Жан-Франсуа Лиотар - Состояние постмодерна

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Состояние постмодерна"
Описание и краткое содержание "Состояние постмодерна" читать бесплатно онлайн.
Книга известного философа Жана-Франсуа Лиотара (р. 1924 г.) стала за годы, прошедшие со времени ее первой публикации, классической. В ней освещаются вопросы знания, его состояния и модели легитимации в постсовременную эпоху, а также различные типы языковых игр и их прагматика, Автор исследует, каким образом в наше время может легитимироваться социальная связь, что происходит с идеей справедливого общества, может ли результативность и эффективность системы быть целью познания и развития общества.
Для преподавателей философии, а также для студентов и аспирантов, специализирующихся в области общественных наук. Представляет интерес для специалистов — философов, социологов, филологов, искусствоведов и широкого круга интеллектуалов.
Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и французского культурного центра в Москве, а также Издательства Центрально-Европейского университета (CEU Press) и Института «Открытое Общество».
Жан-Франсуа Лиотар. Состояние постмодерна. «Институт экспериментальной социологии» Москва. Издательство «Алетейя». Санкт-Петербург. 1998.
Перевод с французского Н. А. Шматко.
53
Проследите за закатом в последние двадцать лет таких великих имен как Сталин, Мао, Кастро в качестве родоначальников революции. Подумайте о том, как потрескался образ президента Соединенных Штатов после Уотергейта.
54
Это центральная тема книги Музиля Р. Человек без свойств. Т. 1, 2. Москва: Ладомир, 1994. В комментариях к французскому изданию этой книги Ж. Буврес подчеркивает близость этой темы с темой «богооставленности» (dereliction) человека, связанной с «кризисом» науки в начале XX века и с появлением эпистемологии Э. Маха. Он приводит следующие свидетельства: «Учитывая, в частности, состояние науки, человек может быть сделан только из того, о чем ему говорят, что он есть, или из того, что делают с тем, что он есть… Это мир, в котором пережитые события становятся независимыми от человека… Это мир, где все „случается“, происходит, однако без того, чтобы это было с кем-то, без кого-то, кто мог бы за это ответить». (Bouveresse J. La problematique du sujet dans «L'Homme sans qualites» // Noroit (Arras). j234 &: 235. Decembre 1978 — janvier 1979.)
55
Baudrillard J. A l'ombre des majorites silencieuscs, ou la fin du social. Paris: Utopie, 1978.
56
Это терминология теории систем; например, Ф. Немо (Op. cit.) пишет: «Представим общество в виде системы в кибернетическом смысле этого слова. Такая система есть сеть коммуникаций с перекрёстками, на которых коммуникация накладывается друг на друга и откуда она перераспределяется…»
57
Ж.-П. Гарнье приводит следующий пример: «Информационный центр по социальным инновациям, руководимый А. Дужье и Ф. Блох-Лане, имеет своей задачей рецензировать, анализировать и распространять информацию о новых экспериментах в каждодневной жизни (образование, здоровье, правосудие, культурная деятельность, урбанизм и архитектура и т. п.). Этот банк данных по „альтернативным практикам“ предлагает свои услуги государственным органам, ответственным за то, чтобы „гражданское общество“ было цивилизованным обществом: Плановое управление, Секретариат социальной защиты и т. д.» (Gamier J.-P. Op. cit. P. 93).
58
3. Фрейд особенно настаивал на этой форме «предуготовленности». См., например: Robert M. Roman des origines, origine du roman. Paris: Grasset, 1972.
59
См. труды М. Серра, в частности, «Гермес»: Serres M. Hermes. I–IV Paris: Minuk, 1969–1977.
60
Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Lire. Edinburgh: U. of Edinburgh P., 1956; Gouldner A. W. Op. cit., chap. 10; Touraine A. La voix et le regard. Paris: Seuil, 1978; Touraine A. et al. Lutte etudiante. Paris: Seuil, 1978; Callon M. Sociologie des techniques? // Pandore. 1979. j2. P. 28–32; Watzlawick et al. Op. cit.
61
См. выше примеч. 41. Тема общей бюрократизации как будущего современных обществ раскрывалась еще у Рицци: Rizzi В. La bureaucratisation du monde. Paris, 1939.
62
Grice H. P. Logic and Conversation//Specch Act III. Syntax and Semantics / Cole P., Morgan J. J. (ed.). N. Y.: Academic P., 1975. P. 59–82.
63
О феноменологическом подходе к проблеме см. М. Мерло-Понти: Merleau-Ponty М. (ed. Cl. Lefort). Resumes de cours. Paris: Gallimard, 1968 (курс лекций 1954-55r.) О психоаналитическом подходе: Loureau R. L'analyse insdturionnelle. Paris: Minuit, 1970.
64
В указ. выше работе М. Калона читаем: «Социологизм есть движение, которым акторы устанавливают и учреждают различия; границы между социальным и не социальным; тем, что относится к техническому и что нс относится; воображаемым и реальным: линия, прочерчивающая эти границы, есть ставка в борьбе и никакой консенсус не возможен, за исключением случая тотального господства». Ср. с рассуждениями Турена по поводу так называемой «перманентной социологии» (Touraine A. La voix et le regard. Paris: Seuil 1978).
65
Аристотель строго ограничивал предмет познания, определяя то, что он называл апофантикой: «Любая речь что-то означает (semantikos), но не любая речь является денотативной (apophantikos): таковой является только та, про которую можно сказать верно или ошибочно. Однако, это не всегда возможно: молитва, например, это речь, но она ни верна, ни ложна» (Peri hermmeins; 4, 17а).
66
Popper K. Logik der Forschung. Vienne: Springer, 1935; id. Normal Science and its Dangers // Criticism and the Growth of Knowledge / Latakos I. & Musgrave A. (ed.). Cambridge (GB) U.P., 1970. Vol. I.
67
Beaufret J. Le poemу de Parmenide. Paris: PUF, 1955.
68
Здесь «Bildung» еще и в смысле, который ему придавал культурализм (англ. «culture»). Этот термин преромантизма и романтизма (ср. у Гегеля «Volksgeist»).
69
См. американскую школу культурализма: С. Du Bois, A. Kardiner, R. Linton, M. Mead.
70
Например, учреждение европейского фольклора с конца XVIII века в отношении с романтизмом: исследования братьев Гримм, Вука Каратича (народные сербские сказки), и т. д.
71
Это был, коротко, тезис Леви-Брюля (Levy-Bruhl L. La mentalite primitive. Alcan, 1922).
72
Levi-Stausse Cl. La pensee sauvage. Paris: Plon, 1962.
73
Jaulin R. La paix blanche. Paris: Seuil, 1970.
74
Propp V. L. Morphologie of the Folktale // International Journal of Linguistics. j24, octobre 1958.
75
Levi-Stausse Cl. La structure des mythes (1955) // Anthropologie structurale. Paris: Plon, 1958; id. La structure et la forme. Reflexions sur un ouvrage de Vladimir Propp // Cahiers de l'Institut de science economique appliquee. j99. Serie M, mars 1960.
76
Roheim G. Psychoanalysis and Anthropology. N. Y., 1950.
77
Ans Andre M., de. Le dit des vrais hommes. Paris: 10/18, 1978.
78
Ibid. P. 7.
79
Мы выбрали этот пример из-за прагматического «ярлыка», которым окружена передача рассказов и чья антропология старательно нам передается. См.: Clasters P. Le grand Parler. Mythes et chants sacres des Indiens Guarani. Paris: Seuil, 1974.
80
О нарратологии, которая вводит в анализ прагматическое измерение, см. тр. Ж. Женета: Genette G. Figures III. Paris: Seuil, 1972.
81
См. примеч. 34 данной книги.
82
Отношение метр/ударение, образующее и изменяющее ритм, находится в центре гегелевской рефлексии над спекуляцией. См.: Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Предисловие, 4.
83
Эта информация любезно предоставлена А. М. д'Анс, которого мы благодарим.
84
См.: Charles D. Le temps de la voix. Paris: Delarge, 1978; Avron D. L'appareil musical. Paris: 10/18, 1978.
85
Eliade M. Le mythe de l'eternel retour: Archetypes et repetitions. Paris: Gallimard, 1949.
86
Данный пример взят из работы Фреге «Ueber Sinn und Bedeutung» (1892).
87
Latour Br. La rhetorique du discours scientifique // Actes de la recherche en sciences sociales. 1977. j13.
88
Bachelard G. Le nouvel esprit scientifique. Paris: PUF, 1934.
89
Descartes. Meditations metaphysiques. 1641. Meditation IV.
90
Hempel К. Philosophy of Natural Science. Englewood Cliffs (N. J.): Prentice Hall, 1966.
91
Мы не можем рассмотреть здесь все трудности, которые вызывает такая двойная предпосылка. См. по этому вопросу: Descombes V. L'inconscient malgre lui. Paris: Minuit, 1977.
92
Это наблюдение маскирует значительную трудность, возникающую также и при анализе наррации. Трудность эта состоит в различении языковых игр и родов дискурса. Мы здесь ее рассматривать не будем.
93
См. примеч. 90.
94
Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975.
95
О позиции детей во время первых научных занятий или о манере, с которой аборигены толкуют объяснения этнологов, см. работу: Levi Straws CL. La pensee sauvage. Loc. cit. Chapitre I «La science du concret».
96
Так, Метро говорит Кластресу: «Чтобы изучить первобытное общество, нужно чтобы оно уже начало разлагаться». В самом деле, нужно, чтобы информаторабориген смог его проанализировать глазами этнолога, спрашивая себя о функционировании его институтов, а следовательно, — о его легитимности. Рассуждая о своем провале в племени ахе, Кластрес делает вывод: «И поэтому в одно и то же время ахе принимают подарки, которых они не просили, и отказываются от всех попыток диалога, потому что они были достаточно сильными, чтобы в нем не нуждаться. Мы сможем начать с ними говорить, когда они заболеют». (Цитируется по: Cartry M. Pierre Clastres // Libre. j 4.1978.).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Состояние постмодерна"
Книги похожие на "Состояние постмодерна" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Жан-Франсуа Лиотар - Состояние постмодерна"
Отзывы читателей о книге "Состояние постмодерна", комментарии и мнения людей о произведении.