Борис Привалов - Веселый мудрец. Юмористические повести

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Веселый мудрец. Юмористические повести"
Описание и краткое содержание "Веселый мудрец. Юмористические повести" читать бесплатно онлайн.
Повести Бориса Привалова «Веселый мудрец», «Нестерко — мужик озорной» и «Два чудака» написаны по мотивам узбекских, белорусских и молдавских народных сказок и анекдотов.
Герои повести — находчивые, остроумные, веселые люди. Мудрость народа, которую они олицетворяют, помогает им преодолевать трудности, выходить из беды, побеждать своих недругов, достигать цели.
— Верно! — обрадовался староста. — Делим урожай пополам!
И поп со старостой двинулись на писаря:
— Чтобы духу твоего тут не было!
— Нас трое, ты один! — покрикивал бедняк, — Не попадайся под горячую руку!
Силы были явно неравны, и писарь побрел прочь, грозясь и ругаясь.
Поп и староста начали делить поле — кому с какой стороны убирать урожай4
Сначала разговор шел мирно, затем стал громким, потом сорвался на крик.
— У тебя и своей кукурузы хватит, — орал поп, — а у меня ныне недород!
— Тебе богомольцы принесут, а мне налоги платить надо! — верещал староста.
— Скажите, правда, что все на земле — творение рук божьих? — робко спросил бедняк попа.
— Конечно, — ответил поп. — Ты что, священных книг не читал? Там все точно сказано.
— А кто ближе стоит к богу — вы или староста? — продолжал бедняк.
— Конечно, я, — сказал поп. — Кто же этого не знает?
— Так почему же творение рук божьих не принадлежит тому, Кто ближе всех к богу? — сделал наивное лицо бедняк. — При чем тут староста?
— Да ты что? — ужаснулся староста. — Да я тебе…
— Я же только спрашиваю! — уточнил бедняк. — Мне-то все равно с этого урожая ни зернышка не перепадет.
— Зачем, и в самом деле, мне с кем-то делиться? — подумал поп вслух и жадно поглядел на сочную кукурузу. — Верно, тут все мое по праву!
— Да я… да вас… да… — бормотал ошарашенный староста.
— Нас двое, а он один, — шепнул бедняк попу.
— Истину глаголешь. Един двоим не противься? — подхватил поп и, обратившись к старосте, добавил: — А ну-ка, сын мой, уйди от греха!
— Давай, давай, — поддержал бедняк, — мне-то лично все одно, но раз батюшка настаивает… Ослушание — грех. Не читал, что ли, священных книг?
— Вы еще у меня поплачете! — жалобно взвизгнул староста. — Я вам покажу!..
И он заковылял по пыльной дороге следом за писарем.
— Ну, наконец-то мы одни, — радостно вздохнул поп. — Завтра утром пришлю своих работников — они живо все приберут. А ты сторожи, никуда не отлучайся! Я тебе за это мешок прошлогодней кукурузной муки дам!
Рано утром приехали на волах поповские батраки Урожай забирать, а кукурузы уже и след простыл!
Бедняк в это время сидел в саду у старосты и жаловался на судьбу:
— Всю ночь работал, поле сжал, урожай свез… Друзья помогли — а то бы не справился. Что мне было делать? Ждать до утра, пока поповские работники приедут? Так ведь батюшка нехорошо поступил, вашу долю себе забрал, писаря с поля прогнал. Разве это по-божески?
— Верно, — согласился староста. — Нельзя так,
— Вот и я этак рассудил. А если вас с писарем позвать на дележ — батюшку, выходит, обману. Тоже грех. Как быть? Пришлось, чтобы никому не обидно было, все себе забрать. Тяжело на душе — но что поделаешь? Вы уж защитите меня, если батюшка ругать станет…
— Ты за мной, как за каменной стеной, — улыбнулся староста, довольный тем, что урожай не достался попу. — Я тебя в обиду не дам.
Так бедняк вышел сухим из воды.
Вот что значит получить вовремя хороший совет!
Богачи много раз грозили копачу: не суй носа не в свои дела! Даже смутьяном называли. А Илие только посмеивался в усы:
— Я гол, как сокол, мне бояться нечего. Степь у меня никому не отнять.
Если кто-нибудь пытался в обмен на совет подарить Илие что-либо, то копач сердился:
— Смотри, поссоримся! Никогда больше ничего тебе не присоветую.
— Как же так, мош Илие? Ведь я от всего сердца, — смущался бедняк, — вы же помогли мне…
— Я помог тебе, ты поможешь еще кому-нибудь, — отвечал копач. — Вот мы и в расчете будем.
…Когда же копачу стало невмоготу целые месяцы проводить в пути, когда с каждым днем все труднее и труднее становилось орудовать заступом, когда люди все чаще и чаще начали называть его «мош Илие», решил он больше не покидать родное село. Слава его, как степной ветер, разгуливала от Днестра до Прута, а мош Илие сидел в своей хате, в Олте бужорском, и принимал гостей. Их всегда было много, потому что каждому хотелось поговорить с великим копачом, получить от него совет.
Гостей мош Илие встречал в каса маре — щедро украшенной и чисто прибранной горнице. Был мош худощав и быстр в движениях. Одеваться он любил во все белое — только поясом ярко-красным подпоясывался.
Пышные белые усы и густые седые брови казались чужими на его лукавом молодом лице.
Рассаживались гости по лавкам, заводили разговор о погоде, о видах на урожай. А уж потом переходили к делу.
Иногда подъезжали к хате моша Илие и кое-кто из богачей. Многим из них хотелось посоветоваться с Илие — ведь, говорят, у богатеев тоже случаются беды.
Но при виде богатого экипажа мош Илие вывешивал на двери веник. Это означало — дома никого нет. Приходилось незваным гостям возвращаться восвояси несолоно хлебавши.
Отсюда и поговорка пошла: «Богач пришел — веник нашел».
Зато для бедняков сердце моша Илие всегда было открыто.
Как-то раз пришел к нему чабан, в кожаных лаптях-постолах, с палкой-ерлыгой в руке.
— Кто тебя таким сделал? — удивился Илие. — Рубаха дырявая, свитка вся в клочьях, даже сквозь шапку волосы наружу торчат. Не человек — решето!
— Отец, — чуть не плача, молвил чабан, — мой хозяин, торгаш, в могилу меня гонит.
— У купца три руки, — сказал мош Илие, — одной дает, двумя берет.
— Купец — торгаш хитрый, — продолжал чабан. — Купил он тощую отару, кожа да кости. Подумал: дай откормлю ее, продам с выгодой. Нанял меня овец пасти. Теперь рассчитываться пора. Оказывается, я ему еще должен. С меня он вычел за солому, на которой я спал, за воду, что я пил, за то, что я на его лошади в степь ездил, за то, что возле его очага грелся несколько раз… Я_ сказал — нет, обман это. А хозяин так отвечает: «Зачем нам ссориться? Решим дело по-братски, по справедливости. Созовем друзей и все вместе разберемся — кто кому должен». Каждую субботу они собираются — приказчик, староста, десятский, сотский, писарь… Пьянствуют, в карты играют. На этот раз он сказал, чтобы и я приходил. Мою судьбу решать будут.
Не теряй зря времени, — покрутил ус мош Илие, — иди по дворам и выбирай самых тощих овец. Составь из них отару, И чтобы голов было столько же, сколько их у тебя в хозяйской отаре сейчас. Понял?
— Кажется, понял… А откормленных овец отдать тем, у кого я взял тощих? Так?
— И несколько грошей получишь с каждого хозяина — ведь не зря ты чабанил!
— И тощих сдать купцу?
— Конечно, вы будете в расчете. Он не платит тебе заработанного, а ты отдаешь ему то, что получил весной… Вы — квиты. А грош к грошу — рубль — карбован набежит. Свое ты получишь, в накладе не останешься… Только спеши с обменом: пока они там веселятся, ты должен успеть превратить толстых овец в худых. Иди и не благодари меня. Я помог тебе, ты поможешь еще кому-нибудь — вот и сочтемся.
И, как потом купец ни кричал, куда ни жаловался, никто ему помочь не смог. Все овцы были в наличии. А то, что они стали худыми да тощими, сам виноват: не! нужно было нанимать плохого чабана.
Вот какие мудрые советы давал мош Илие,
РАССКАЗ О ТОМ, КАК ЖИЛИ НА СВЕТЕ ЧУДАК
ИОН ЧОРБЭ И ДЕСЯТЬ ЕГО ДЕТЕЙ
— Кем бы ты хотел стать, Тындалэ: помещиком, купцом или генералом?
— Чудаком. Чудаки умеют улыбаться!
Из разговоров Пэкалэ и Тындалэ
Жаркая июньская ночь спустилась на село — кончилось воскресенье.
Двор корчмы был до того завален пустыми винными бочками, что время от времени одна из них, не выдерживая напора других, выкатывалась на улицу, пугая бродячих собак.
Тут и там в мягкой уличной пыли спали гуляки. Легкий храп поднимался к небесам.
С другого конца села слышался топот, смех, музыка — там молодежь продолжала начавшийся еще днем жок.
Выкатившаяся со двора бочка наехала на одного из храпунов. Тело зашевелилось, перевернулось на другой бок. Приподнялась с земли серая от пыли усатая голова, уловила далекие звуки жока.
Танцуют… играют… пыль поднимают… — пробормотала голова. — Разве они понимают… разве это веселье… Вот мы с кумом… повеселились… мы… с кумом… — И голова бессильно упала на землю.
Широкоплечий корчмарь выгонял из корчмы засидевшихся гуляк. Он бережно ставил на порог подгулявшего, потом шлепал его по спине своей большой ладонью, и забулдыга вылетал на улицу. Блаженно улыбаясь и загребая непослушными ногами уличную пыль, он выписывал немыслимые вензеля, пока не спотыкался о кого-нибудь из спящих и не падал. Столпившиеся в корчме гуляки дружно хохотали, забывая о том, что их ждет та же участь.
Корчмарь выставлял за дверь очередного гостя — коротенького круглобедрого, похожего на фляжку, толстяка. Могучая ладонь уже была занесена для шлепка, когда корчмарь приметил у пьяницы торчащий из-под сползшей на глаза бараньей шапки толстый сизый нос. Такой нос был только у одного человека — у кума сельского старосты Профира, приехавшего в Бужор погостить.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Веселый мудрец. Юмористические повести"
Книги похожие на "Веселый мудрец. Юмористические повести" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Борис Привалов - Веселый мудрец. Юмористические повести"
Отзывы читателей о книге "Веселый мудрец. Юмористические повести", комментарии и мнения людей о произведении.