» » » » Владимир Борейко - Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи


Авторские права

Владимир Борейко - Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Борейко - Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Природа и животные, издательство Киевский эколого-культурный центр, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи
Издательство:
Киевский эколого-культурный центр
Год:
2003
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи"

Описание и краткое содержание "Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи" читать бесплатно онлайн.



В книге собран экологический лесной фольклор различных времен, стран и народов, посвященный отдельным деревьям и священным рощам.






Хидаста из долины Верхней Миссури верили в то, что все природные объекты имеют своего духа, который появлялся в виде тени. Считалось, что тень трехгранного тополя «содержала» влиятельного духа, обладающего большим разумом. Хидаста также верили в то, что когда такое одинокое дерево вымывалось во время весенних паводков, то до тех пор, пока корни цеплялись за землю и дерево не падало в воду, дух дерева плакал. Хидаста считали, что причиной несчастий, начавших обрушиваться на племена в 1870-х гг., было неуважение со стороны людей к этому святому дереву.

Люди народа чилула (жившие в густых сосновых и красного дерева лесах на северном побережье Калифорнии столетиями), полагали, что святые леса красного дерева являются воплощенными духами. Согласно представителю племени фидо Роберту Лэйну: «Особенностью этих деревьев является то, что они могут затрагивать внутренние струны души человека. Человек ощущает себя здесь в безопасности и лишенным своего напускного величия. Наше существование обретает смысл. Вот почему мы говорим, что лес красных деревьев подобен церкви, деревья обладают властью и живут».

Убеждение в том, что деревья являются домами для живых существ, легло в основу большого числа важных верований, существующих и поныне. Некоторые из них связаны с концепцией о том, что деревья помогают земле быть плодородной, а также способствуют плодовитости домашних животных и здоровью людей. Благодаря благоприятному воздействию духов деревьев, деревья дают людям пищу, одежду, кров и орудия для охоты и рыбалки. Обитающие в них духи являются источниками физического и духовного исцеления, включая способность наделять мудростью тех людей, которые способны ее «принять». Наконец, считается, будто посредством обитающих на них божеств, деревья способны помочь людям в преобразовании их сознательности, и тому, чтобы они стали вести гармоничный образ жизни с матерью Землей и остальными существами.

Деревья-предки

С незапамятных времен деревья ассоциировались с рождением, генеалогией и жизненными циклами, как индивидуумов, так и людских сообщностей. Когда мы говорим о «возвращении к нашим корням», мы имеем в виду не только наши индивидуальные и семейные традиции и обычаи, но и то, что связано с нашими предками и местом нашего рождения. Обращение к дереву как к образу наших генетических, культурных и духовных корней свидетельствует о давних и неразрывных связях с деревьями.

Мифы о создании

Мифы, затрагивающие «древесные» истоки человечества, можно найти по всему миру. Айны, живущие на Хоккайдо и Сахалине, считают, что человеческий позвоночник был создан из ивы. В годы молодости спина человека своей гибкостью напоминает молодую иву, тогда как в старости спина становится более жесткой и сгорбленной, как дерево старой ивы. Как только рождался ребенок у айнов, изготовлялись фетиши этого дерева. Согласно Джону Бэтчелору: «Как только ребенок появляется на свет, отец, или чаще дед, идет к берегу реки, где он усаживается на землю и молится своим богам. После того он отрезает зеленую ветку ивы около фута длиной. Преисполненный почтения, он несет ее домой и у очага выстругивает из нее фетиш. По окончании он возносит набожные молитвы богине огня и затем, осторожно беря этот фетиш обеими руками, несет его к ложу ребенка и устанавливает там как божество, хранитель новорожденного».

Жители Фиджи утверждают, будто они произошли от деревьев и других растений. Сакар Шен Гупта, автор «Святых деревьев в различных странах и культурах», говорит, что каждое племя имеет свое специальное дерево, служащее не только в качестве тотема, но и дающее племени имя. Например, каравы известны как «дети панданы», ибо они уверены в своем происхождении от дерева панданы.

Согласно скандинавским сказаниям, когда бог Один создавал мир, первого мужчину он создал из ясеня, а первую женщину — из вяза. После придания им формы, жизни и души, Один назвал человека Аскром, а женщину — Эмблой, т. е. именами деревьев. В мифах кельтов говорится о том, что мужчина произошел от ольхи, тогда как первая женщина — от горного ясеня.

Греки также считали, будто люди произошли от мифического ясеня. Согласно Гесиоду, третья или медная раса людей была образована Зевсом из ясеня. Еще в 1825 г. в шотландских горах ясень относили к предку человечества по материнской линии. При рождении ребенка, повивальная бабка возлагала один конец зеленой ветки ясеня в огонь. Пока она горела, бабка собирала сок, капавший с другого конца палки, и давала его как пищу ребенку.

Тунгусы Сибири верят в существование огромного мифического дерева, называемого Туруру. Хотя оно и не считалось предком всего племени, оно было источником происхождения будущих шаманов и знахарей. Цитируя тунгусского шамана Семена Семенова, Джозеф Кэмпбелл пишет: «Наверху находится дерево, где «воспитываются» шаманы до того, как они обретают силу. На ветвях этого дерева есть гнезда, в которых находятся души, не оставляемые никогда без внимания. Чем выше расположено гнездо, тем сильнее шаман, «выращенный» в нем, тем больше он будет знать и тем дальше он будет видеть».

Подобное убеждение в том, что деревья являются местом душ тех, кому предстоит родиться, существует и среди людей племени арунта в Центральной Австралии. Они верят, что души детей обитают в листве определенных деревьев, и выращивают их там Туанджирана («добрые горные духи») и Мелбаты (их жены). Дальше к северу варрамунги считают, что духи еще не родившихся детей меньше щепотки песка и пребывают на определенных деревьях. Рождение возможно после того, как дух оторвется от дерева и проникнет в чрево будущей матери. Женщина, не желающая забеременеть, ни в коем случае не должна ударять по этим деревьям топором или дубиной, чтобы не потревожить одного из духов, который может потом войти в ее тело.

В Древнем Риме верили, что люди в зачаточном состоянии пребывали в дубах, которые затем раскрылись, позволяя людям выйти оттуда. Позже деревья стали давать пропитание людям в виде своих желудей. Также римляне верили в материнские особенности фигового дерева, с которым связывалось основание Рима. Так как дерево имеет молокоподобный сок, то его сравнивали с материнским молоком. Чарльз Аллдритт утверждает, что древние персы полагали, будто первая человеческая пара выросла в виде двойного дерева и была разделена волей Ормузда (верховного бога Зороастризма), наделившего их даром знания. Похожее убеждение можно найти в Зенд Авеста, святой книге Парсиса. В ней говорится, что «первая человеческая пара, Мачиа и Мачиана, произошли от дерева в Хедене, восхитительном месте, где росли хома, или хаома, чудесное дерево, плоды которого давали силу и бессмертие».

В восточной Африке клан Гаанвар из нуэра поклонялся двум деревьям, считавшимся их предками. Эти пастухиверили в то, что их предок спустился с небес по дереву ниот, возле которого стояло небольшое тамариндовое дерево. Представители клана часто водружали ветвь дерева ниот, как домашнюю святыню, и обращались к духам обоих видов деревьев за помощью и защитой. Они обращались к этому дереву с просьбой о дожде в засушливый период, и иногда они это делали от имени других, неклановых представителей нуэра, также нуждавшихся в дожде.

В центральной Африке святые деревья часто символизировали мудрость, власть или традиции предков. Также они олицетворяли связь между живыми и мертвыми, выражая как эволюционные, так и генеалогические отношения. Святое дерево (сажаемое в качестве святыни) часто символизировало прибытие основателя конкретного клана. В одной легенде говорится о том, что первый предок племени принес с собой дерево и посадил его у своего жилища в качестве символа новой сообщности. Временами такой святыней были маленькие ритуальные рощи.

Клан Думурья в Индии имеет свой миф, касающийся их происхождения от особого вида фигового дерева: «У человека и его жены не было детей. Муж тяжело вздыхал и говорил: «Если бы у нас только был ребенок». Однажды, когда он печально брел по лесу, он уселся отдохнуть под фиговым деревом. Когда он увидел спелые фрукты, свисавшие с ветвей над ним, он подумал: «Если бы моя жена была такой же плодовитой, как это дерево, как счастливы мы бы были». И тут в дереве появилось дупло прямо напротив человека. И он подошел к дереву и уселся внутри этого дупла. В должный час человеческий ребенок родился от одного из плодов, и именно он стал отцом клана Думурья».

Куны с островов Сан Блас приписывают свое происхождение многим святым деревьям, играющим главные роли в жизни сообщности. Вождь куна сказал мне, что «лес является нашим домом, источником нашей пищи и лекарств». Также он — источник мудрости и духовного наставничества. У куна есть особый класс духовных лидеров, известных как «неле», служащих сообщности в качестве пророков. Неле часто советуются со святыми деревьями, в особенности теми видами, которые на языке куна называются игуавала, испервавала и накуивала. Согласно мифам куна каждый из 12 великих неле произошел от одного из 12 различных видов деревьев.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи"

Книги похожие на "Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Борейко

Владимир Борейко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Борейко - Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи"

Отзывы читателей о книге "Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.