» » » » Владимир Борейко - Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи


Авторские права

Владимир Борейко - Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Борейко - Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Природа и животные, издательство Киевский эколого-культурный центр, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи
Издательство:
Киевский эколого-культурный центр
Год:
2003
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи"

Описание и краткое содержание "Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи" читать бесплатно онлайн.



В книге собран экологический лесной фольклор различных времен, стран и народов, посвященный отдельным деревьям и священным рощам.






Считалось, что в качестве живых существ с ангельской сознательностью деревья обладали особыми природными возможностями. Сюда входили разнообразнейшие природные феномены: деревья могли, например, вызвать выпадение осадков и появление солнца, обеспечить обильные урожаи и оказать помощь при размножении домашних животных. Они также могли обеспечить плодовитость женщин и облегчение при родах. Различные божества, связанные с деревьями, также считались кладезями природной мудрости, практического знания, способности предсказать будущее, и способности исполнять желания людей.

Убеждение в том, что деревья были домами богов, имеет место почти в каждой культуре, где деревья играют жизненную роль в жизни сообщности. Это приводило к тому, что деревья становились объектом почитания и уважения и их часто защищали от срубания или причинения вреда. Когда же это все-таки было необходимо, то божественному существу, обитающему в данном дереве, возносили особые молитвы. Это не только играло важную роль в религиозной жизни местного населения, но и обеспечивало дальнейшее благоприятное присутствие деревьев и других растений в окружающей среде. Деревья были объектом уважения из-за их практической, материальной ценности, а также из-за их важной роли в духовной жизни сообщности.

Египет и Ближний Восток

Одной из наибольших святынь у древних египтян было фиговое дерево, почитавшееся как пристанище небесной богини Нат. Она обеспечивала водой и хлебом души умерших.

Осирис, величайший бог Египта, также считался духом дерева. Он в центре многочисленных легенд, в одной из которых говорится о святом дереве тамариске. Согласно этому мифу, Осириса убивает его родной брат Сет, который поместил тело Осириса в гроб, который был вынесен в море Нилом. В конце концов его тело было выброшено на финикийское побережье и оказалось у подножия тамарискового дерева. Затем дерево начало так быстро расти, что гроб в итоге врос в ствол.

Тело Осириса было спасено его сестрой и королевой Изис, богиней, девственной матерью, олицетворявшей собою природу. Она возвращает ствол, содержащий гроб, в Египет. Сет находит его и разрубает (вместе с телом Осириса) на 14 кусочков, которые он разбрасывает по поверхности Земли. Изис опять спасает Осириса; ей удается обнаружить различные части его тела. Затем она восстанавливает его тело, соединяя расчлененные части и возвращает его к жизни. Образ Осириса часто связывался с сосной и акацией, а также с тамариском. Помимо уважения и защиты в отношении этих трех видов, его помощники не имели права наносить вред фруктовым деревьям, возможно, в силу уважения положения Осириса как бога зерна и растительности.

Древние семиты считали, что с божествами было связано немало деревьев, включая сосны и кедры Ливана, вечнозеленые дубы Палестинских холмов, тамариски сирийских лесов и акации Саудовской долины, известные под именем «вадис». Богиня Ал-Озза, согласно преданию, обитала в святой роще акаций в Накле. Ранее семиты, поклонявшиеся культивируемым деревьям, часто сажали их неподалеку от святых колодцев, источников и других мест, отличавшихся своей святостью. Сюда, в первую очередь, входили финиковая пальма (символ процветания, победы и мира), виноградная лоза (символ мира и изобилия и эмблема еврейского народа) и оливковое дерево (символ процветания, верности и спокойствия).

В еврейской истории также есть немало ссылок на деревья и богов. Говорят, что Иегова Аврааму явился у терпентина в Моребе, когда он впервые вступил в эту страну. Под этим деревом Яков похоронил чужих богов своих последователей и Иисус устроил «таззебах». Гидеону же под дубом в Офрахе ангел говорил, что он должен спасти Израиль от мидийцев. В Библии также говорится о том, что древние семиты поклонялись Ашторет, женскому божеству, представлявшему плодородную землю. Изображалась она в виде дерева или часто столба, украшенного одеждой или повязками. Эти места назывались «ашеримами» и были важными атрибутами древних семитских святых обителей. Ашера, помимо связи со святыми источниками и деревьями, также была и фаллическим символом. Ашторет поклонялись примерно с 1150 до 500 г. до н. э. В конце концов, еврейские патриархи низвели эту богиню-землю с пьедестала божества, равного Иегове, мужскому богу. В результате этого многие ашеры были уничтожены. В «Святом дереве» миссис Д.Х. Филпотт пишет: «Канаиты считают, что в каждом алтаре богу имеется святое дерево, и когда израильтяне устанавливали местные обители, свои алтари они строили под зеленым деревом и внутри его помещали неизменный атрибут ашеры, являвшейся либо живым деревом, либо древоподобным столбом. Этой ашере, несомненно, поклонялись как святому символу божества. Ее истоки следует искать в культе поклонения Ашторет или Астарте».

Приверженцы зороастризма в Персии считали, что некоторые деревья являлись домами «феруэров», или духов, бессмертных и всемогущих. Этим духам совершались жертвоприношения, их почитатели находились под их защитой и прошения этих почитателей передавались могучему Ормузду или Ахура Мазде, верховному богу. Персы также верили в то, что большие деревья были населены лишь чистейшими из ушедших в мир иной и они регулярно в их отношении совершали благочестивые акты.

У современных арабов святые деревья называются «панахил» или места, где обитают духи, называемые джинами. Эти деревья нельзя срубать (как стволы, так и ветви) и им совершают подношения. В Марокко считают, что когда пальма не плодоносит, то это вина духа, живущего на дереве. В этих краях любят разыгрывать следующую сцену: фермер с топором подходит к дереву, выкрикивая угрозы, но несколько минут спустя подходит второй из «актеров» и просит его пощадить дерево, обещая, что в следующем году оно будет давать плоды. Франсуа Лежей в «Фольклоре Марокко» пишет, что такие деревья часто ударяют топориком, чтобы испугать обитающих в них духов, или семь камней подвешиваются на ветвях, чтобы в следующем году они были такими же тяжелыми от плодов.

Греция и Рим

В Древней Греции считали, что каждое дерево имело свою собственную дриаду, рождавшуюся вместе с ним, наблюдавшую за его ростом и умиравшую вместе с ним. Помимо дриад, многие деревья были связаны с богами и богинями. Так как дуб часто оказывался мишенью для молний, то считалось, будто он является особым деревом Зевса, отца богов и бога грома. Также древние греки верили в то, что советы Зевса передавались шелестом ветра в листьях и ветвях конкретного дуба в святой роще в Додоне. Советы передавались и журчанием ручья, вытекающего из-под его корней, или с помощью жребия, который тянули из урны, помещенной под его кроной. От этого святого дуба сама Афина, богиня войны, отрубила кусок, который послужил балкой для Арго, корабля Язона. Эта балка сохранила способность передавать советы и волю Зевса мореплавателям. В Риме дуб считался счастливым деревом, потому что он был связан с Юпитером, римским двойником Зевса. Игральные кости были сделаны из его древесины. Римляне также полагали, что древесина дуба была прекрасным «материалом» для горения и ею вместе с лавром пользовались для разжигания святых очагов.

С греческими и римскими богами было связано немало других видов деревьев. Мирт был деревом греческой богини Афродиты и бога морей, Посейдона. Яблоня также связывалось с Афродитой и ее римским двойником, Юноной. Оливки были деревьями Афины и, соответственно, Минервы. Когда Посейдон создал соленый источник у Акрополя, Афина приказала оливковому дереву вырасти из земли. Она передала оливковое дерево афинянам и оно стало символом свободы, надежды, пощады, молитвы, чистоты и порядка. Лавр был растением Аполлона, римского бога солнца, бывшего причиной плодоношения деревьев, тогда как белый тополь связывался с греческими мифологическими персонажами Геркулесом и Персефоной. Виноградная лоза считалась физической репрезентацией Диониса. Как и дуб, бук имел отношение к Зевсу и, соответственно, Юпитеру. Римская богиня Помона произошла из семейства дриад или лесных нимф и была богиней садов и всех плодовых деревьев. Жрец, известный как Фламен Помоналис, делал Помоне подношения с тем, чтобы она сохраняла лес.

Британия и Северная Европа

Среди древних британских и северных европейских народов природные леса издавна считались освященными местами. Фактически, старое друидское слово «святое место» имеет общее происхождение с латинским словом «роща», nemus, и считается, что древние готические соборы должны были по дизайну напоминать лес. В святых рощах, распространенных среди древних германцев, шведов, финнов, литовцев и славян, каждое дерево было божественным. В Германии сурово наказывался всякий, посмевший содрать кору с любого дерева в такой роще. Древние эстонцы верили в то, что духи (метсавоймуд) правили лесами. Они часто были связаны со специфической лесной областью или конкретной рощей или видом деревьев, там растущих. Эстонцы считали, что лесные духи не мигрировали из леса в лес, а оставались в лесу столько, сколько он существовал. Святыми деревьями эстонцев были наибольшие и наиболее распространенные деревья региона: липа, дуб и сосна. Дальше к югу жители территории нынешней Хорватии, древние далматинцы верили в духов зрелых буков, дубов и других больших деревьев и соответственно относились к ним с почетом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи"

Книги похожие на "Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Борейко

Владимир Борейко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Борейко - Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи"

Отзывы читателей о книге "Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.