Жан-Франсуа Лиотар - Состояние постмодерна

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Состояние постмодерна"
Описание и краткое содержание "Состояние постмодерна" читать бесплатно онлайн.
Книга известного философа Жана-Франсуа Лиотара (р. 1924 г.) стала за годы, прошедшие со времени ее первой публикации, классической. В ней освещаются вопросы знания, его состояния и модели легитимации в постсовременную эпоху, а также различные типы языковых игр и их прагматика, Автор исследует, каким образом в наше время может легитимироваться социальная связь, что происходит с идеей справедливого общества, может ли результативность и эффективность системы быть целью познания и развития общества.
Для преподавателей философии, а также для студентов и аспирантов, специализирующихся в области общественных наук. Представляет интерес для специалистов — философов, социологов, филологов, искусствоведов и широкого круга интеллектуалов.
Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и французского культурного центра в Москве, а также Издательства Центрально-Европейского университета (CEU Press) и Института «Открытое Общество».
Жан-Франсуа Лиотар. Состояние постмодерна. «Институт экспериментальной социологии» Москва. Издательство «Алетейя». Санкт-Петербург. 1998.
Перевод с французского Н. А. Шматко.
197
Epstein I. Jogos//Ciencia e Filosofia. Revista Interdisciplinar. Universidade de Sao Paulo, 1979.
198
«Вероятность снова проявляется здесь не как основополагающий принцип структуры объектов, но как регулирующий принцип структуры поведения» (Granger G. G. Pensee formelle et sciences de l'homme. Aubier-Montaigne, I960. P. 142). Идея, что боги играют, скажем, в бридж, была скорее гипотезой греков доплатоновского периода.
199
Op. cit. P. 4.
200
Непрерывная кривая не спрямляется внутренней гомотетией. Она была определена фон Кохом в 1904 году и описана Мандельбротом. (См. бибилиографию к «Фрактальным объектам»).
201
См.: Thome R. Modeles mathemariques de la morphogenese// 10/18, 1974. Изложение доступное неспециалистам в теории катает-роф дано К. Помианом в «Катастрофах и детерминизме» (Pomian К. Catastrophes et determinisme//Libre. j4, 1978. P. 115–136).
202
Пример взят Помианом у Зеемана: Zeeman E. С. The Geometry of Catastrophe // Times Literary Supplement. 10 decembre 1971.
203
Thorn R. Stabilite stucturelle et morphogenese. Essai d'une theorie generale des modeles. Reading (Mass.): Benjamin, 1972. P. 25.
204
Thom R. Modeles mathematiques… — Op. cit. P. 24.
205
Ibid. P. 25.
206
См., в частности: Watzlawick & al. Op. cit. Chapitre VI.
207
«Нужно различать условия производства научного знания от самого производимого знания; сделать неизвестным известное, а потом реорганизовать это незнание в независимую символическую метасистему…Специфика науки состоит в ее непредсказуемости.» (Breton Ph. Pandore. № 3. Avril 1979. Р. 10).
208
Rаророгt А. Theorie des jeux a deux personnes. Paris: Dunod, 1969. P. 159.
209
Medavar P. B. The Art of the Soluble. London: Methuen, 6 ed., 1967. Chap. «Two Conceptions of Science», «Hypothesis and Imagination».
210
Фейерабендт объясняет это, опираясь на пример Галилея, и оспаривает как «анархизм», так и эпистсмологический «дадаизм», выступая против Поппера и Лакатоса. (Feyerabend P. Against Method. London: NLB, 1975.)
211
В рамках данного исследования мы не имели возможности проанализировать форму, которую принимает возврат рассказа в легитимирующий дискурс: открытая систематика, локальность антиметод и т. п. — то, что мы объединили здесь под именем паралогии.
212
Нора и Минк, например, приписывают успехи, достигнутые Японией в области информатики, «интенсивности социального консенсуса», который они считают свойственным японскому обществу (op. cit. P. 4.). В заключении к своей книге они пишут: «Общество, к которому она [динамика широкой социальной информатизации] привела, является неустойчивым: построенное для стимулирования выработки консенсуса, оно предполагает его существование и блокируется, если не удается его достичь» (op. cit. Р. 125). И. Стурдзе в статье, цитированной нами выше, настаивает на современной тенденции к дерегуляции, дестабилизации, ослаблении управления, которая усиливается утратой доверия общества в эффективность государства.
213
В смысле Куна (Op. cit.).
214
Помиан в своей статье (art. cit.) показывает, что такое (катастрофическое) функционирование не имеет ничего общего с гегелевской диалектикой.
215
«Легитимация решений заключается, главным образом, в аффективном процессе научения, не подверженного всяким пертурбациям. Это один из аспектов более общего вопроса: как изменяются ожидания, как политико-административная подсистема может перестроить ожидания общества с помощью каких-то решений, тогда как она всего лишь подсистема? Этот сегмент не может оказать эффективного воздействия, если не сможет сформировать новые ожидания в других существующих системах, будь то личности или социальные системы» (Luhmann N. Legitimation durch Verfahren. Loc. cit. P. 35).
216
Можно встретить формулировку этой гипотезы в более ранних исследованиях: Riesman D. The Lonely Crowd. Cambridge (Mass.): Yale U.P., 1950; Whyte W. H. The Organization Man. N. Y.: Simon & Schuster, 1956; Marcuse G. One Dimensional Man. Boston: Beacon, 1966.
217
Ж. Рей-Дебове (op. cit. P. 228sq) отмечает рост знаков косвенной речи или анонимной коннотации в современном повседневном языке. Однако он напоминает: «косвенная речь ненадежна».
218
Как писал Ж. Кангием, «человек только тогда здоров, когда способен на многие нормы, когда он более, чем нормален» (Canguihem G. Le normal et le pathologique (1951) // La connaissance de la vie. Paris: Hachette, 1952. P. 210).
219
Э. Э. Давид отмечает (art. cit.), что общество может узнать о потребностях, которые оно испытывает в современном состоянии, только от своего технологического окружения. Для фундаментальной науки характерно открывать неизвестные свойства, которые могут изменить модель технологической среды и сформировать непредвиденные потребности. Он приводит пример использования твердых материалов для усиления и развития физики твердых тел. Такая «негативная настройка» социальных интеракций и потребностей по современному техническому объекту критиковалась Р. Жоленом (Jaulin R. Le mythe technologique // Revue de l'entreprise. j26, mars 1979. P. 49–55). Автор рецензирует работу: Haudricourt A. G. La technologie culturelle, essai de methodologie // Histoire des techniques / Gille B. (ed.). Loc. cit.
220
Медавар (op. cit. P. 151–152) противопоставляет стили письменной и устной речи ученых. Первый должен быть «индуктивным», если не хочет пройти незамеченным, второй — содержит целый список выражений такого рода, как «My result don't make a story yet», которые можно часто услышать в лабораториях. Он делает вывод: «Scientists are building explanatory structures, telling stories…».
221
Наиболее известный пример такого рода описан в: Feuer L. S. The Conflict of Generations (1969). Как подчеркивает в своем предисловии к французскому изданию этой книги Московиси, «Относительность родилась в „академии“ случая, образованной друзьями, из которых ни один не был физиком: только инженеры и философы-любители», (t. f. Einstein et le conflit des generations. Bruxelles: Complexe, 1979.)
222
Это парадокс Оруэлла. Бюрократ говорит: «Мы не будем довольствоваться ни негативным подчинением, ни даже самым низким послушанием. Когда в конце-концов вы придете к нам, вы сделаете это добровольно» (Orwell. 1984. N. Y.: Harcourt & Brace, 1949). В языковой игре этот парадокс принимает форму: «Будь свободен» или еще «Желай, что ты желаешь». Он проанализирован в: Watzlawick & al. Op. cit. P. 203–207; Salanskis J. M. Geneses «actuelles» et geneses «serielles» de l'inconsistant et de I'heterogene // Critique. j379, decembre 1978. P. 1155–1173.
223
См. описание у Нора и Минка (op. cit. Presentation) напряженности, которая нс замедлила появиться во французском обществе с массовой информатизацией.
224
См. прим. 181, а также дискуссию по концепту «открытая системность» в работах: Watzlawickd & al. Op. cit. P. 117–148; Salanskis J. M. Le sytematique ouvert. 1978.
225
После отделения церкви от государства Фейерабенд (op. cit.) потребовал, в том же «светском» духе, отделения науки от государства. А как же с отделением Науки от Денег?
226
По крайней мере, это один из способов понять, что означает этот термин, относящийся к проблематике О. Дюкро (op. cit.).
227
«Язык функционирует как трансформатор: личные знания трансформируются в высказывания, а потребности и чувства — в нормативные ожидания (заповеди или ценности). Такая трансформация устанавливает важное различие, которое отделяет субъективность намерения, желания, удовольствия или боли, с одной стороны, от выражений и норм, претендующих на универсальность, с другой стороны. Универсальность — значит объективность познания и легитимность действующих норм. Такие объективность и легитимность обеспечивают общность (Gemeinsamkeit), существенную для становления социального жизненного мира». Мы видим, что прописанная таким образом проблематика, фиксируя вопрос о легитимности на одном типе ответа — универсальности, с одной стороны, предполагает тождественность легитимации для субъекта познания и для субъекта действия, наперекор кантовской критике, разделяющей концептуальную тождественность, свойственную первому, от идеальной тождественности («сверхчувственной природы»), которая является горизонтом второго; а с другой стороны, — поддерживает консенсус (Gemeinschaft) как единственно возможный горизонт жизни человечества. (Habermas J. Raison et legitimite Loc. cit. P. 23–24.)
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Состояние постмодерна"
Книги похожие на "Состояние постмодерна" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Жан-Франсуа Лиотар - Состояние постмодерна"
Отзывы читателей о книге "Состояние постмодерна", комментарии и мнения людей о произведении.