства, направляет его деятельность, осуществляет контроль и управление».
Закрепление на конституционном уровне роли частного предпринимательства является официальным признанием эффективности данного сектора экономики; это новый момент в практике государства, идущего по социалистическому пути.
Конституция КНР разрешает также иностранцам вкладывать капиталы в экономику Китая (ст. 18). Китай использует все формы привлечения иностранного капитала как в ссудной, так и производительной форме. По американским оценкам, в 1979–1986 гг. общая сумма притока капитала в КНР достигла почти 29 млрд. долларов, из которых около 72 % пришлось на займы и кредиты, а 28 % — на прямые инвестиции[95]. Однако доля предприятий с участием иностранного капитала в валовом производстве страны невелика и составляет около 2 %.
Государственное право КНР и партийные документы оперируют крупными социально-структурными общностями как наиболее значимыми для китайского общества и для управления им используются такие привычные для социалистического «конституционализма» понятия, как классы, рабочие, крестьяне, интеллигенция. Так, во введении конституции КНР в 1982 г. записано, что «в деле социалистического строительства необходимо опираться на рабочих, крестьян и интеллигентов». Действительно, в период господства идеалов «большого котла» и «железной плошки», нивелировки потребностей населения и искусственного поддержания однородности их интересов, классы выступали как наиболее социально значимые структуры китайского общества.
Экономическая реформа стимулировала осознание специфичности интересов различных слоев и групп. Исследования социологов показывают, что представители различных слоев населения все чаще идентифицируют себя не с каким-либо классом (а, следовательно, не поддерживают его политические и социальные установки и программы), а с иными социо-культурными общностями (по национальности, образованию, возрасту и т. д.), все отчетливее осознает свои специфические интересы молодежь, формируются этноконфессиональные общности; кадровые специалисты, служащие государственного аппарата, преподаватели все чаще пишут о превращении интеллигенции в самую прогрессивную общественную силу[96].
Конституционно-правовой статус граждан в КНР
Правовой статус человека в КНР зависит от того, к какой категории относится данное лицо: к гражданам, иностранцам или лицам без гражданства. Причем иностранцы и апатриды даже формально не приравнены к гражданам в какой-либо части прав и свобод. Ст. 32 конституции гласит: «Китайская Народная Республика охраняет законные права и интересы иностранцев, находящихся в Китае; находящиеся в Китае иностранцы должны соблюдать законы КНР».
Другие категории лиц для китайского конституционного права не имеют значения, т. к. в КНР последовательно проводится принцип непризнания двойного гражданства.
Конституция 1982 г. — первая конституция социалистического периода, в которой употребляется термин «гражданин». Ст. 33 конституции устанавливает: «Все лица, имеющие гражданство КНР, являются гражданами КНР». Закон о гражданстве конкретизирует эту норму. Китайскими гражданами считаются: 1) лица, оба или один из родителей которых являются китайскими гражданами и которые родились на территории Китая; 2) лица, оба или один из родителей которых являются китайскими гражданами и которые родились на территории другой страны (однако, если дети приобрели гражданство другой страны, то они не приобретают гражданства Китая, например, в случае, если в другой стране действует «принцип почвы»). Родившиеся на территории КНР дети постоянно проживающих в Китае апатридов приобретают китайское гражданство. Иностранцы и лица без гражданства могут быть приняты в гражданство КНР, для этого они должны «проявить готовность соблюдать Конституцию и законы страны» и отвечать одному из нижеследующих условий: иметь близких родственников среди китайских граждан, постоянно проживать в КНР или иметь надлежащие основания (какие именно, закон не оговаривает; видимо, это отнесено на усмотрение администрации). Рассмотрение ходатайств о приобретении, утрате китайского гражданства и восстановлении в нем относится к компетенции министерства общественной безопасности КНР.
Граждане наделены в политической сфере правом избирать и избираться, свободой слова, печати собраний, союзов, уличных шествий и демонстраций, правом обращаться с критикой или предложениями в адрес любых государственных органов или государственных служащих.
В экономической и социально-культурной сфере закреплено право на труд, отдых, пенсионное обеспечение по старости, в случае болезни и нетрудоспособности, право собственности и наследования, право на образование, свобода научно-исследовательской деятельности, литературно-художественного творчества и деятельности в других областях культуры.
Личные права и свободы на конституционном уровне представлены свободой и неприкосновенностью личности, неприкосновенностью чести и достоинства граждан, свободой совести, свободой и тайной переписки, неприкосновенностью жилища, правом на получение компенсации за ущерб, нанесенный государственными органами или государственными служащими, а также некоторыми правами, связанными с браком и семьей.
Конституционное регулирование правового статуса человека в КНР отличается рядом особенностей.
1. В конституционном перечне отсутствует целый ряд важнейших прав и свобод, в большинстве стран вынесенных на этот уровень. Прежде всего это право на жизнь. Вполне понятно, что ценность человеческой жизни в государстве с миллиардным населением и тоталитарным строем не высоко, независимо от того, закреплено в конституции право на жизнь или нет. Здесь китайская Конституция просто следует традиции социалистического конституционализма не закреплять это право, традиции, самой по себе многое говорящей о государстве и его строе.
Формулируя право на жизнь, современному законодателю приходится проводить грань между правом родителей свободно решать вопрос о рождении ребенка и правом эмбриона на жизнь. Китайский подход к этой проблеме вряд ли может быть описан в общецивилизационных терминах. Быстрые темпы роста миллиардного населения создают реальную опасность для обеспечения нормального жизненного уровня населения. В Китае более 25 % прироста национального дохода идет на нужды нового родившегося населения[97], что осложняет решение задачи повышения жизненного уровня населения. В КНР активно проводится политика планирования рождаемости по формуле «один ребенок — в городской семье, два ребенка — в сельской семье» (эта формула для ханьцев, для национальных меньшинств нормы выше), Ст. 25 конституции гласит: «Государство осуществляет планирование рождаемости с тем, чтобы привести рост населения в соответствие с планами экономического и социального развития». Такая политика включает предоставление льгот по снабжению, кредитных, налоговых и других льгот семьям, соблюдающим требования государства, и целый ряд мер; к нарушителям политики планирования рождаемости, в частности, при рождении второго ребенка в городской семье родители должны выплатить в фонд государства штраф в размере 3–4 тысяч юаней[98]. Эта политика КНР не пользуется популярностью в международном сообществе, поскольку означает ограничение прав человека, но позволяет китайскому руководству смягчить противоречие между чрезмерным ростом населения и сравнительно низким уровнем экономического и социального развития. Планирование рождаемости нашло отражение на конституционном уровне не только как сфера деятельности государства, но и как обязанность семьи: ст. 49 конституции устанавливает: «Супруги — муж и жена — обязаны осуществлять планирование рождаемости».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Иностранное конституционное право (Под ред. проф. В.В. Маклакова)"
Книги похожие на "Иностранное конституционное право (Под ред. проф. В.В. Маклакова)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В Маклаков - Иностранное конституционное право (Под ред. проф. В.В. Маклакова)"
Отзывы читателей о книге "Иностранное конституционное право (Под ред. проф. В.В. Маклакова)", комментарии и мнения людей о произведении.