Борис Привалов - Веселый мудрец. Юмористические повести

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Веселый мудрец. Юмористические повести"
Описание и краткое содержание "Веселый мудрец. Юмористические повести" читать бесплатно онлайн.
Повести Бориса Привалова «Веселый мудрец», «Нестерко — мужик озорной» и «Два чудака» написаны по мотивам узбекских, белорусских и молдавских народных сказок и анекдотов.
Герои повести — находчивые, остроумные, веселые люди. Мудрость народа, которую они олицетворяют, помогает им преодолевать трудности, выходить из беды, побеждать своих недругов, достигать цели.
Хозяевами Молдавии считали себя генералы, помещики, торгаши, полицейские.
Именно в годы царского произвола все чаще и чаще вставали на защиту своих прав обездоленные батраки и рабочие.
Именно в эти годы особенно призывно звучали рассказы и песни о гайдуках, о борьбе народа с богачами.
И уж, конечно, дело не обходилось без историй о двух чудаках.
Итак, будьте знакомы с Пэкалэ и Тындалэ!
РАССКАЗ О ТОМ, КАК ДЕДУШКА ИЛИЕ ДАВАЛ СОВЕТЫ,
И КАК ОДИН ИЗ НИХ НЕ БЫЛ ВЫПОЛНЕН
— Бедняга Пэкалэ! Усталый, голодный! Хочешь воды, хлеба, брынзы! Что тебе дать?
— Дай мне дельный совет. А уж с его помощью я стану сытым!
Из разговоров Пэкалэ и Тындалэ
Прежде в Молдавии многие села носили одинаковые названия. Было, к примеру говоря, десятка полтора Олтов, несколько Бужоров. А чтобы они не путались, их называли Олт ялпухский или Бужор криулянский — в зависимости от местности. То село, о котором пойдет речь, тоже называлось Олтом. Располагалось оно по соседству с Бужором. Поэтому Бужор именовался олтским, а Олт — бужорским. Вот в этом-то Олте бужорском и жил дед Илие.
К нему за советом приходили люди издалека — из Тирасполя и Липкан, Кагула и Сорок. Молдаване называли его мош Илие, венгры — бачи Илеш, а русские — дедушка Илья.
Имя дедушки звучало на разных языках по-разному, но произносили его все одинаково почтительно — мош Илие был знаменитый копач.
Копач — эго человек, который находит воду и роет колодцы.
В Молдавии много степей, а солнце жаркое, знойное, Чуть запоздал дождик — вот и засуха тут как тут. Мелкие речки пересыхают, капля воды дороже камня-самоцвета становится. Как быть овечьим отарам, табунам лошадиным, людям, которых зной в степи застал? Счастлив тот, кому на пути повстречается колодец. Пей, умывайся, наполняй впрок баклаги прозрачной холодной водой. Да не забудь добрым словом помянуть того безвестного копача, который вырыл колодец!
С заступом да мешком за плечами вышагал мош Илие вдоль и поперек родную молдавскую степь. Всю жизнь — а лет ему было столько, что он и сам уже сбился со счета, — отыскивал мош Илие воду и рыл колодцы. Но не только этим прославился старик. Любили его крестьяне и чабаны за то, что в жизни своей он ни разу не покривил душой, лживого слова не молвил.
— Правдив, как мош Илие! — говорили в бужорском Олте про честного человека, и трудно было отыскать похвалу более дорогую.
Кое-кому не нравилась слава копача-правдолюбца. Несколько раз богатеи пытались поймать его на слове. Однажды, узнав, что Илие отдыхает в тени дуба у дороги, помещик Крушеван придумал такую ловушку: у черной бараньей шапки-кучмы окрасил одну сторону в красный цвет, а белому коню вымазал один бок желтой краской. Нахлобучил эту кучму на своего батрака, усадил его на разноцветную лошадь.
— Проскочи мимо Илие так, чтобы он видел только черную половину куч мы и желтый бок лошади! — приказал батраку Крушеван. — Ну, стрелой!
И батрак помчался.
— Если копач скажет, что шапка на всаднике черного цвета, то это будет неправдой — вслух рассуждал помещик, — потому что она наполовину красная. То же самое и с лошадью — она не белая и не желтая. Попался копач!
Затем Крушеван в сопровождении друзей и прихлебателей подъехал к Илие и спросил:
— Не проезжал ли здесь всадник в черной кучме?
— И на желтой лошади, — добавил один из прихлебателей.
— Проезжал здесь один человеку ответил копач Илие. — Та сторона шапки, — которую я видел, была черного цвета, А бок лошади — желтый. Какого же цвета другой бок у лошади — не знаю.
Так и не смогли посмеяться над копачом богатеи. А про случай этот стало известно всей степи — крушеванов батрак рассказал.
Через некоторое время один жадный шинкарь поспорил с сельским старостой, что сумеет обмануть копача Илие и заставит его сказать неправду.
Шинкарь придумал хитрую штуку: одел девочку мальчиком, дал ей в руки баклагу с водой.
Когда Илие подходил к шинку, девочка в одежде мальчика пошла ему навстречу. Молча поклонилась копачу и юркнула в хату.
Тотчас же выскочил на улицу сельский староста с шинкарем, закричали:
— Вы не видели тут мальчишку с баклагой вина? Копач ответил:
— Тут прошел ребенок, одетый мальчиком' Но мальчик это или девочка — не знаю. Он нес баклагу. С вином или нет — откуда мне известно! Я к ней не успел приложиться.
— Все правильно, ты проиграл, шинкарь! — сказал староста.
— Я тоже не в проигрыше! — засмеялся шинкарь.
— Это почему? — удивился староста. — Над тобой теперь все издеваться будут! Из других сел будут приходить сюда, на тебя пальцами показывать! Ославил тебя старик на всю округу!
— Так ведь чем больше ко мне в шинок народу придет — тем лучше! — объяснил шинкарь. — Главное, чтобы все платили за выпитое и съеденное!
И старосте, который обычно пил и ел в долг, а долги никогда не платил, пришлось замолчать.
Еще много раз придумывались разные ловушки, чтобы запутать копача, с толку его сбить, но Илие всегда с честью выходил из испытаний.
Шли годы, и бедняк копач, много повидавший на своем веку, много сделавший добрых дел, стал знаменитым. К нему приходили за — советом, его приглашали для разрешения споров, ему люди поверяли свои тайны.
Стоило Илие появиться в каком-нибудь селе, как уже несколько десятков человек собиралось возле хаты, где он остановился. Каждый делился своими заботами, бедами и горестями. И каждому Илие подсказывал какой-либо выход из положения, придумывал что-нибудь спасительное, помогал не только словом, но частенько и делом.
А отвечать приходилось копачу на вопросы самые неожиданные.
— Мне хозяин денег не платит, — жаловался батрак. — Как быть?
— Как выбрать из десяти девушек невесту? — вздыхал красавец парень. — Все они как на подбор пригожие, а мне нужна такая, которая хозяйкой будет хорошей, работящей, старательной… Что делать?
— За долги помещик отобрал у меня всю кукурузу, — горевал крестьянин. — А я уж и не должен ему ничего, третий раз все один и тот же долг отрабатываю. Запутал он меня!
И копач Илие придумывал, как наказать хозяина-обманщика, как выбрать из десяти красавиц самую работящую, как заставить помещика вернуть отобранную кукурузу.
Об этих придумках рассказывали по всей Молдове. Их, как сказки, передавали друг другу чабаны у ночных костров, рыбаки в приднестровских лиманах, лесорубы в Кодрах.
Взять хотя бы историю о том, как копач Илие помог спасти урожай одного бедняка.
Бедняк посеял в степи, на ничейной земле, кукурузу. Вырыл два колодца и поливал поле все лето. И выросла у него кукуруза — выше человеческого роста. А початки — ладонями не охватишь!
Ехали по дороге поп, сельский староста да писарь. Увидели в степи кукурузу — бросились на нее, как вороны на зерно.
— Поделим между собой! — кричат. Бедняк говорит:
— Это поле я сеял, я на нем работал, мне и урожай снимать.
Да какое тут! Разве одному с троими справиться! Разве им докажешь свою правоту?
На его бедняцкое счастье шел по дороге копач Илие. Остановился — не часто среди степи кукурузу увидишь. А из кукурузных зарослей голоса раздаются:
— Мое!
— Нет, мое!
Увидел мош Илие бедняка, подошел к нему, расспросил обо всем,
А на поле крик стоит: дележ в самом разгаре.
Разгладил копач усы, хлопнул крестьянина по плечу:
— Ты с ними один справишься, да так4 что они даже жаловаться на тебя не посмеют. Слушай — вот что нужно делать… — Растолковал Илие что к чему и пошел своей дорогой.
Повеселел бедняк, поспешил к полю. Там — дым коромыслом.
— Это моя половина! — кричит поп,
— Нет, — голосит староста, — тут моя сторона! А вам вот тот угол! Я первый кукурузу заметил!
— Так дело не пойдет! — орет писарь. — Давайте жребий тянуть!
— Не так вы делите, — вмешался бедняк.
— Молчи! — пригрозил староста. — Без тебя обойдемся!
— Не вертись тут, — посоветовал писарь, — не попадайся под горячую руку!
— Уйди подальше от греха! — пробасил поп.
— Ладно, — вздохнул бедняк. — Мне-то что… Видно, уж воля господня — быть мне без кукурузы… Да только делите вы неправильно… Видит бог, не по закону…
— Как же делить, по-твоему? — спросил староста.
— На две части, — сказал бедняк. — Вам и батюшке.
— А мне? — как свинья под ножом, завопил писарь.
— Глядите, как неуважительно ведет себя эта чернильная душа, — с укоризной покачал головой бедняк. — Вы, батюшка, наш духовный пастырь. Староста — хозяин наш на земле, а этот писарь ставит себя вровень с вами, уменьшает вашу долю…
— Верно! — обрадовался староста. — Делим урожай пополам!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Веселый мудрец. Юмористические повести"
Книги похожие на "Веселый мудрец. Юмористические повести" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Борис Привалов - Веселый мудрец. Юмористические повести"
Отзывы читателей о книге "Веселый мудрец. Юмористические повести", комментарии и мнения людей о произведении.