Чжан Юнь - Китайское искусство владения мечом. Руководство по тай-цзи цзянь

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Китайское искусство владения мечом. Руководство по тай-цзи цзянь"
Описание и краткое содержание "Китайское искусство владения мечом. Руководство по тай-цзи цзянь" читать бесплатно онлайн.
Занятия искусством тай-цзи имеют оздоровительный эффект, способствуют становлению личности и характера человека. Тай-цзи цюань - одно из самых популярных китайских боевых искусств. Для тех, кто уже давно практикует безоружную форму тай-цзи цюань, открывается множество возможностей, в том числе - освоение цзянь, обоюдоострого меча, оружия, история которого уходит в глубину веков. Автор этой книги, посвятивший практике тай-цзи цзянь 25 лет, предлагает "короткую" форму, состоящую из 32 поз.
При исполнении комбинации тяо меч используют для нанесения колющих или рубящих ударов, вслед за которыми проводится режущий удар вверх. Техника является сочетанием цы и ти. Эта комбинация распространена и весьма эффективна, но предполагает наличие мощной внутренней силы, исходящей от запястья и предплечья (рис. 6.134).
Срезание
Термин «сяо» буквально означает «срезать» или «резать» и применяется по отношению к комбинации приемов цзяо, дай, я и цзи. Целью этой стремительной и утонченной техники является поиск бреши в обороне соперника с последующим проведением контратаки. Обычно такая «брешь» появляется вокруг оружия противника. При исполнении комбинации сяо меч начинает движение по дуге и заканчивает его прямым выпадом (рис. 6.77). Внутренняя сила исходит от пояса. Для осуществления комбинации используются острые поверхности верхней части меча (цюаньрэн).
Сяо всегда применяется вслед за выполнением защитных приемов и нередко в сочетании с гэ и я. Рубящий удар наносится вдоль оружия соперника.
Легкий и быстрый режущий удар
Дословно термин «ляо» означает «разбрасывать». Техника является комбинацией цзи, тяо и сяо и представляет собой быстрое, плавное и короткое режущее движение острием или передней частью меча. Оружие движется вдоль клинка соперника. Существует два варианта выполнения этой комбинации. В жэньляо меч удерживается хваткой иньба либо нэйба (рис. 6.217). В фанляо оружие удерживается либо хваткой янба, либо вайба (рис. 6.223). Основной целью применения данной техники является нарушение сосредоточенности противника.
Повесить
Гуа означает «что-либо повесить». Техника представляет собой комбинацию цзи, дьян, лан и дай. При ее исполнении следует думать о своей цели как о крючке и представлять, как вы собственным мечом вешаете нечто на этот «крючок» (рис. 6.147). Техника применяется часто, но для ее выполнения требуются хорошая работа ног и незаурядная ловкость.
Отрубить
Чжань означает «отрубать». Техника является комбинацией пи, цзиэ, я и цзи. При ее выполнении применяется ребро меча. Движение должно быть стремительным и жестким. В отличие от пи рубящий удар более стремителен, короток и внезапен. Существуют два варианта исполнения. Во время проведения техники хэньчжан удар наносится в горизонтальной плоскости, а при проведении шучжан — в вертикальной (рис. 6.227). Выполняя прием, представьте, что вы действительно что-то отрубаете.
Выпад держателем кисти
Термином «тандьян» обозначают любое атакующее движение держателем кисти (цзяньтан). Меч удерживается в левой руке хваткой фанво, а удар наносится держателем кисти (рис. 6.48).
Блок рукоятью
Термином «цзяньбинь лангэ» обозначают постановку блока с помощью эфеса меча (цзяньбинь). При выполнении приема меч держат в левой руке в положении фанво (рис. 6.41).
Выпад «пальцем-мечом»
Атаку посредством цзяньцзюэ обозначают термином цзюэдьян (рис. 6.35). С помощью этой техники можно значительно усилить приток ци к кончикам пальцев. Удары наносятся по акупунктурным точкам на теле противника.
ДВИЖЕНИЯ МЕЧА
Для успешного проведения на практике боевых приемов тай-цзи цзянь необходимо иметь представление о базовых движениях цзянь и соблюдать определенные правила.
Существуют три основных движения меча: укол, выпад и круговое движение. Первое представляет собой короткое и очень точное движение, при исполнении которого ци направляется на острие цзянь. Если поток ци достаточно силен, то укол будет стремительным и точным. В бою он наносится в одну из акупунктурных точек.
Выпад прост в исполнении, но всегда должен быть стремительным. Запястье — прямое, так чтобы внутренняя сила направлялась к цели по прямой линии. При нарушении прямолинейного движения меча происходит ослабление потока ци и внутренней силы. Если вы не сумеете контролировать движение острия клинка, то возникнет напряжение в области запястья, что не позволит направить ци к кончику меча.
По сравнению с двумя предыдущими круговые движения, называемые цзяньцюань, используются более часто. Как уже говорилось в главе 3, цзяньцюань должны быть плавными, расслабленными и уравновешенными, чтобы обеспечить свободный поток ци по всему телу. В бою круговые движения позволяют быстро переходить от одного приема к другому и следовать за движениями соперника при минимальных энергетических затратах. Иными словами, цзяньцюань являются краеугольным камнем формы тай-цзи цзянь.
Наряду с утонченными приемами в форме тай-цзи цзянь используется мощная и энергичная техника. Для того чтобы сочетать утонченность и мощь, следует преуспеть в искусстве расслабления. Возможно, такое решение вопроса покажется несколько упрощенным. Однако не заблуждайтесь — научиться искусству полного расслабления очень непросто. Если вы уже преуспели в этом, занимаясь безоружной формой тай-цзи цюань, то используйте свои навыки при освоении формы тай-цзи цзянь. В безоружной форме особое внимание уделяется расслаблению ног и поясницы.
В форме тай-цзи цзянь основной упор делается на тренировку кисти, которая должна быть ловкой и в то же время достаточно сильной. Область запястья определяет способность управлять мечом. Если вы не сумеете расслабить кисть, то поток ци будет заблокирован в этой области, то есть не достигнет цзянь, движения которого утратят свою мощь и точность. Когда такое происходит, меч начинает «вилять» или, по-китайски, «пяо».
Если вы владеете приемами с дао (широким мечом), то воздержитесь от применения этих навыков при работе с цзянь. Несмотря на некоторую схожесть между техникой владения этими мечами, во многих отношениях приемы с цзянь и дао никогда не следует путать между собой. Например, подъем дао над головой и вращение им вокруг тела не имеют ничего общего с техникой обращения с цзянь. Коль скоро цзянь является обоюдоострым, повышается опасность нанесения травмы себе самому. Кроме того, цзянь, в отличие от дао, тупую часть которого можно использовать для блоков, никогда не используется для жесткого блокирования. В целом приемы с дао можно назвать более мощными, а с цзянь — более утонченными.
В практике с цзянь не следует забывать о трех важнейших правилах. Во-первых, цзяньцзюэ («палец-меч») не должен следовать за цзяньтан (рукоятью), когда обе руки сходятся на рукояти цзянь. Во-вторых, цзяньцзюэ никогда не должен двигаться вдоль цзянь-рэн, оставаясь позади цзяньтан большую часть времени. И наконец, тело всегда должно следовать за цзянь-тан, сообщая мечу дополнительную мощь. Традиционно рекомендуют «уделять внимание цзяньтан при работе с цзянь». Считается, что по движению цзяньтан можно судить об уровне мастерства исполнителя.
Манипулируя мечом, вы должны чувствовать, что цзянь и ваше тело являются единым целым. Поток внутренней силы должен протекать непрерывно и плавно от ног к острию меча.
Управление всеми движениями тела следует осуществлять от поясницы. При этом надо всегда оставаться расслабленным и в то же время сосредоточенным, с тем чтобы цзянь в любой момент мог последовать за потоком сознания. И наконец, помните о том, что шэнь должен управлять и, ци, цзин и движениями тела. Способность использовать силу духа таким путем является залогом достижения высших уровней мастерства в искусстве тай-цзи цзянь.
ГЛАВА 6
ТРИДЦАТЬ ДВЕ ПОЗЫ ТАЙ-ЦЗИ ЦЗЯНЬ
В этой главе детально представлены тридцать две позы формы тай-цзи цзянь стиля У. Если вы новичок, то начинайте с освоения основных движений и на время забудьте о внутренних компонентах и практическом применении боевых приемов. Освоив движения, поочередно переходите к изучению других элементов. Будьте терпеливы и последовательны, и вы добьетесь успеха.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Формы тай-цзи цзянь зародились относительно недавно. К середине XIX в., когда мастер Ян Лучань преподавал тай-цзи цюань в Пекине, они еще не существовали. Он обучал лишь основным приемам и принципам владения цзянь своих сыновей и учеников, благодаря которым впоследствии классический комплекс тай-цзи цзянь обрел свою окончательную конфигурацию. В наши дни существует множество форм, но все они основаны на одних и тех же базовых принципах.
Традиционные шестьдесят четыре позы «длинной» формыК концу XIX в. известные пекинские мастера разработали ставшую классической форму стиля У, состоящую из шестидесяти четырех поз. В то время в Пекине боевые искусства преподавались многими прославленными наставниками, ряд которых, например Цюань Ю, Лю Дэкуан, Цзи Чжисюй и Чан Юан-тинь, были близкими друзьями и единомышленниками. Совместная работа позволила им воссоздать традиционные формы и изобрести новые. Эти знания они передавали своим ученикам. Один из их последователей, мастер Сю Юшэнь, основал в Пекине известную школу боевых искусств (впоследствии — Пекинский институт физической культуры) и в качестве преподавателей пригласил представителей разных стилей. В этой школе обучали многочисленным формам, некоторые из них со временем стали весьма популярными. Сын мастера Цюань Ю, Аи Шэнь, также известный под именем У Цзяньцюань, преподававший искусство тай-цзи цюань, обучал своих учеников форме из шестидесяти четырех поз, разработанной его отцом с друзьями. Со временем она стала известна как «стиль У».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Китайское искусство владения мечом. Руководство по тай-цзи цзянь"
Книги похожие на "Китайское искусство владения мечом. Руководство по тай-цзи цзянь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Чжан Юнь - Китайское искусство владения мечом. Руководство по тай-цзи цзянь"
Отзывы читателей о книге "Китайское искусство владения мечом. Руководство по тай-цзи цзянь", комментарии и мнения людей о произведении.