Лидия Новицкая - Уроки вдохновения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Уроки вдохновения"
Описание и краткое содержание "Уроки вдохновения" читать бесплатно онлайн.
Книга старейшего театрального педагога и режиссера Л. П. Новицкой содержат ценнейшие записи занятий К. С. Станиславского с учениками в Оперно-драматиче-ской студии. На примере работы над трагедиями Шекспира «Ромео и Джульетта» и «Гамлет» автор рассказывает о последнем открытии великого реформатора сцены, получившем название «метод физических действий», и предлагает систему практического применения этого метода, а также разработанную на занятиях Станиславского поэтапную схему работы над пьесой. В книге возникает яркий образ К. С. Станиславского с его художественными и этическими исканиями.
Вторая часть книги — «Тренинг и муштра» — связана с непосредственной практикой преподавания актерского мастерства. Она содержит ценный, проверенный автором материал для практических занятий с будущими актерами по элементам системы Станиславского.
Задача 2-х других солдат — хотим перевязать рану командира.
Задача командира — хочу дать разрешение, 7-й факт. Надо накормить и остальных. Задача Матери — хочу накормить и уложить остальных. Задача оставшихся солдат — хотим поскорее поесть и отдохнуть.
Задача командира — хочу напиться воды, чтобы утолить жажду и тоже вздремнуть.
8-й факт. Спите, родные, спите! Я поберегу вас!
Задача Матери — хочу бережно охранять их покой.
'Этюд в действии.
1-й факт. Поздний вечер. Пожилая женщина сидит на лавке. Потом встает, идет к печке, забирается на около стоящую лавку и начинает на печке готовить себе постель.
2-й факт. Вдруг тихий стук в окно. Она настораживается, прислушивается. Стук повторился. Она слезла с лавки, подошла к окну, приподняла тряпку, завешивающую окно, стала всматриваться в темноту.
3-й факт. В это время такой же осторожный стук раздается в наружную дверь. Она еще раз прислушалась и, взяв «коптилку» со стола, пошла в сени.
4-й факт. Подойдя к наружной двери, спросила: «Кто там?». Ей тихо ответил мужской голос: «Матушка, открой, пожалуйста, поскорей!». Слышен стук открываемой двери и слова Матери: «Наши! Родные! Проходите скорей!». И опять голос солдата: «С нами еще двое и раненый командир». Ответ Матери: «Скорей, скорей, ведите его!». Пауза. А затем шум входящих людей. Мать: «Сюда, сюда в горницу».
5-й факт. В горницу входят солдаты, один несет «коптилку», ставит ее на стол, а за ним двое других ведут раненного в ногу командира. Слышен стук запираемой двери. Входят Мать и еще один солдат, он помогал ей запирать дверь на засов.
Мать. Сюда, на лавку кладите.
Командир. Нет, я лучше на полу лягу.
Мать. Погоди, я сейчас подстилку и подушку дам. Помогите, касатики…
Она влезает на лавку и подает все это солдатам. Они устраивают на полу постель для командира. А Мать достает еще кое-какую ветошь — подстилки для других солдат и кладет их на лавку у стола. В это же время солдаты, поддерживающие командира, снимают с него шинель, помогают ему улечься и укрывают шинелью.
Командир (улегшись, спрашивает у Матери). Фашисты далеко?
Мать. В селе Нагорном, верст десять отсюда.
Командир. Авдеев в караул, а ты, Александров, сменишь его через два часа, а потом — Федор.
Авдеев. Есть. (Собирается уходить.)
6-й факт. Мать (наливая щи, командиру). Пусть поедят сначала. А я постерегу.
Командир. Ну хорошо. Только скорей.
Мать ставит на стол щи и картошку солдатам Авдееву и Александрову, а двое других солдат перевязывают рану командиру.
Мать. Вот щи, пустые, правда, а вместо хлеба — картошка.
Солдаты. Спасибо, спасибо, матушка.
Мать направляется к двери, чтобы посторожить, пока солдаты поедят.
Федя (снимая сапог с раненой ноги командира). Мать, вода теплая есть?
Мать. Есть, есть, сынок! (Достает из печки теплую воду, наливает в тазик и подает.)
2-й солдат. И хорошо бы чистую тряпку.
Мать. Сейчас, сейчас, родной.
Достает старую, но чистую рубашку, рвет ее и подает солдату. Потом уходит караулить. Солдаты промывают рану и завязывают ее чистой тряпкой.
Солдат Авдеев (кончив есть, обращается к командиру). Разрешите идти?
Командир. Иди.
Солдат Александров ложится на полу головой на ту же подушку, что и командир. Солдаты заканчивают перевязывать рану. Входит Мать.
7-й факт. Мать. Сейчас и вас покормлю.
Федя. Матушка, а это куда девать? (Указывает на тазик и грязные бинты).
Мать. Я уберу. А вы помойте руки в сенях, там вода в ведре.
Солдаты выходят. Мать берет миски to стола. Наливает щей, подкладывает картошки. Ставит все на лавку. (У стола спит Александров.) Солдаты приходят, садятся есть. В это время Мать выносит тазик и бинты в сени, и вернувшись, подходит к командиру, предлагает ему поесть, но он отказывается и просит попить, она подает ему воды. Потом солдаты стелят себе данную им Матерью ветошь и ложатся спать, прикрываясь шинелями.
8-й факт. Все засыпают, а Мать, потихоньку двигаясь, убирает миски с лавки, садится на нее, чтобы охранять их покой. (Прикрыть, если раскроются, подать воды раненому и т. д. и т. д.).
Вторым этапом подхода к роли являются литературные отрывки, в них мы передаем чужие темы, чужие мысли. Константин Сергеевич Станиславский рекомендовал на этом этапе заимствовать темы из произведений художественной литературы — из романов, повестей, рассказов. Он предлагал сначала произносить мысли автора своими словами, а уж затем использовать текст автора.
Эти работы мы называем обычно отрывками. Для них обычно берется законченный эпизод из романа или повести. Тема, текст, предлагаемые обстоятельства и характеры уже даны нам автором. Причина, по которой работают над прозаическими отрывками раньше, чем над драматургическими, заключается именно в том, что в литературных отрывках сам автор помогает начинающему актеру. Он дает подробные, конкретные, углубленные предлагаемые обстоятельства, описывает взаимоотношения действующих лиц, определяя их характеры, не только через их поступки, но в описательном тексте раскрывает «зерно» их характеров.
В литературных отрывках мы себе разрешаем некоторые вольности с авторским текстом: во-первых, составляя отрывок, монтируем его из разных глав; во-вторых, иногда вводим небольшие тексты, помогающие логически связать смонтированные куски; в-третьих, позволяем себе переводить повествовательную прозу в диалоги, в «собственную речь».
Материалом для литературных отрывков могут служить рассказы (очень хороши для этого рассказы А. П. Чехова, например: «Переполох», «Размазня» и многие другие; В. Лациса «Полуночное чудо»; И. Ракши «Письмо» и так далее).
Работать над рассказом проще, чем над отрывком из повести или романа, так как в рассказе автор сам дает четко выстроенный сюжет и конфликт.
Возьмем для примера рассказ А. П. Чехова «Невидимые миру слезы».
Сверхзадача: «Помните: надо создавать настоящую, здоровую семейную жизнь, а не счастливую напоказ, чтобы не получилось: „В людях ангел — не жена, дома с мужем — сатана!“»
Сквозное действие Ребротесова — иду на все, чтобы показать себя хозяином в доме, счастливым мужем.
Сквозное действие Марии Петровны — «воздав должное» мужу, разыгрываю из себя радушную хозяйку.
Сквозное действие Двоеточиева — сравнивая семейную жизнь Ребротесова со своей, жалею себя.
Сквозное действие Пружины-Пружинского — завидую Ребротесову, мечтая о такой же семейной жизни для себя.
1-й эпизод. Ребротесов приглашает приятелей к себе отужинать.
1-й факт. Подвыпившие друзья разносят свой клуб — даже ужина там не получишь.
2-й факт. Друзья предаются мечтам о вкусной еде.
3-й факт. Ребротесов приглашает друзей к себе на ужин.
Задача приятелей — радостно цепляемся за приглашение.
2-й эпизод. Ребротесов — «хозяин». «Вот как я живу — что хочу, то и творю!»
1-й факт. Ребротесов отчитывает денщика.
2-й факт. Ребротесов отдает приказ приготовить закуску.
Задача Ребротесова — властно распоряжаюсь.
Задача остальных — предвкушаем роскошный пир.
3-й факт. Ребротесов, приготовляя стол к ужину, заливается соловьем.
Задача остальных — ждем с нетерпением.
4-й факт. Неожиданное осложнение.
Задача Ребротесова — оценив неприятное сообщение, принимаю отчаянное решение.
Задача остальных — настораживаемся.
3-й эпизод. Оборотная сторона медали — вот кто настоящий хозяин в доме.
1-й факт. Ребротесов обхаживает жену.
Задача Марии Петровны — отвязаться, отослать его спать.
2-й факт. Снося ругань и побои жены, Ребротесов продолжает добиваться своего.
Задача Ребротесова — хочу получить ключи от погреба и шкафа.
Задача Марии Петровны — «дать ему по заслугам», чтобы отвязаться.
3-й факт. Ребротесов добивается своего. Но какой ценой?!
Задача Марии Петровны — чтобы кончить эту жуткую сцену — уступаю ему.
4 эпизод. В ожидании Ребротесова друзья, чтобы не скучать, затевают никчемный спор.
Задачи — отстоять свои позиции.
(В этом месте описательный авторский текст переводится в разговорный.)
5 эпизод. «Идеальные голубки». «Не жена, а клад».
1-й факт. «Батюшки, что с вами?»
Задача Пружины-Пружинского — оценить истерзанный вид Ребротесова.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Уроки вдохновения"
Книги похожие на "Уроки вдохновения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лидия Новицкая - Уроки вдохновения"
Отзывы читателей о книге "Уроки вдохновения", комментарии и мнения людей о произведении.